В лапах Великого Инквизитора

Ау! Где вы, геймеры восьмидесятых? К вам обращаюсь я с одним-единственным вопросом - помните Infocom'овскую приключенческую игру Zork? Да, да, ту самую, первую, текстовую, простую и невзрачную, но в то же время очень популярную. Как вы помните, позднее компания Activision перекупила ее и в новом графическом исполнении выкинула на рынок под названием "Возвращение к Zork".

Как ни странно, но эта игра сразу же завоевала сердца геймеров-любителей RPG/adventure и оставалась одной из самых популярных до тех пор, пока на ее место не пришла другая - "Zork: Немезида", очень похожая на Myst. Она тоже в свое время наделала много шума, но сегодня речь пойдет не о ней. Сегодня я хочу познакомить вас с последней игрой этой серии, которая называется Zork Grand Inquisitor. На сей раз игра, выпущенная все той же компанией Activision (www.activision.com), отдаленно напоминает Atlantis и Temujin, но в своей основе остается все тем же старым и добрым Zork'ом.

Сюжет Zork Grand Inquisitor складывается из событий, продолжающих игру "Zork: Немезида". Один злой парнишка, именующий себя "Великим Инквизитором", захватил власть над Большой Подземной Империей. Этого ему показалось мало, и он издал новые, очень суровые законы, а еще ввел обязательный для всех комендантский час. Но и это еще не все, что сделал Великий Инквизитор. Он решил искоренить любым, пусть даже самым радикальным методом все волшебство, которое только существует в Большой Подземной Империи. Естественно, что пострадали простые люди, для которых магия являлась неотъемлемой частью их жизни. Многие пытались сопротивляться Великому Инквизитору, но все было бесполезно. Этот злой парнишка придумал один действенный способ наказания непослушных граждан империи - "тотемизацию". Что это такое? Точно неизвестно, но принцип действия следующий. Берут наказываемого и помещают в странного вида машину. Включают ее - и все, процесс закончен, от бедолаги не остается ни рожек ни ножек, одно лишь только воспоминание в виде маленького тотемного символа. Душа этого человека вынуждена томиться внутри символа целую вечность, до тех пор пока добропорядочный авантюрист (закоренелый гемер) не придет и не "оттотемизирует" их обратно, догадавшись, как это делается. Но сие потом. Сейчас ваша задача спасти Большую Подземную Империю от уничтожения, вернуть волшебство в Zork и все такое прочее. Заданий много, и на их выполнение у вас уйдет немало часов, а может быть, даже дней и недель. Кто знает? В настоящее время большинство игр жанра adventure можно условно разделить на два основных класса: представленные от третьего лица point-and-click-приключение (подобно "Острову Обезьян" от LucasArts) или от первого лица Quicktime/VRML (как Myst). Zork Grand Inquisitor относится к последнему классу. Игрок видит окружающий мир глазами своего on-screen персонажа, что дает разумную, но все же ограниченную панораму свободного обзора. Курсор, как обычно, видоизменяется при наведении его на "горячую" точку, чтобы показать различные действия, которые могут быть выполнены в любое время по желанию геймера. Игры этого класса легко изучаемы и весьма хорошо управляемы.

Сердцевиной всех игр приключенческого жанра являются разнообразнейшие загадки, которые надо отгадать, и задачи, которые необходимо решить. Если задачи слишком трудны, а загадки слишком расплывчаты, может очень быстро пропасть вся охота к игре. Поэтому в игре "Zork Великий Инквизитор" использован метод постепенного наращивания сложности - сначала задачки самые легкие, а потом - все сложнее и сложнее. Многие, особенно самые легкие загадки "сдаются" практически без боя, достаточно применить для этого только один предмет. Но позднее, по мере продвижения по Большой Подземной Империи, вам придется оперировать уже несколькими предметами, причем именно в определенной последовательности, для решения одной задачи. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Но к вашему счастью, а к моему сожалению, в игре повсюду разбросаны импровизированные подсказки, нужно только внимательно смотреть себе под ноги, и тогда успех обеспечен. Одна из наиболее интересных загадок (на мой взгляд) - нужно решить небольшой шахматный этюд, чтобы добраться до черепа Йорика (может быть, даже того самого, бедного, шекспировского, как знать?).

Но давайте не будем зацикливаться на загадках и задачах, ведь немаловажное место в играх жанра adventure отводится магии и всякого рода волшебным штучкам. Zork Grand Inquisitor не исключение. Вскоре после начала игры вы найдете свою магическую книгу, в которой уже будут записаны три заклинания. Их вы сможете использовать столько раз, сколько будет необходимо. Во время своих дальнейших странствий вы сможете найти, если постараетесь, много всяких магических свитков с новыми заклинаниями, которые автоматически перекочуют в вашу книгу и будут ждать своего часа, чтобы потом превратить кого-нибудь во что-нибудь. Но некоторые из этих заклинаний не предназначены для книжного формата (хранения) и поэтому могут использоваться только один раз. Для того чтобы как следует "вдарить" волшебством по какому-нибудь гаду, вовсе не обязательно бить его магической книгой по голове, достаточно всего-навсего открыть ее (кликнуть правой кнопкой или влезть в соответствующее меню в правом верхнем углу экрана). Как только выберете нужное заклинание, курсор сразу же трансформируется в определенный символ. Что делать дальше, думаю, объяснять не надо, наверняка, вы и сами все знаете. Но в том случае, если вы где-то ошиблись или просто не успели как следует "вдарить", вас могут (как это ни печально) взять и убить. В связи с этим дельное предложение - чаще предохраняйтесь, в плане использования опции save. Поверьте моему опыту, это еще никому не повредило. Но, с другой стороны, вот вам мой второй совет - пару раз расстаньтесь со своей жизнью (игровой, конечно) умышленно, проще говоря, совершите суицид. Нет, не надо на меня так подозрительно смотреть. Я в полном порядке и со своей головой состою в дружеских отношениях. Все объясняется просто: в игре "Zork Великий Инквизитор" видеоролик сцены смерти - один из самых душераздирающих (в хорошем смысле этого слова), которые я когда-либо видел.

Тот, кто играл в "Zork Немезиду", наверняка, остался недоволен тем, что очень много игрового времени уходило на длительные пешие путешествия, через местность, где вы уже успели побывать несколько раз, и все ради решения одной-единственной загадки. В Zork Grand Inquisitor такой проблемы не существует, она решается при помощи карты и устройств телепортации. Эти причудливые механизмы рассеяны по всему игровому Zork-миру и очень просты в использовании. Достаточно только вставить карту в соответствующее место данного телепорта - и вы будете способны повторно посетить старые, уже исследованные области. На карте есть несколько областей, на которые не распространяется действие телепортирующих устройств, и добраться туда можно только своим ходом - ножками. Но не расстраивайтесь, не пристало настоящему авантюристу огорчаться по пустякам. Для настоящего геймера расстояние в два компакт-диска - это не круг, не раз приходилось ходить и на более длинные дистанции. Не так ли, друзья? Кроме всего прочего, карта выполняет еще одну задачу, по крайней мере, она именно для этого и предназначена. Нет не обольщайтесь, она предусмотрена отнюдь не для геймерского удобства, а наоборот, для введения в заблуждение. Карта создает и поддерживает у игрока иллюзию миниатюрности Zork-мира и, соответственно, формирует впечатление скоротечности игры. А ведь на самом деле игровой мир так велик, что вы сможете жить там очень и очень долго.

Игровой интерфейс чрезвычайно удобен. Вам нужна будет мышка, причем желательно, чтобы она была вся такая "зализанная", обтекаемой формы, изготовленная именно под вашу руку (полный отпад!). Зачем? Чтобы играть в Zork Grand Inquisitor целый день, а может, и всю ночь и чтобы при этом ваша рука не уставала. Ладно, хватит патетики, перейдем к делу. Все управление осуществляется исключительно мышкой. Ее левая кнопка используется для взаимодействия с игровым миром, а правая - переключает вас к инвентарному окошку. Вызвать это окошко можно также и через меню fold-out (левый верхний угол экрана). Через аналогичное меню также осуществляется доступ к основным игровым опциям и к окошку магической книги. Если вы откроете инвентарное окошко при помощи правой мышиной кнопки, то сможете получить информацию относительно имеющихся предметов, а также комбинировать и использовать их с другими атрибутами.

Хотите узнать еще одну приятную новость? Оказывается, сотрудники компании Activision не лишены чувства юмора. Наконец-то в их исполнении появилась игра, достойная носить одно имя с теми старенькими, но очень смешными Zork'ами конца восьмидесятых годов. В Zork Grand Inquisitor юмор присутствует во всем, он живет и дает о себе знать в каждом аспекте игры. Так, Великий Инквизитор на поверку оказывается неуклюжим мегаломаньяком, а на его слуг без слез вообще смотреть нельзя. Музыка тоже несет в себе заряд комической энергии, подпитывая время от времени ваши чувства, особенно после причудливо-таинственных пассажей. Звуковое оформление игры в основном представлено голосами персонажей, которых вы встречаете по ходу игры. Складывается впечатление, что наконец-то игровые компании перестали издеваться над моими и, может быть, вашими чувствами и начали уделять одинаково пристальное внимание как музыке, так и звукам в своих приключенческих новинках.

Графика, в которой выполнена игра "Zork Великий Император", красива, если не сказать большего. Каждое местоположение в Zork-мире проработано до мельчайших деталей, и сразу видно, что разработчики вкладывали всю душу в свою работу. Вы имеете 360-градусный обзор в большинстве игровых местоположений, а кое-где даже можете посмотреть вниз. И все бы было хорошо, если бы не легкая размытость граней предметов. Как будто смотришь на что-то через зеркально отполированную трубу. Но данный графический дефект присущ практически всем интерфейсам VRML-типа.

Для нормального игрового процесса ваш домашний/рабочий компьютер должен отвечать кое-каким требованиям. А именно: он должен быть, как минимум, Pentium 90, желательно с тридцатью двумя мегабайтами оперативной памяти и восьмискоростным CD-ROM. Прошу также учесть, что необходимо полсотни мегабайт свободного пространства на винчестере, полноцветная мегабайтная SVGA-видеокарта, Sound Blaster 16 или совместимая звуковая карта, мышка и Windows 95.

Когда будете покупать компакт-диск с игрой Zork Grand Inquisitor, обратите внимание на небольшую строчку на вкладыше, которая гласит: "ESRB rating of Teen (13+)". Оба-на, подумаете вы, не иначе как и здесь без порнографии не обошлось. Да нет, все проще, читайте дальше: "Comic Mischief, Suggestive Themes, Use of Tobacco and Alcohol". Вот что значит настоящая забота о здоровье и нравах подрастающего поколения. Но это на Западе. Здесь же, в Беларуси, я вам советую не тратить драгоценное время на чтение вкладышей, все равно ничего хорошего не напишут, лучше купить компакт-диск с "Zork Великий Инквизитор" и играть столько, сколько вашей душе будет угодно.

Евгений Бубенников


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета