Кто остановит апокалипсис?

Сами посудите: забрасывают единственного десантника на далекую инопланетную базу, дабы извести очередную напасть прямо в логове, и что он там находит? Злыдней всяких - это понятно, но, кроме них, вокруг навалом аптечек и самого найсекретнейшего земного оборудования. А оружия всякого - хоть арсенал организовывай. Ленты пулеметные прямо в заводской смазке. Гранаты в комплекте с гранатометами к ним. Бластеры самой последней модели. Их армия еще не получила, а тут этого добра хоть пруд пруди. Откуда дровишки, спрашивается? И куда нечисть смотрит? Почему опасные материальные ценности бесхозно валяются? Или враги беспросветно тупы, все поголовно? Тогда почему они представляют такую опасность для землян? Или мы уступаем им даже в умственной полноценности?К счастью, в любом правиле бывают исключения. И одним из них можно по праву назвать игру X-COM: Apocalypse от фирмы Micro-Prose. Разработчики сумели придумать сюжеты не только вступительного ролика и анимированных вставок, но еще и взаимно увязали между собой все ее элементы.
Если вкратце, то суть X-COM: Apocalypse сводится к следующему. Пока население планеты упорно спорило между собой на тему, "существуют пришельцы или нет?", правительство решило, что Бог бережет только береженых, и в обстановке полной секретности приступило к организации агентства X-COM. В обязанности новой тайной силовой структуры вменялось "прощупать" инопланетную напасть; выяснить ее цели и задачи; по возможности разжиться новенькими технологиями; выковать мечей-кладенцов в количестве, достаточном для общения с "гостями", как минимум, на равных; обеспечить прикрытие своей территории от возможного вторжения. Правда, как это всегда бывает, несмотря на святость поставленных целей, всякие там депутаты и прочие народные представители не слишком-то торопились засучить рукава и открывать закрома. Проект X-COM, несмотря на огромную важность для всего человечества, развивался черепашьими темпами и, наверняка, опоздал бы с результатами, но случилось чудо. Вместо того, чтобы навалиться толпой и захватить абсолютно беззащитную планету, пришельцы избрали тактику лихих, но малочисленных налетов. То ли силенок у "зеленых человечков" на поверку оказалось маловато, то ли предполагалось нас просто запугать до крайности и загробастать всю планету целехонькой, судить трудно. Только на момент высшего назначения на пост директора службы X-COM чужие дальше периодических разбойных нападений и эпизодических десантов не заходили.

По сути, игра X-COM: Apoca-lypse является тактико-стратегическим симулятором. Режим можно выбрать по собственному вкусу: real-time; turn-baset; произвольная комбинация первого и второго вариантов. Происходящее на экране отличается высокой степенью реализма. Заказанный и оплаченный товар не материализуется из ничего, а привозится грузовиками. И можно посмотреть, как эти грузовики разгружают. Раненые солдаты двигаются медленней, соображают хуже и менее точно стреляют. Слишком постоянные неудачи снижают уровень морали, и сотрудники меньше торопятся лезть в пекло, а иногда и вообще могут выходить из-под контроля с самыми неприятными последствиями. В том числе и с ума сходить. Местное население лишь тогда приветствуют появление оперативников X-COM, если это не влечет дополнительных разрушений и если они приехали на вызов, а не ввалились без спроса. В противном случае на вашу службу спишут все разрушения, недостачи и пропажи за последние сто лет. Иногда такие "доброхоты" способны даже войну объявить и, не афишируя это явно, начать сотрудничать с пришельцами. Словом, жизнь не сахар, зато не соскучитесь.
X-COM: Apocalypse отличается нелинейным сюжетом и довольно развитым управлением. Если и уместны в этой чудесной игре какие-либо советы, то рекомендую придерживаться простой тактики: ни при каких обстоятельствах не бросайте своих (очень скоро вы почувствуете, на что способен корпоративный дух); при нападении на инопланетян всегда стремитесь использовать принцип концентрации огня на наиболее ответственных целях и не распыляйтесь; не торопитесь продавать свои самые последние технологии или новейшее оружие, даже если наблюдается явный излишек и даже если вам предлагают очень высокую цену (уже через пару недель оно обязательно попадет не в те руки и обернется против вас); при конструировании собственных систем не пытайтесь создать супермегапушку (исследования, накопление необходимых изобретений и последующее строительство обойдутся невероятно дорого, да еще и займут огромную прорву времени; кроме того, и самый защищенный, и самый вместительный, и самый быстрый, и самый вооруженный юнит одновременно, соорудить принципиально невозможно) и немедленно внедряйте научные достижения в производство (чем быстрее ваши ученые станут постигать вершины знаний, тем легче придется во время вражеских налетов на ваши базы); уделяйте особое внимание тренировке своих агентов и не жалейте на это ни денег, ни времени (чем тренированнее солдаты, тем меньше они несут потерь, а чем меньше потери, тем выше боевой дух, а чем выше боевой дух, тем эффективней результаты, а чем лучше результаты и чем меньше потери, тем тренированнее солдаты, и цикл замыкается). Напоследок - при строительстве новых баз не забывайте, что ограничено не только общее количество строительных площадок, но и их полезная территория. Поэтому с самого начала стремитесь установить контроль над как можно большим их количеством, чтобы, во-первых, сразу начать массированное наращивание своих возможностей, и, во-вторых, как можно точнее определиться с общей организационной структурой своей империи, ибо переделать потом ничего не удастся.
Между прочим, в Минске существует очень хорошая русифицированная версия X-COM: Apocalypse. Так что, кроме удовольствия от хорошей игры на родном языке, очень полезно будет внимательно ознакомиться со встроенной справочной системой по UFO-логии и по интерфейсу управления игровым процессом. Кстати, как только наука (или газетчики) находит что-нибудь новое - факт, явление или событие - это тут же отражается в интерактивном руководстве. Вот почему не ленитесь перечитывать его почаще - всегда найдете там много полезного.
А вообще, X-COM: Apocalypse - чрезвычайно интересная, обширная, многообразная и реалистичная игра, далеко выходящая за рамки многих известных жанров. Да еще и прекрасно сделанная с точки зрения дизайна. Остается единственная проблема: хоть на виртуальном дворе и 2084 год, а справедливым оказалось древнее пророчество - грядет апокалипсис, и только тайная правительственная организация X-COM с толковым директором во главе способна его предотвратить.
Александр Запольскис
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных