Кто остановит апокалипсис?

За последние два десятка лет мировая индустрия развлечений, несомненно, научилась делать хорошие компьютерные игры. Динамичные. Красочные. Увлекательные. Но вот что до сих пор не получалось, так это логичность. Странными представали эти виртуальные миры.

Сами посудите: забрасывают единственного десантника на далекую инопланетную базу, дабы извести очередную напасть прямо в логове, и что он там находит? Злыдней всяких - это понятно, но, кроме них, вокруг навалом аптечек и самого найсекретнейшего земного оборудования. А оружия всякого - хоть арсенал организовывай. Ленты пулеметные прямо в заводской смазке. Гранаты в комплекте с гранатометами к ним. Бластеры самой последней модели. Их армия еще не получила, а тут этого добра хоть пруд пруди. Откуда дровишки, спрашивается? И куда нечисть смотрит? Почему опасные материальные ценности бесхозно валяются? Или враги беспросветно тупы, все поголовно? Тогда почему они представляют такую опасность для землян? Или мы уступаем им даже в умственной полноценности?К счастью, в любом правиле бывают исключения. И одним из них можно по праву назвать игру X-COM: Apocalypse от фирмы Micro-Prose. Разработчики сумели придумать сюжеты не только вступительного ролика и анимированных вставок, но еще и взаимно увязали между собой все ее элементы.

Если вкратце, то суть X-COM: Apocalypse сводится к следующему. Пока население планеты упорно спорило между собой на тему, "существуют пришельцы или нет?", правительство решило, что Бог бережет только береженых, и в обстановке полной секретности приступило к организации агентства X-COM. В обязанности новой тайной силовой структуры вменялось "прощупать" инопланетную напасть; выяснить ее цели и задачи; по возможности разжиться новенькими технологиями; выковать мечей-кладенцов в количестве, достаточном для общения с "гостями", как минимум, на равных; обеспечить прикрытие своей территории от возможного вторжения. Правда, как это всегда бывает, несмотря на святость поставленных целей, всякие там депутаты и прочие народные представители не слишком-то торопились засучить рукава и открывать закрома. Проект X-COM, несмотря на огромную важность для всего человечества, развивался черепашьими темпами и, наверняка, опоздал бы с результатами, но случилось чудо. Вместо того, чтобы навалиться толпой и захватить абсолютно беззащитную планету, пришельцы избрали тактику лихих, но малочисленных налетов. То ли силенок у "зеленых человечков" на поверку оказалось маловато, то ли предполагалось нас просто запугать до крайности и загробастать всю планету целехонькой, судить трудно. Только на момент высшего назначения на пост директора службы X-COM чужие дальше периодических разбойных нападений и эпизодических десантов не заходили.

Но новоиспеченному теневому директору радоваться почти нечему. В его распоряжение поступают всего одна крохотная база в городе Mega-Primus, горстка не слишком квалифицированных агентов обоего пола, пяток единиц транспорта всякого назначения и очень скромный бюджет. Кроме того, правительство постоянно требует сиюминутных эффектных результатов и также постоянно норовит урезать и без того скудное финансирование. Зато работы не початый край. Плюс очень разнообразное окружение: корпорации, норовящие заработать на военных поставках; прочие промышленные гиганты, зачастую недовольные необходимостью платить налоги на ваше содержание; всяческие неформальные группировки, творящие свои черные дела и обладающие довольно внушительной силой. Директору службы X-COM предстоит всячески вверенное ведомство развивать, противостоять все возрастающей агрессии инопланетян; захватывать пленных и трофеи; проводить исследования; конструировать собственное оборудование и вооружение на основе открытий, сделанных учеными; торговать для покрытия дифицита бюджета службы; организовывать вербовку и обучение персонала; уничтожать чужих и выявлять изменников в своих рядах. И при всем этом заботиться об имидже своей секретной организации и уживаться с другими формальными и неформальными структурами города. Вот уж, действительно, все, как в настоящей жизни. С неба ничего не падает, даром не достается, а требует очень упорной борьбы и чудес изворотливости.

По сути, игра X-COM: Apoca-lypse является тактико-стратегическим симулятором. Режим можно выбрать по собственному вкусу: real-time; turn-baset; произвольная комбинация первого и второго вариантов. Происходящее на экране отличается высокой степенью реализма. Заказанный и оплаченный товар не материализуется из ничего, а привозится грузовиками. И можно посмотреть, как эти грузовики разгружают. Раненые солдаты двигаются медленней, соображают хуже и менее точно стреляют. Слишком постоянные неудачи снижают уровень морали, и сотрудники меньше торопятся лезть в пекло, а иногда и вообще могут выходить из-под контроля с самыми неприятными последствиями. В том числе и с ума сходить. Местное население лишь тогда приветствуют появление оперативников X-COM, если это не влечет дополнительных разрушений и если они приехали на вызов, а не ввалились без спроса. В противном случае на вашу службу спишут все разрушения, недостачи и пропажи за последние сто лет. Иногда такие "доброхоты" способны даже войну объявить и, не афишируя это явно, начать сотрудничать с пришельцами. Словом, жизнь не сахар, зато не соскучитесь.

X-COM: Apocalypse отличается нелинейным сюжетом и довольно развитым управлением. Если и уместны в этой чудесной игре какие-либо советы, то рекомендую придерживаться простой тактики: ни при каких обстоятельствах не бросайте своих (очень скоро вы почувствуете, на что способен корпоративный дух); при нападении на инопланетян всегда стремитесь использовать принцип концентрации огня на наиболее ответственных целях и не распыляйтесь; не торопитесь продавать свои самые последние технологии или новейшее оружие, даже если наблюдается явный излишек и даже если вам предлагают очень высокую цену (уже через пару недель оно обязательно попадет не в те руки и обернется против вас); при конструировании собственных систем не пытайтесь создать супермегапушку (исследования, накопление необходимых изобретений и последующее строительство обойдутся невероятно дорого, да еще и займут огромную прорву времени; кроме того, и самый защищенный, и самый вместительный, и самый быстрый, и самый вооруженный юнит одновременно, соорудить принципиально невозможно) и немедленно внедряйте научные достижения в производство (чем быстрее ваши ученые станут постигать вершины знаний, тем легче придется во время вражеских налетов на ваши базы); уделяйте особое внимание тренировке своих агентов и не жалейте на это ни денег, ни времени (чем тренированнее солдаты, тем меньше они несут потерь, а чем меньше потери, тем выше боевой дух, а чем выше боевой дух, тем эффективней результаты, а чем лучше результаты и чем меньше потери, тем тренированнее солдаты, и цикл замыкается). Напоследок - при строительстве новых баз не забывайте, что ограничено не только общее количество строительных площадок, но и их полезная территория. Поэтому с самого начала стремитесь установить контроль над как можно большим их количеством, чтобы, во-первых, сразу начать массированное наращивание своих возможностей, и, во-вторых, как можно точнее определиться с общей организационной структурой своей империи, ибо переделать потом ничего не удастся.

Между прочим, в Минске существует очень хорошая русифицированная версия X-COM: Apocalypse. Так что, кроме удовольствия от хорошей игры на родном языке, очень полезно будет внимательно ознакомиться со встроенной справочной системой по UFO-логии и по интерфейсу управления игровым процессом. Кстати, как только наука (или газетчики) находит что-нибудь новое - факт, явление или событие - это тут же отражается в интерактивном руководстве. Вот почему не ленитесь перечитывать его почаще - всегда найдете там много полезного.

А вообще, X-COM: Apocalypse - чрезвычайно интересная, обширная, многообразная и реалистичная игра, далеко выходящая за рамки многих известных жанров. Да еще и прекрасно сделанная с точки зрения дизайна. Остается единственная проблема: хоть на виртуальном дворе и 2084 год, а справедливым оказалось древнее пророчество - грядет апокалипсис, и только тайная правительственная организация X-COM с толковым директором во главе способна его предотвратить.

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета