Тамагоши и виртуальная жизнь

Когда писатели-фантасты придумывают мир будущего, то чаще всего они стращают читателя невероятными перипетиями приключений чего-нибудь (или кого-нибудь) необычного. Например, ожившего компьютера. И вообще, это так увлекательно - представить, как в силиконовых мозгах очень мощной вычислительной машины возникает первая искорка собственного разума. Только вот если малость отбросить всякую там завлекательную мишуру, то практически все известные истории на эту тему не более чем просто обман честных обывателей. Когда придет время, искусственная жизнь, несомненно, возникнет, но скорее всего это произойдет несколько иначе. По большому счету, рукотворная жизнь уже возникла, и даже вот-вот мы увидим ее второе поколение.

Все началось очень давно, когда некоторое количество математиков и философов объединились и предположили, что компьютер вполне возможно научить самостоятельно мыслить. Насколько мне известно, из этого пока ничего не вышло, хотя эксперименты продолжаются. Ежегодно специальная комиссия собирает несколько десятков добровольцев и ставит перед ними простую задачу. Каждый получает компьютерный терминал, подключенный к сети, и определенное количество времени. С противоположной стороны провода находится либо другой человек, либо компьютерная программа, и с ними следует вести беседу, используя клавиатуру. Выбор тем, насколько мне известно, ограничен весьма условно. Нужно определить, кто собеседник: компьютер или человек? Так вот, пока даже самая "умная" и "самообучающаяся" программа не смогла никого обмануть.

Откровенно говоря, по моему скромному мнению, игра головастых мальчиков и девочек в умный компьютер, хоть и зрелищна, но все же остается игрой. Уровнем интеллекта можно характеризовать лишь одну черту живого существа, и трудно сказать, насколько эта черта важнее прочих. Во всяком случае, миллионы хомячков, поросят, кошек, собак, попугаев, рыбок, ящериц и иной живности, живущих в домах людей и пользующихся их огромной любовью, вряд ли смогут даже вкраце пересказать и самую короткую книжку. Да и говорить они не умеют вовсе. Тем не менее, их любят всем сердцем. Самые разные живые существа становятся фактически равноправными членами семьи. Их лелеют. О них заботятся. С ними разговаривают. Иногда им даже потакают! Об огромном положительном влиянии живых существ на детей написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов. Такие сериалы, как "Флиппер" и "Лэсси" даже в Советском Союзе транслировались. Играя с животными, маленькие дети учатся добру, открытости, мягкости. При этом любое живое существо, помимо ласки, требует еще и ухода. Как говорится, "мы в ответе за тех, кого приручили". Эту истину дети также постигают, ухаживая за своим маленьким другом. Правда, иногда эти друзья далеко не маленькие.

Да и взрослые не обходят стороной "братьев наших меньших". Помните, в рекламе кошачьего корма - "я разговариваю с ним, и он мне отвечает!". Безбрежные просторы Всемирной Паутины полны страниц, посвященных горячо любимым домашним питомцам. Откровенно говоря, в некоторых случаях эти чувства мне кажутся даже слишком горячими и явно бьющими через край. Однако в каждом монастыре свой устав.

Но, кроме пламенных чувств и чисто теоретических рассуждений о большом педагогическом и духовном значении общения людей и животных, еще существует целый ряд довольно щепетильных моментов. Взять хотя бы резкое понижение мобильности человека. Теперь уже нельзя, как прежде, сорваться с места в любой момент и поехать к друзьям на дачу на выходные. Крайне сложно становится работать на должностях, связанных с командировками. Тем более - частыми.

Появление в доме нового члена семьи абсолютно всегда полностью меняет весь устоявшийся уклад жизни. Даже флегматичные рыбки требуют поистине адской работы. Любую воду не нальешь. Чем ни попадя не накормишь. Даже лишь бы каких рыбок вместе не поселишь. Своими глазами видел, как крошечные цветные создания с ожесточением отгрызают друг другу грациозные невесомые плавники. А с виду они милые, воздушные, если так можно выразиться, существа и так здорово снимают стресс. Еще хуже, если вас угораздило обзавестись животным, требующим частых прогулок или особых условий содержания. Нормой становятся ежедневные "генеральные" уборки квартиры, обязательные прогулки в туманных сумерках раннего утра или в вечерней темноте, постоянное пополнение запасов самых странных веществ (например, "Чаппи" или "ПедиГри").

Более того, пока рядом не появляется живое существо, как-то и незаметно на первый взгляд, что окружающий мир удобен только лишь для одного вида животных - для людей. С животными не пускают в метро. Им закрыт доступ в самолеты. С ними даже обычный троллейбус становится не столь просторным, каким мы привыкли его считать. Если кто желает убедиться в этом лично, пусть попробует оформить один-единственный железнодорожный билет на кошку либо собаку. Или попробует оформить номер в гостинице.

И особые проблемы возникают, когда "живого друга" покупают ребенку. Как это ни печально, но далеко не всегда вспыхнувшая было пламенная любовь превращается в ровно горящий камин, дающий постоянное тепло. И какие тогда возникают трудности! Продать, внезапно ставшую обузой живность не так-то просто. Приходится конкурировать с отработанной разветвленной сетью зоомагазинов, частных торговцев и системы объявлений. В итоге, скорее всего, если бывшему члену семьи не повезет, питомца просто выбросят на улицу. И это еще не самый худший вариант. Родное существо могут украсть злоумышленники во время прогулки. Его могут отравить озлобленные соседи. Оно может просто подавиться какой-нибудь для всех привычной мелочью. И тогда в семью приходит весьма не шуточное горе.

В общем, появление в подобных условиях в 1996 году компьютерной игры Creatures просто не могло остаться незамеченным. В Creatures нет монстров, нет нужды искать клады или гоняться за кем бы то ни было. Зато в ней есть прекрасная страна под названием Альбия. Замечательная такая страна. С лесами и лугами. Озерами и морями. Красочными домами и крохотными шалашиками. Поверьте мне на слово, там здорово! А еще, там живут симпатичные живые существа - норны. Заметьте, они именно живут. Рождаются. Растут. Учатся. Играют. Шалят. Разговаривают. И они действительно индивидуальны. Перед вами во всей красе предстает полноправная искусственная жизнь.

Вообще говоря, еще в 60-е годы математик Дж. Х. Конуэй ради шутки придумал настольную игру и назвал ее "Жизнь". Игра моделировала поведение колонии живых существ. В математике модель такого рода называется "клеточный автомат". Колония подчинялась всего лишь трем несложным правилам и существовала на доске, расчерченной в клетку, но на ней рождались, жили и умирали фишки, символизирующие отдельных членов колонии. Игра завоевала огромнейшую популярность и с появлением компьютеров перешла в виртуальный мир. Что интересно, несмотря на совсем нехитрые правила, каждая колония проходила свой собственный путь, и отдельные ее члены даже отличались друг от друга. Их даже изучали, как зоологи изучают настоящих животных!


Однако вернемся к нашим норнам. С увеличением вычислительной мощности оборудования и с усовершенствованием алгоритмов программирования стало возможным создание некой программы, способной изменять свое поведение в зависимости от внешних условий, что немедленно получило название Artificial Intelligence (искусственный интеллект, или AI). Естественно, возможности этого AI были более чем скромными, но они все же существовали. Сегодня одним из направлений их развития являются компьютерные игры. Они же, эти игры, навели на мысль совместить принципы "клеточного автомата", искусственного интеллекта и игрового интерфейса. Так родилась искусственная жизнь.

Сейчас в Creatures играют десятки миллионов человек. Играют и будут играть, ибо, по сути, этот процесс бесконечен. Симпатичные норны вылупливаются из яиц и далее ведут себя, как маленькие дети примерно двух лет. Их надо кормить. Учить разговаривать. И вообще - учить всему. Показывать, как надо жить в чудесном мире страны Альбия. По мере взросления поведение норнов претерпевает значительные изменения. В зависимости от вашего поведения они могут быть более капризными или более умными, более красивыми или более сильными, более выносливыми или более неприхотливыми. Они могут быть абсолютно любыми. Норн живет (в среднем) пятнадцать часов реального времени и проходит все стадии развития со всеми им присущими особенностями. В младенчестве он глуп, но любознателен. В юности активно интересуется противоположным полом (со всеми вытекающими последствиями). В старости медлителен, рассеян и ворчлив. Правда, когда программа игры не активна, то время в Альбии полностью останавливается...

Норны чрезвычайно похожи на настоящих живых существ. Их словарный запас составляет четырнадцать слов, что, конечно, немного, но даже это позволяет более-менее приемлемо разговаривать. Кроме того, один человеческий год - очень большое время, и скорее всего нынешние норны используют гораздо больше слов, чем те, что были заложены в Creatures изначально. Да и вообще, сходите на официальный сайт игры Creatures (www.cyberlife.co.uk). Про новый класс живых существ там рассказано очень много.

И, что самое главное, благодаря столь короткому, по человеческим меркам, сроку жизни становится возможным заниматься целенаправленной селекцией кибернетических зверьков практически в неограниченных направлениях. Генотип норна составляет целых 200 ген! Это просто невиданное поле для деятельности. Ими, норнами, еще и меняться можно. Предусмотрена возможность извлечения зверька из игры и его "консервации" на дискете. Такой кокон, объемом менее ста килобайт, можно хранить у себя, можно подарить друзьям, а можно и обменять на другого норна. Боже мой! Выращивание этих симпатичных созданий и общение с ними стало настоящей эпидемией. Войдя в Yahoo (www.yahoo.com), я спросил адреса ресурсов, содержащих слово "norn", и был не слишком удивлен, когда поисковик выдал коротенький список из менее чем десятка линков. Действительно, Creatures всего лишь игра, и наивно ждать от нее иного. Но каково же было мое удивление, когда пришла реакция поисковой системы на само слово "сreatures"! Мест, где либо обсуждаются проблемы альбийской живности, либо ею обмениваются, просто неисчислимое множество, и бродить по ним можно до бесконечности. А какие там представлены экземпляры!... Не хуже родовитых собак или племенных жеребцов. С длиннющими родословными. С красочными фотоальбомами прямых родственников.

Но при всей привлекательности кибернетической жизни Creatures имеет один, но очень важный недостаток. Она способна существовать только в компьютере. И встают перед страстным поклонником заботы о "братьях наших меньших" все те же проблемы. В самолет не пускают. В гостиницы не селят. В метро не возят. Хорошо, если доход позволяет обзавестись ноутбуком. А если нет? Да и вряд ли владелец дорогостоящей портативной системы будет всюду с ней таскаться. Как минимум, это не совсем удобно (не так уж миниатюрна система). Да и не станет он всюду запускать Creatures ради пяти-десяти минут общения с виртуальной живностью.

Эта проблема была подмечена, оценена и решена Аки Маита, сотрудником фирмы Bandai Co. Ltd, в ноябре 1996 года. Запомните эту дату, дамы и господа, ибо мы стали свидетелями эпохального события - настоящего рождения искусственной жизни. Господин Маита придумал Тамагоши.

Что такое тамагоши? Это маленький брелок с жидкокристаллическим дисплеем, питанием от одной батарейки для наручных часов и с тремя, реже с четырьмя кнопками, внутри которого живет электронный зверек, очень похожий на норна. Только тамагоши живет не в своем собственном, искусственном, мире, а полностью - в нашем с вами. Он так мал, что умещается в кармане (зачастую вместе с ключами) и может всегда и всюду находиться со своим хозяином. В остальном он практически родственник норну. Он рождается, растет, шалит, любит, чтобы с ним играли и рассказывали ему сказки. Ему, как и любому живому существу, требуется определенный уход. Тамагоши нужно периодически кормить (иначе он может умереть от голода), но не перекармливать (от переедания животное часто заболевает). Как каждый зверь, тамагоши иногда пачкается, и ему требуется душ (после уборки в его помещении). Ну совсем как взаправдашний настоящий живой зверь, только маленький. Зато не жует хозяйские домашние тапочки, не царапает обои, не мусорит в труднодоступных местах, не сбрасывает хрупкие предметы с полок.

Фирма Bandai (http://www.goldenautumn.com/tamainfo.html) даже придумала романтическую историю, будто тамагоши недавно обнаружили ученые в горах Тибета и якобы он не с нашей планеты, а прилетел ради знакомства с людьми и установления с ними тесных дружеских уз, но он, к сожалению, заблудился, остался совсем один и ему очень нужна забота...

Свое название тамагоши получил по звучанию фразы tom-ah-got-chee, что в переводе означает "привлекательное яйцо", или "яйцо watchi". Ну а потом уже пошли переводы, опять по звучанию, на английский язык (tamagoshi), откуда его имя, сильно исковерканное, попало к нам на русский (томагочи, тамагуччи и пр.).

Эти маленькие электронные зверьки ворвались ураганом и сотворили чер те что. Будучи такими милыми и до смешного дешевыми (средняя цена в Штатах на уровне семи долларов), они в самом прямом смысле затопили многие страны. Так, в Нью-Йорке универмаг Schawakr продает их по ДВЕНАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ШТУК ЕЖЕДНЕВНО и продолжает во всеуслышанье объявлять о явной нехватке этих электронных зверьков. И действительно, она имеет место, эта жуткая нехватка.

Вслед за Bandai практически аналог тамагошии стала выпускать компания MJ ELECTRONICS HK, и только в 1996 году ее "зверьковый" объем продаж составил 7 500 000 американских долларов. И это за каких-то пять недель, ведь тамагоши-то изобрели лишь в ноябре того же года! При этом ни по внешнему виду, ни по функциональному наполнению продукция MJ ELECTRONICS HK практически не отличается от тамагоши Bandai, в чем можно легко убедится, посетив фирменный сайт MJ (http://www.gwh.net/tamagotchi/whatis.html). Кстати, эту страницу уже посетили 1 305 117 человек.

Как и любое разведение чего бы то ни было, тамагоши-мания имеет и свои теоретические корни и даже свою идеологию. Все это опубликовано в Интернет и доступно любому желающему (http://www.gwh.net/ tamagotchi/whatis.html). Благодаря столь высокой популярности (что не удивительно, и позже я расскажу - почему) сегодня в мире существует огромное множество видов тамагоши. Любой из адресов в Большой Сети (например, http://www.scalaire.com/tama/indexalta1.html или http://www.rapidata.com/rapidata/tamagochi/tamagochi.htm) заполнен фотографиями самых разнообразных конструкций. В виде кошек, собак, динозавров, цыплят, поросят и вообще не понятно в виде чего. Буржуи, конечно, прямо с этих страниц могут заказать себе понравившуюся кибернетическую зверюшку, но мы - не они, мы можем лишь лицезреть.

Хочу заметить, что, как и в нормальной жизни, не все и не всегда проявляют любовь к окружающей природе, так и тамагоши далеко не у всех вызывают прилив нежности. К примеру, путешествуя по Интернет, я очень быстро наткнулся на страницу о тамагоши; в названии ее цензурными были лишь приставки и предлоги (http://www.ormroyde. demon.co.uk/tomog.htm). Из содержания сайта совершенно не понятно, чем насолили автору эти безобидные электронные существа, но его ненависть к ним буквально жгла сквозь стекло монитора. Наверно, этот человек вообще питает крайне отрицательные чувства ко всему живому, но особо остро его "пылкая" страсть проявляется по отношению к тамагоши. Автор подробно описывает, с каким наслаждением он топит, кремирует и морит голодом несчастных животных, и призывает к этому всех остальных. Он даже напечатал подробные инструкции для непонятливых. Что ж, каких только болезней на свете не бывает...

К счастью, далеко не все вокруг разделяют подобные взгляды, о чем свидетельствует появление в Америке местных конкурирующих аналогов тамагоши под названием "Gida-домашние животные" и "Nano-приятели".

Собираясь писать эту статью, я решил сам посмотреть, что за зверь этот тамагоши, тем более что он попался мне на глаза во время посещения офиса минской фирмы Видеопечать. Честно говоря, не очень-то я верю во все эти электронные финтифлюшки. Точнее, не очень верил. И длилось это ровно до того момента, как я выбрал себе одного тамагоши из богатого разнообразия представленных видов.

Внешне мой зверек практически не производил сколько-нибудь могучего впечатления. Брелок как брелок. Даже с инструкцией возиться не пришлось, настолько простым оказалось его управление. Ну выставил я часы, указал, во сколько утром следует подавать сигнал, и мой кибернетический зверек родился. Так как мне было абсолютно все равно, кем он будет (не забывайте, брал-то я его исключительно ради эксперимента), то выбрал первую попавшуюся пиктограмму из шести возможных вариантов и получилось, что предстояло мне вырастить кота.

Первый день он был совсем маленький. Даже его изображение на дисплее было крошечным и вызывало лишь скептическую полуулыбку. Естественно, ничего, кроме еды и сна, у моего кота в голове не умещалось. Зато ел он хорошо и много, так что появление результатов пищеварения не заставило себя долго ждать. То-то было смеху. Во-первых, мой кот призывно запищал в кармане и потребовал убрать нарисованную, приличных размеров кучу, над которой уже вились мухи. И как только я нажал соответствующую комбинацию клавиш, кот откуда-то достал бульдозер и под заводной мотивчик приступил к "большой приборке", а по окончании стал весело резвиться, прямо как живой.

Вообще, уже через несколько часов тамагоши перестал восприниматься как неодушевленная вещь и стал больше ассоциироваться с живущим внутри котом. Тем более что по мере роста он из котенка превращался в большого и хитрого котяру. Не занимая практически никакого места, он всюду путешествовал вместе со мной. Даже в Москву съездил. В командировку, на выставку Multimedia EXPO97. Естественно, без каких либо проблем. Уже через пару дней, кроме как "кот", "он", "ты" или "животина прожорливая", тамагоши вообще не воспринимался. Просто сидит в кармане кот. Не слишком капризный и не слишком ленивый. Мурлыкает, когда скучно, поиграть просит. Радостно верещит, когда игра ему нравится. Хандрит, когда слишком уж наседаю с образованием. С удовольствием лопает рыбу, вишни и пьет воду. Не слишком любит водные процедуры, как и все коты вообще. Время от времени можно посмотреть, сколько ему лет и сколько он весит. Сыт ли. Рад ли жизни. Не мерзнет ли. Или, может быть, ему жарко и требуется зонтик от солнца.

Постепенно игра перешла в совершенно полноценное общение и, клянусь треуголкой, я с тихой грустью следил за тем, как мой кот старел. Собственно, срок его жизни короток, по нашим меркам. Всего-то пять-семь дней. Фактически ему исполняется год каждые девятнадцать реальных часов. Он стал толстым, старым, мудрым и ленивым. Рано ложился спать, прекратил развлекаться подвижными играми. Зато пристрастился, ни больше ни меньше, - к пасьянсу. Честно говоря, даже забавно было наблюдать за ним, ворчать, когда он, просыпаясь ни свет ни заря, упорно требовал жрать. Однажды мне уж очень хотелось спать и по заре я его не услышал, так животина к десяти утра заболела. Лежала на передних лапах и жалобно попискивала. Пришлось срочным порядком оказывать неотложную помощь.

А вчера мой кот помер. От старости. И стало как-то слегка грустно, словно не стало кого-то близкого. Вот тогда я и понял, что сколько бы не изгалялись узколобые злопыхатели, а есть в тамагоши нечто такое, присущее настоящим живым существам, что роднит их с нами и позволяет людям стать, пусть самую малость, но добрее. И это только кажется, что уже сам факт откровенной искусственности крохотной жизни говорит о ее ущербности, что якобы будет убивать, например в детях, чувство ответственности за свои поступки. Только кажется, а когда кажется, как говаривала моя бабушка, креститься надо. Помните школьный пример из основ психологии про двух женщин и младенца? Одна настоящая, биологическая, мать, ребенка только кормила и переодевала, а вторая, практически посторонняя, играла с ним и учила его премудростям мира. А через несколько лет стало ясно, что он очень любит именно эту, вторую, женщину и довольно прохладно относится к своей настоящей маме. Не знаю, было ли это на самом деле или нет (даже в школьных учебниках не всегда правду пишут), но лично я в правильности результата нисколько не сомневаюсь. Вот и с котом было так же. Вроде и не понять, что такое он собою представляет, а поди ж ты, как живой. И так здорово с ним играть. Снимает стрес. Улучшает настроение. Вызывает улыбку. А что еще надо для счастливой жизни?

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 1997 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2022 Компьютерная газета