Дом, который построил Билл

Каждый раз, когда научно-технический прогресс выдавал "на гора" нечто действительно грандиозное, обязательно находились энтузиасты, считавшие своим долгом, пусть в самых общих чертах, но описать, каким чудесным станет мир в самом ближайшем будущем и как здорово это будет выглядеть.

И хотя в серых невзрачных гадких утятах невозможно было разглядеть белоснежную красоту грациозного лебедя, полет фантазии взмывал на неимоверные высоты. Жуткие и чадящие паровозы трансформировались в крохотные, но чрезвычайно удобные механизмы, с помощью пара выполняющие практически любую работу. Стирать белье. Гладить. Готовить. Перевозить тяжести. Подымать тележки на любой этаж. Потом был изобретен автомобиль, и вновь в самой ближайшей перспективе обществу предстояло кардинально преобразиться. Еще позже крохотные ядерные реакторы должны были занять достойное место в каждом доме, в каждом автомобиле, в каждом самолете и тем самым опять же организовать средних размеров революцию.

Теперь настала пора вычислительной техники и Интернет. И, естественно, нашелся пламенный сторонник цивилизации кремниевых чипов. Он даже написал книгу, которая называется "Дорога в будущее" и по сей день вызывает значительный интерес читателей. Хотя, как мне кажется, этот интерес вызван не столько самой книгой, сколько именем ее автора. А зовут его... Гейтс. Билл Гейтс. Во время путешествия по киберпространству мне неоднократно попадались на глаза всякие отзывы на нее. В общем, не осталось ничего иного, как самому взглянуть не путеводитель по этой самой дороге невесть куда.

Думаю, не стоит пересказывать все ее содержание, отмечу лишь одно - заливает дядя Билли просто изумительно. При этом почти не упоминая, что фирме Microsoft в будущем величии скоростных каналов связи и передовых суперкомпьютеров отводится далеко не последнее место. Да Бог с ним, если не она, то найдется кто-нибудь другой. Свято место пусто не бывает. Дело в другом. "Дорога в будущее", пусть весьма примерно, но затрагивает один чрезвычайно важный вопрос - чем обернется широкое внедрение вычислительной техники в повседневную жизнь. Господин Гейтс не жалеет радужных красок. Современные луддиты, наоборот, щедро грозят неисчислимыми страданиями. Кто прав? Вообще-то, каждая из сторон приводит в свою пользу более чем убедительные аргументы. С одной стороны, компьютеры, став персональными, значительно улучшили быт, повысили качество здравоохранения и серьезно облегчили жизнь ученым. Не говоря уже о библиотекарях, почтовых служащих, кладовщиках и торговцах. Компьютерный учет в несколько раз сокращает трудозатраты по управлению складскими запасами. Именно благодаря автоматизации, например, фирма Compaq не только сократила собственные оперативные запасы, но и значительно улучшила снабжение своих партнеров. При этом еще и кой-какую выгоду извлекли. Сегодня виртуальная торговля уже не редкость. Мало-помалу компьютеры становятся неотъемлемой частью каждого серьезного устройства: самолета, автомобиля, корабля, стиральной машины...

Однако существует и оборотная сторона медали. Тотальная автоматизация сокращает потребность в нескольких слоях иерархической лестницы. Теперь один оператор и один компьютер способны заменить целую бригаду наладчиков оборудования с числовым программным управлением. Фирма "Боинг" вообще создала единую электронную систему, объединив в сеть исследовательские лаборатории, технологов, заводы, склады в единую базу электронных чертежей. При этом на полтора порядка увеличились скорость и производительность работы, значительно снизились затраты материалов и количество конструкторских, технологических и организационных ошибок. А "лишние" люди почти полностью были уволены. Вместе с тем внушают опасения и некоторые чисто технические вопросы. Знаете, почему нельзя так просто утилизировать атомные подводные лодки? Потому что в прежние времена применялись реакторы с жидким теплоносителем первого контура, где этим самым теплоносителем служит жидкий металл. Если прекратить его циркуляцию по системе труб, то могут возникнуть обычные пробки, что приводит к полному охлаждению активной зоны. Вы спросите - а при чем тут активная зона, если есть так называемые стержни, которые и существуют для управления цепной реакцией? Это ведь сотни раз по телевизору показывали. Да, все так, но даже активизация всех "тормозных систем" не гарантирует полного прекращения процесса ядерного распада. Топливо будет продолжать распадаться и выделять прорву тепла, способного за несколько часов полностью расплавить конструкцию реактора. Таким образом, даже ржавеющие у многочисленных причальных стенок давно списанные субмарины требуют пристального внимания и недешевого обслуживания.

А теперь представьте, что в таком городе, как Москва, на сутки пропадет электричество. Четыре огромных аэропорта прекратят принимать самолеты, ибо функционирование системы управления воздушным движением полностью зависит от вычислительной техники. В "ручном" режиме они не в состоянии справиться даже с десятой частью обычной нагрузки. Точно так же прекратится всякая связь. Фактически бесполезными станут практически все клиники, поскольку аппаратурой они набиты, что центры управления полетами. Вы не обращали внимания, сколько вокруг ключевых электрических приборов? Кассовых аппаратов? Насосов на бензоколонках? Весов? А что, если все это станет? И ведь действительно такая опасность имеет место. Техногенные происшествия давно стали чрезвычайно опасными и трудно устранимыми. Уступают они в этом отношении разве что активным боевым действиям. Словом, выходит, правы абсолютно все. И сторонники. И противники. Только вот лично я полагаю, что весь этот спор - новейшее проявление загадки про курицу и яйцо.

Судите сами: крохотные кардиостимуляторы спасли жизнь не одному десятку тысяч человек, но для их производства требуется разветвленная и разнообразная промышленная инфраструктура, которая в свою очередь несет не шуточную опасность. Самолеты ежегодно перевозят сотни миллионов пассажиров и неимоверное количество грузов. Это самый быстрый вид транспорта. Но катастрофа даже одного авиалайнера сразу приводит к огромному количеству жертв.

Палка о двух концах. Однако, если быть абсолютно объективным, в общем и целом мир стал значительно безопаснее и удобнее, хотя и существенно изменился. Причем совсем не так, как предрекали даже самые известные провидцы. Сверхмагистраль, о которой рассказывает Билл Гейтц, также инициирует серьезные преобразования, как это произошло при значительном прорыве в кораблестроении. Помните, как только корабелы сумели наладить массовое строительство достаточно надежных судов, наступила эпоха великих географических открытий, а после нее - большое переселение народов на "запад", в Америку.

При этом грядущие изменения, неся массу достоинств, скорее всего инициируют и новые проблемы. Цифровые деньги, столь милые сердцу основателя Microsoft, какими бы хитрыми они ни оказались, так и останутся набором электронных сигналов, которые при достаточной сноровке вполне можно скопировать. Причем, если наличие в частном владении клише любых денежных знаков (особенно долларов США) однозначно свидетельствует о преступных намерениях и влечет уголовное наказание, то наличие дома персонального компьютера в эпоху киберденег абсолютно безнаказанно. Хотя с его помощью "штамповать" дензнаки гораздо легче. Аналогичным образом обстоят дела практически в любом вопросе. Вот, к примеру, задача - убить человека. Условия - медицинская карта жертвы хранится на некотором сервере в глубинах сверхмагистрали. Решение - сфабрикуйте эту карту любым способом - и ничего не подозревающий медицинский персонал из самых лучших побуждений отправит на тот свет столь же ничего не подозревающую жертву. И надо сказать, что подобные случаи известны. Да, над безопасностью информации уже ломают голову лучшие умы, но послушайте, как преподносится этот вопрос? Никто и нигде не говорит об АБСОЛЮТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Речь идет о некотором УРОВНЕ безопасности на НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ. Собственно, любой пользователь компьютера сегодня вынужден решать этот не слишком приятный вопрос. И с глобализацией компьютерного оборудования ситуация еще больше осложнится. Вот с чем предстоит научиться жить.

Следующим ключевым моментом будущего станет возрастание роли и возможностей любой серьезной финансовой или политической группы. Здорово, когда программа-агент отслеживает вкусы каждого конкретного человека и подстраивается под него. Однако эта же программа способна выложить любому, кто сумеет ее квалифицированно "попросить", всю вашу подноготную. Что читаете (следовательно, что думаете). Чем занимаетесь. Что предпочитаете. На этом фоне НКВД СССР в тридцатых годах просто в бирюльки играли. Масштабы не те. И только высокая гражданская активность сможет противостоять стремлению некоторых организаций установить собственный тотальный контроль над всем обществом в целом. А желающих хватало во все времена. Взять хотя бы попытку некоторых "американских товарищей" ввести цензуру в Интернет под предлогом защиты подрастающего поколения от разгула электронной порнографии. С этим также предстоит научиться жить.

Сверхмагистраль, по Биллу Гейтсу, - это новый уровень общения между людьми. Полностью с ним согласен. Мой собственный полуторагодичный опыт работы в Интернет значительно изменил мое представление об окружающем мире. Теперь, если возникает необходимость, например, проконсультироваться по вопросу работы, вернее "неработы", моего компьютера, практически ничего не мешает найти соответствующую комнату для переговоров (chat-room) и поговорить со знающими людьми. Однажды меня одновременно консультировали жители Алмааты, Владивостока и Таллинна. Это вам не местная ремонтная мастерская с небритыми, сомнительного вида личностями. Но, с другой стороны, когда под окнами вашего дома кричат нечто непотребное, то видно лицо человека, и два раза подряд один и тот же мошенник никого не сможет ввести в заблуждение. А сеть покажет только то, что отразится на мониторе. Посмотрите кинофильм Starship Trooppers - и поймете, о чем это я. Таким образом, милый в личном общении сосед очень даже может заваливать вас электронными письмами с самыми гнусными высказываниями. И никакое совершенствование программного обеспечения тут не поможет.

Да и сам "софт" НИКОГДА НЕ БУДЕТ АБСОЛЮТНО НАДЕЖНЫМ. Вы хоть раз задумывались над тем, что даже в самой изощренной литературе все "техногенные" катастрофы начинаются исключительно из-за человеческой ошибки? Компьютер действительно не способен ошибаться, но он опирается на некий алгоритм, который разрабатывают и реализуют люди. А людям, случайно или преднамеренно, свойственно ошибаться. Представьте на скоростной автостраде будущего быстроедущий автомобиль с голосовым или даже полностью компьютерным управлением, когда в самый ответственный момент происходит сбой программы и он остается без всякого управления... Или взять, к примеру, торговлю ценными бумагами. То-то будет смеха (кому веселого, а кому и истерического), если электронная биржа начнет торговать сама с собой без малейшего участия человека из-за логической ошибки в одной из сотен миллионов строк исходного текста программного обеспечения. Даже пять минут такой самодеятельности может обернуться миллиардными убытками.

Тему преднамеренного мошенничества мне вообще трогать не хочется. Если магазины, дома моделей или консультационные бюро могут существовать исключительно в памяти компьютера, то кто может дать гарантию, что все они вообще существуют. Вы знаете, сколько денег ежегодно "собирают" мошеннические, реально несуществующие туристические компании только в одной Москве? И это в условиях, когда надо снимать офис, завозить и устанавливать мебель и оборудование, нанимать персонал. А электронная "версия" офиса может быть создана за пару дней и потом уничтожена одним щелчком мыши.

Интернет, точнее то, во что он должен переродиться (а в том, что это произойдет, нет ни малейшего сомнения), обязательно подтолкнет столь любимый демократами плюрализм мнений и свободу индивидуального творчества. Возникнут сотни тысяч новых поэтов, писателей, художников, сценаристов. Так что будет невозможно воспитывать детей по старому шаблону. Мол, из всех писателей к категории литераторов можно отнести лишь Толстого, Достоевского, Чехова, Фурманова и Фадеева. Ну, может, еще Зощенко и Шукшина. А все остальное - злобная пропаганда реваншистов и недобитой контры. Уже сегодня Всемирная Паутина наполнена самыми различными серверами. Художественными и альтернативными. Экстремистскими и фантастическими. Уже сегодня образованные детки задают очень даже каверзные вопросы. До недавнего времени система образования выживала исключительно благодаря труднодоступности альтернативных источников информации. Не то чтобы так уж сложно было найти ближайшую библиотеку, гораздо проблемнее оказывался поиск в ней по-настоящему ценной книги. Однако проникновение магистрали в каждый дом и ее дешевизна позволит буквально каждому желающему обратиться, например, к ресурсам Библиотеки Конгресса США. А уж там столько всего интересного... Кстати сказать, не стоит так уж надеяться на непреодолимость языкового барьера. Качество продаваемых сейчас программ-переводчиков уже позволяет вполне приемлемо общаться с нерусскоговорящим миром. А ведь обещанный прогресс еще и с места не сдвинулся...

Следовательно, предстоит нелегкая работа по адаптации самого понятия "образование" к новым условиям, по нахождению новых преподавателей, действительно способных учить детей, а не просто пересказывать содержание устаревшего учебника, по выработке новых методик образования, т.е. передачи знаний вместо штамповки "типовых винтиков общественного механизма". Магистраль не заменит преподавателя, она лишь позволит сделать образование более наглядным, более увлекательным, но не менее трудным.

И, пожалуй, последнее - потребность человека в общении и в безопасности. Эта потребность толкала население средневековых деревень в города. Эта же потребность удерживала их там даже во времена войн, стихийных бедствий или эпидемий. Вся наша нынешняя жизнь построена на этом принципе. В каждой такой общности возникали сервисные службы, слжбы безопасности. Постепенно некоторые города превратились в мегаполисы, как, например, Москва, Нью-Йорк или Буэнос-Айрес. По численности населения они превосходит иные независимые государства. В некоторых случаях эти мегаполисы вообще начинают жить своей собственной жизнью, издавать свои газеты, стимулировать собственный, внутригородской, бизнес... А протяженность в них всяких транспортных и коммуникационных инфраструктур вообще с большим трудом поддается исчислению. По сути, такие города уже сами не далеки от восприятия себя как самостоятельного государства.

Вообще-то, очень многие горожане были бы только рады перебраться в сельскую местность. Там и климат лучше. И пища здоровее. И преступность ниже. И люди душевнее. Да вот с магазинами плохо. Нет достойного медицинского обеспечения. Нет развитой системы обслуживания, без которого уже немыслима жизнь. И нет самого главного - работы. Далеко не все хотят махать вилами в свинарнике, хотя, несомненно, необходим (и будет существовать) любой труд. Тем не менее, если разобраться, только десять-пятнадцать процентов населения на самом деле что-то производят. Остальные заняты в сфере обслуживания и обеспечения. Секретари-машинистки. Продавцы. Консультанты. Переводчики. Учителя. Журналисты. Разносчики газет. Многие из них вполне могут работать у себя дома, если предоставить им компьютер, соответствующее обеспечение и надежную связь. Следовательно, появление той самой сверхмагистрали скорее всего приведет к оттоку населения из городов и выравниванию его плотности на территории страны. Звучит заманчиво, но это может обернутся (и скорее всего обернется) серьезными изменениями во всей структуре обслуживания. Это сегодня достаточно оборудовать парикмахерскую и просто повесить яркий рекламный щит над входной дверью. В городе плотность населения сама обеспечит клиентуру. Совсем другое дело, когда наиболее крупным городом будет самый большой завод или любое другое место, где требуется личное присутствие. Сомневаюсь, что найдутся предприятия с миллионным персоналом. Таким образом, подвергнутся серьезной трансформации очень многие ценности из категории "социальных". И скорее всего далеко не каждая из них придется по душе.

Однако не стоит полагать, что будущее таково, каким его рисуют авторы многочисленных фантастических фильмов и компьютерных игрушек. Технократический фашизм. Тотальная преступность. Всесильные корпорации. Нехватка почти всего. Поляризация общества и его массовое оболванивание. Сие есть крайняя степень утрирования. Реальная жизнь всегда "усредненнее" и оптимистичнее. Как бы далеко не уходил технический прогресс, люди всегда останутся людьми. Такими же, какими и были столько сотен лет, сколько существует человеческая цивилизация. Ели, когда хотели есть. Спали, когда хотели спать. Воевали, когда не получали то, что хотели, иным способом. А супермагистраль - это всего лишь новая интересная игрушка, которая позволит сделать мир несколько прочнее и, я надеюсь, серьезно потеснит ряды тех, кто рассуждает по принципу: мы - тут, а они - там, и нам нет до них дела.

Что же касается Билла Гейтса и его "Дороги в будущее", то там есть одна, действительно интересная глава. Та, где Гейтс рассказывает об устройстве своего будущего дома. О широких окнах, позволяющих любоваться чудесными видами озера Вашингтон, недалеко от Редмонда - столицы империи Microsoft. О дивном ландшафте с кленами и пихтами. И об интересном решении по организации электронной "начинке" дома. Здорово написано. Дом, как живой, предстает на страницах книги. Дом, который построил Билл.

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 1997 год в рубрике разное :: мелочи жизни

©1997-2022 Компьютерная газета