Система РадиоТекст

Система РадиоТекст

http://inter.net.ru:8080/3/3.html

Воздушный push по-русски

Александр Гагин

gagin@netskate.ru

Есть дороги, а есть тропинки. Хороший ручеек может со временем вырасти во вполне приличную реку. Интернет интересен не только тем, что универсальная система World Wide Web сделала информацию общедоступной. Дело еще и в том, что Сеть - это новые средства передачи информации, новые методы, новые модели. Не только изменяются технологии передачи данных по проводам, но и появляются соответствующие схемы построения информационного обеспечения. И старые технологические возможности получают новую жизнь, новые применения. Об одной из таких разработок мы и хотим рассказать. Она может показаться несколько странной, неожиданной, неочевидной. Но это достаточно интересно - например, потому что речь идет о российской разработке, и для России с ее огромными размерами и несимметричным распределением ресурсов и информации она особенно актуальна.

Итак, знакомьтесь, Система РадиоТекст.

Идею этой технологии можно изложить в двух словах. Давайте поставим в каждый компьютер карту, которая будет принимать данные по радио. А чтобы не создавать для трансляции специальную инфраструктуру, будем подмешивать цифровую информацию в каналы радиочастот УКВ (64-73 МГц) и FM (78-108 МГц) и звуковые каналы телевидения (формально это называется принципом частотного уплотнения звуковых каналов радиовещания с частотной модуляцией). Таким образом, мы получим достаточно дешевую и покрывающую очень большие расстояния систему вещания цифровой информации (радиус действия представляет собой зону стабильного приема телевизионного или УКВ-сигнала). И, что интересно, скорость передачи данных довольно высока. Она зависит от базовой частоты радиосигнала и при использовании телевизионного и FM диапазона частот достигает 19,6 Кбит/сек. Такая система реализована и уже работает. Разработаны и выпускаются карточки для стандартных ПК, полная программная поддержка для различных ОС, начиная с MS DOS и кончая Windows 95. Подготовлены и протестированы также схемы трансляции, программные и аппаратные (серверная часть, проще говоря). Существуют методики двунаправленного вещания и специализированных спутниковых систем, которые способны обеспечить скорости передачи информации на порядки быстрее, чем в случае с подмешиванием данных в звуковые каналы телевидения и радио.

Вот некоторые технические особенности системы. Протокол передачи данных по радиотракту - пакетный. Это интересно, если вспомнить, что Интернет родился из разработок в области пакетной коммутации. Данные передаются по 256 информационным каналам, из которых один общий (для контрольных и широковещательных сообщений), один личный (чтобы сообщения мог принимать конкретный абонент), 254 информационных вещательных. Абонент может подписаться на любые из них. Все каналы могут быть зашифрованы и закрыты ключом. Аппаратура приема данных может не только существовать в виде ISA-карты, но и подключаться через параллельный и последовательный порты. Передача данных прозрачна с точки зрения передающего и принимающего компьютеров - могут передаваться просто файлы данных.

Система РадиоТекст разрабатывалась в течение последних шести лет (при поддержке Министерства связи России, Министерства науки и технической политики России, Департамента промышленности средств связи и Госкомоборонпрома России) и сертифицирована в августе 1995 г. Министерством связи России. Разработчики подали заявки на ряд патентов на основные технические решения: способ передачи информации в системе УКВ-вещания, способы кодирования и декодирования данных для радиовещательной передачи информации, устройство передачи дополнительной информации по каналу УКВ-вещания, декодер с исправлением ошибок. Система РадиоТекст демонстрировалась на выставках CEBIT-95, CEBIT-96 (www.cebit.de), вызвала интерес у немецкой фирмы Deutsche Telekom (www.telekom.de/english/) и была ею протестирована.

Заявления, что РадиоТекст уже работает, отнюдь не голословны, хотя многие и слышат это слово впервые. Сначала через РадиоТекст стали передавать политические новости ИТАР-ТАСС (www.itar-tass.com), информацию, потребителями которой являются органы государственной власти, посольства ряда стран, российские и зарубежные СМИ, потом - экономическую информацию Национального Информационного Агентства и агентства "Финмаркет" (www.finmarket.ru).

Потребителями стали более 100 банков и около 30 финансовых структур. Техническое управление МВД РФ провело испытания системы по передаче на посты ГАИ и патрульные машины баз данных и оперативной информации ГАИ. Информация РадиоТекста передается через каналы Останкино, НТВ, РТР, радиостанций "Маяк", "Радио-7", "М-радио", "Радио России". Система "Купол", рекомендованная Госкомимуществом России для информационного обеспечения процессов приватизации и управления государственным имуществом, построена в том числе на РадиоТексте. Это двухуровневая система, в которой межрегиональное вещание идет через геостационарные спутники, а локальное, на компьютерах конечных потребителей информации, - через систему РадиоТекст. Таким же образом предполагается возможным и создание системы интернет-вещания. Причем по оценкам продвигающей РадиоТекст на рынок фирмы "Амако", потенциальная емкость рынка составляет 30 тысяч пользователей. Короче говоря, жизнь кипит, хотя мы этого и не замечаем.

В маркетинговых материалах фирмы "Амако" говорится, что "система РадиоТекст способна удовлетворить острую потребность в относительно дешевых и технически доступных средствах оперативной доставки информации по всей территории России. При достаточно плохом качестве телефонных каналов преимущество радиовещательной передачи данных становится более значительным". Действительно, выделенные линии стоят дорого, проложить оптоволокно не так уж легко и быстро, а Россия - довольно-таки крупная страна. И уж что-что, а телевидение принимается в ней почти везде. Во всяком случае, область охвата телевизионного сигнала гораздо шире, нежели телефонной связи. Конечно, радио вещает только в одну сторону, но мы наслышаны, что технологии push - это завтрашний день. А радио -самый настоящий push.

РадиоТекст может применяться для передачи оперативной вещательной информации: новостей, прогнозов погоды, котировок акций, расписаний транспорта, рекламы, частных объявлений (этакий пейджер в компьютере, или тикер - www.ticker.ru без проводов). Можно транслировать пакеты обновления баз данных, программных комплексов, свежих антивирусов. Можно управлять распределенными системами. Можно, наконец, передавать мультимедийную информацию, не перегружая телефонные линии. Представьте себе, как смешно, должно быть, слушать радиостанцию в RealAudio (www.real.com), если пакеты RA подмешиваются в радиоволну той же самой радиостанции.

Фантазируя дальше, можно представить себе, как на диске пользователя хранятся копии его любимых сайтов, а их обновления транслируются через РадиоТекст (тут же вспоминается Инфоарт - www.infoart.ru с их многочисленными зеркалами и вещательными лозунгами). Наконец, можно представить себе систему типа DirecPC (win.www.detalee.ru/firstDirecpc_ru.htm), когда запрос информации происходит с низкой скоростью через модем, а превосходящий по объему поток данных принимается уже по радио. Придумать можно довольно многое, и это будут не беспочвенные фантазии. Сегодня слабая телефония мешает развитию Интернета в России, и, возможно, применение системы РадиоТекст - один из путей преодоления этих трудностей. Поживем - увидим.

Миллион на Сети

http://inter.net.ru:8080/3/9.html

Довольно распространенным стремлением миллионов людей во всем мире является стремление заработать достаточное для безбедного проживания количество денежных знаков. И было бы прекрасно, если бы эта самая работа совпадала с собственными увлечениями или пристрастиями. Откровенно говоря, довольно часто именно так и стараются поступать многие, особенно начинающие энтузиасты. В настоящее время массовым безумием стала Интернет, и подобные чаяния переносятся из реального мира в виртуальный. Какие только слухи не ходят по сети о мгновенных обогащениях и несметных состояниях, созданных буквально за одну ночь. Это сродни золотой лихорадке эпохи Дикого Запада. Поэтому мне кажется достаточно любопытным мнение Антона Носика, высказанное на страницах виртуального журнала сетевых технологий. Он провел исследования на тему "Как создаются и теряются капиталы в Интернет", и вот что из этого получилось.

Антон НОСИКanton@cityline.ru

Можно ли заработать миллион долларов в Интернете? Каким образом, как быстро и кому это до сих пор удавалось? Неудивительно, что многие пользователи Сети во всех концах света страстно ищут ответ на эти простые вопросы. Превратить свое невинное увлечение (зачастую на грани пристрастия) в источник сказочной прибыли - мечта почти любого сетеголика, для которого сегодня странствия по Сети чаще лишь мешают основной работе... Так что не просчитались, вероятно, американские бизнесмены Майк Уолш и Джефф Пулвер, создавшие прошлым летом специальный сервер "Страница интернетовских миллионеров" (www.pulver.com/million/). Там можно прочитать список из нескольких десятков имен и должностей, обладатели которых заработали своей сетевой деятельностью свыше миллиона долларов каждый (с кратким объяснением их рода деятельности). Рядом с каждым именем в списке миллионеров указывается число принадлежащих им акций. Довольно легко перемножить число акций на их сегодняшний биржевой курс, чтобы выяснить, сколько "весит" каждый из названных в списке персонажей. Конечно, речь тут идет не о живых деньгах, а лишь о цене бумаг - пожелай только, скажем, Джо Кларк обратить в наличность принадлежащие ему 19 440 000 акций корпорации Netscape, как стоимость их по сравнению с нынешним курсом резко упадет, и это скажется на состоянии не только Кларка, но и всех его партнеров, названных в том же списке...

Способ сбора данных об интернетовских миллионерах, придуманный Уолшем и Пулвером, прост до идиотизма, как все гениальное. Они берут квартальные отчеты всех акционерных обществ, торгующих бумагами на американских фондовых биржах, и выписывают оттуда сведения о распределении акций между владельцами контрольного пакета. Любое АООТ обязано такие сведения публиковать. А перемножить число акций, принадлежащих каждому владельцу, на текущую курсовую стоимость одной бумаги - дело арифметики на уровне начальных классов средней школы.

Беда, однако, состоит в том, что в список попадают лишь держатели акций тех компаний, которые прошли путь первичной эмиссии на Уолл-Стрите или NASDAQ. То есть, речь идет о капиталах, собранных за срок не меньше полутора лет (столько должна просуществовать компания, чтобы американская комиссия по ценным бумагам допустила ее до первичной эмиссии), а также о фирмах, чьи акции котируются на фондовых биржах США.

Меж тем, среди людей, заработавших свыше миллиона долларов на Интернете, абсолютное большинство составляют бизнесмены, которым весьма далеко сегодня до акционирования собственных фирм. Возможно, они никогда и не дорастут до такой потребности... К тому же, ограничение списка интернетовских миллионеров держателями акций Netscape, UUnet, Performance Systems, Netcom, Spyglass, MecklerMedia, Lycos, VocalTec, InfoSeek (всего по состоянию на август 1997 года там были перечислены владельцы 12 корпораций) наводит читателя на мысль - не слишком верную, - что деньги в Интернете не делаются сравнительно быстро и малой кровью. Таким образом, для подавляющего большинства читателей списка Уолша - Пулвера его сведения имеют более познавательное, нежели практическое значение...

Впрочем, критиковать легко; намного труднее предложить лучшее решение. Посему желающих ознакомиться со списком Уолша - Пулвера приглашаем отправиться на их сервер по адресу: www.pulver.com/million/. А мы ниже рассмотрим в самых общих чертах вопрос о сколачивании миллионных состояний на Сети.

I. Как заработать миллион?

Основные способы обогащения фирм на Сети таковы:

1. Провайдинг (ISP) - требует больших капиталовложений в быстро морально устаревающее оборудование, но по сей день остается одним из самых прибыльных видов коммерческой деятельности в Интернете;

2. Создание, дизайн, поддержка и размещение (hosting) серверов Паутины - прибыльность и доходы варьируют в самом широком пределе;

3. Content-providing - создание популярных сетевых ресурсов со взиманием платы за доступ или с продажей рекламы по мере возрастания трафика. Одним из источников дохода здесь может служить лицензирование информации для размещения на других серверах (C|Net, MecklerMedia);

4. Разработка программного обеспечения и технологий с последующей широкой продажей или лицензированием (Netscape, VocalTec);

5. Создание сетевых сервисов повышенного спроса с последующим взиманием средств за пользование или, если услуга оказалась достаточно популярна, с привлечением рекламодателей и спонсоров (все поисковые машины, службы сетевой саморекламы - Yahoo, Lycos, USA.Net, GeoCities, Submit-It);

6. Создание сетевых магазинов или маркетинговых систем (Amazon.Com, www.cd.ru, "пирамидальные" схемы MLM (www.herbalife.com));

7. Учреждение рекламных сетей, распределение рекламы по сайтам, участвующим в общей схеме; учредители взимают комиссию за каждое размещенное объявление (Commonwealth - (commonwealth.riddler.com; Internet LinkExchange - www.linkexchange.com; Reklama.Ru);

8. Консультационные и аудиторские услуги.

Существует также немало способов незаконного обогащения в Интернете, но они выходят за рамки нашего сегодняшнего рассказа.

II. Реальна ли прибыль?

Интернет - зона повышенных ожиданий. И часто эти ожидания оказываются гораздо более дорогим товаром, чем собственно продукты, услуги или структуры, обеспечивающие постоянную выручку. Несмотря на многочисленные нарекания, которые нам доводится в последние годы слышать по поводу несоответствия между рыночной стоимостью и реальной доходностью интернетовских фирм (название Netscape Communications Inc. является в этом смысле нарицательным), ни на биржах, ни в инвестиционных фондах не переводятся оптимисты, готовые и дальше вкладывать сотни миллионов долларов в "перспективные разработки", которые в обозримом будущем не могут окупиться даже теоретически. В Интернете сегодня идет раздел сфер влияния, и инвестор до сих пор готов платить за место в необитаемой части рынка - в надежде, что рано или поздно это место станет самым бойким и "раскрученным". Вполне возможно, что многие инвесторы, скупающие патенты и авторские права на "перспективные технологии", в конечном итоге прогорят и потеряют свои деньги. Однако тем изобретателям и разработчикам, которые создают предметы интеллектуальной собственности с целью продажи, это не так уж и важно...

III. Вложения и сроки

Конечно, создавать бизнес "на коленке", совсем без начальных затрат - задача не из легких. Всякому предприятию, даже если оно не производит физически ощутимой продукции, нужны подъемные средства - на оборудование, офис, организационные расходы, элементарную рекламную раскрутку... Широко распространено мнение, что многие из этих проблем Интернет так или иначе решает: возможность принимать заказы по электронной почте, рекламироваться через Паутину и использовать FTP-сервер вместо товарного склада предоставляет уникальный шанс начинающим предпринимателям без стартового капитала. Это все, конечно же, правда, если сравнивать начальные затраты по созданию интернетовской фирмы с расходами на открытие свечного заводика в Самаре, однако на самом деле (как показывает практика и личный опыт) слухи о "бесплатности" виртуального бизнеса сильно преувеличены. Как бы умно ни был составлен бизнес-план виртуальной фирмы, если в нем не учтены конкретные финансовые затраты - на офис, технику, зарплату секретарши, телефонные счета и оргтехнику - есть весьма реальный шанс не дожить до прибылей.

Исключение здесь составляют разве что бизнесы, выросшие из давнего хобби, созданные людьми, которые доступ к Интернету имеют по месту работы или учебы. К примеру, после того как Халед Мардам-Бей уже написал mIRC, Алекс Кунадзе - CuteFTP, а Ник Бредбери - HomeSite 2.0, они смогли перевести дело на коммерческие рельсы и регистрировать фирму под конкретные доходы от продажи или лицензирования своего продукта. Если бы эти три студента (живущие в Великобритании, Южной Корее и США соответственно) сперва создавали свои программистские фирмы, а потом приступали к разработке того же самого программного обеспечения, скорее всего, мы никогда бы не узнали таких названий, как mIRC (www.mirc.co.uk), CuteFTP (www.cuteftp.com) и HomeSite (www.allaire.com/products/homesite/overview.cfm), что было бы очень жаль. Если бы Дмитрий Вернер с ноября 1995 года бросил основную свою работу, чтобы "раскручивать" "Анекдоты из России" (www.anekdot.ru) - самый популярный на сегодняшний день русский сайт в Rambler Top100 (www.rambler.ru/top100/)), едва ли этот ресурс дожил бы до наших дней...

"Время, которое мы имеем, - это деньги, которых мы не имеем", - говорил классик. Но он был прав лишь отчасти: время, хоть оно и кажется бесплатным, не обладает свойством растяжимости. Расчет сроков, за которые окупится тот или иной интернетовский бизнес, является едва ли не самой сложной частью всей затеи. Неправильная оценка сроков окупаемости одинаково опасна и для того, кто вложил в дело последнюю зарплату, и для того, кто привлек сторонних инвесторов несбыточными обещаниями быстрого возврата средств. В обоих случаях запаздывание прибылей может означать крах карьеры начинающего предпринимателя.

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 1997 год в рубрике интернет :: копилка ресурсов

©1997-2024 Компьютерная газета