Multimedia Expo'97

С 19 по 22 ноября 1997 года в Центре международной торговли на Красной Пресне (Москва) в рамках официальных мероприятий Программы празднования 850-летия Москвы усилиями фирмы РОСИНЭКС проводилась III московская специализированная выставка MULTIMEDIA EXPO'97. Обычно принято считать, что если общее количество участников подобных мероприятий не превышает сотни, то чаще всего все сводится к банальной торговле всякой всячиной прямо со стендов, а громкое название используется для привлечения покупателей на теплые красочные стенды вместо продуваемых всеми ветрами коммерческих палаток или пронимающих сыростью подвалов. MULTIMEDIA EXPO'97 со всей наглядностью продемонстрировала устарелость и ошибочность таких взглядов.

Несмотря на в общем-то скромное количество экспонентов (их было всего двадцать восемь), компания РОСИНЭКС организовала прекрасный отраслевой саммит профессионалов, не только работающих в области мультимедиа как таковой, но и активно развивающих эту область. Продукция, инструментарий и технологии, представленные на выставке, поражали своим разнообразием и приятно удивили значительным вкладом отечественных умов в достижение столь высоких результатов.

Если начинать по порядку, то просто нельзя не отметить высокий уровень проведения всего мероприятия в целом. Буквально с первых минут каждый посетитель буквально погружался в своеобразную атмосферу энтузиазма, профессионализма и увлеченности, которыми было пропитано все происходящее. В отличие от большинства подобных собраний, на MULTIMEDIA EXPO'97 полностью отсутствовали какие-либо барьеры между участниками и посетителями. Собственно, мультимедиа - это огромный удивительный мир, и любой желающий мог погрузиться в него с головой, что нередко и происходило. Можно было все окружающее пощупать, в самом прямом смысле этого слова, собственными руками. Поиграть в игры, как в старые, уже широко известные и популярные, так и в новые, существующие пока только в виде бета-версий или демонстрационных роликов. Поговорить с их разработчиками и высказать все, что думаешь по этому поводу. Кстати сказать, в частных разговорах за кофе и пивом дизайнеры и программисты очень высоко оценивали столь тесное общение с потребителями, ибо, как выразилась Ирина Цепляева - менеджер отдела рекламы издательского дома Аурамедиа - даже в самой суровой критике практически всегда находятся потрясающе свежие и неординарные идеи, использование которых значительно продвигает работу и улучшает качество продуктов. А обсудить на MULTIMEDIA EXPO'97 уж было что.

В фойе выставки, в рамках программы MULTIMEDIA EXPO'97 проводился фестиваль российских мультимедийных продуктов. Буквально все время, с десяти утра и до шести вечера, сменяя друг друга, представители различных фирм демонстрировали свои продукты, позволяли попробовать их, как говорится, "на зуб", рассказывали о методике их работы и делились планами. На огромном проекционном экране блистали красоты исторических повествований, коллекций всевозможных музеев, персонажи увлекательных игр и всевозможные интерактивные обучающие программы. Причем речь шла исключительно о продуктах чисто российских авторов и фирм. Показывалось много всякого разного, и в результате напрашивался весьма любопытный вывод: время низкосортного ворованного мусора, именуемого "отечественной мультимедией" окончательно закончилось. В область виртуальных технологий пришли настоящие профессионалы, которые полностью вытеснили просто увлеченных дилетантов. Отечественная продукция достигла таких высот, что может не только состязаться с импортными дисками по качеству и содержанию, но и даже способна по некоторым параметрам "быть впереди планеты всей". Причем все сказанное легко проверялось тестированием представленных продуктов на десятках там же установленных компьютерах, за которыми сидели все желающие. Особенно дети, пришедшие наиграться в волю на дармовщину в хорошие игры на хорошей технике.

С производственной точки зрения, все представленное на MULTIMEDIA EXPO'97 можно было условно разделить на четыре основные категории: на тех, кто разрабатывает и продает инструментарий для быстрого создания качественных интерактивных мультимедийных продуктов (например, фирма Prog.Systems AI Lab из Санкт-Петербурга); тех, кто рассказывает своим слушателям и читателям о мире мультимедиа (газеты, журналы, как печатные, так и электронные); тех, кто проводят новаторские изыскания (как ни странно, но их было невероятно много) и, естественно, на тех, кто эти продукты непосредственно разрабатывает. Экспозиция показала, что создание современной мультимедийной продукции, во-первых, стало целой индустрией, а, во-вторых, давно уже покинуло категорию кустарщины. Те инструменты, что в великом множестве демонстрировались на выставке, позволяют выполнять работу значительно удобнее, быстрее и качественнее. При этом полностью снимается потребность в рутинном программировании своего интерфейса. Причем нужда в участии программистов, если и не пропадает полностью, то уменьшается на несколько порядков. Теперь любой дизайнер может создавать собственную уникальную среду практически самостоятельно благодаря широкому применению методов визуального проектирования. Тем не менее фактически все представленные инструменты были абсолютно открыты для подключения собственных функциональных специализированных модулей на всех распространенных языках программирования, включая Java, хотя сколько-нибудь острой нужды в этом не было, ибо практически всегда инструменты включают встроенные макроязыки, позволяющие обработать особо уникальные события. Ничего похожего западные софтверные фирмы просто не предлагают. Таким образом, имеется достаточно оснований говорить о возникновении новых стандартов. Между прочим, к некоторым продуктам уже проявляют пристальный интерес зарубежные именитые фирмы - разработчики программного обеспечения. Приятно, черт побери!

Особо следует отметить глобальные изменения, произошедшие в мире разработки самих продуктов мультимедиа. Если до недавнего времени к этой категории относились исключительно пиратские конторы, активно воровавшие буржуйские игрушки и изредка их крайне коряво русифицирующие, то MULTIMEDIA EXPO'97 со всей наглядностью продемонстрировала, что на первый взгляд несерьезные игрушки - это более чем прибыльный бизнес и его (т.е. бизнес) сейчас делают очень серьезные предприятия. Собственно, буквально на глазах строится и крепнет нормальная схема делового сотрудничества, полностью аналогичная принятой в остальном "цивилизованном" мире. Появляются отечественные разработчики, чья продукция даже, мягко говоря, ни в чем не уступает лучшим образцам, отечественные издатели, готовые вкладывать и вкладывающие собственные деньги в издание и раскрутку таких игр, и дистрибьютеры, профессионально продвигающие компакт-диски на просторы огромной страны. Да и сами диски приобрели цивилизованный вид. Нормальные "коробочные" издания. С толковыми фирменными руководствами. Прекрасно локализованные, если говорить о "их" играх. Высокохудожественно оформленные. И, что самое приятное, по вполне доступным ценам. Это, конечно, не пять баксов за сомнительного качества диск, это в среднем долларов сорок-пятьдесят. Но, во-первых, предлагаемое качество стоит таких денег, а, во-вторых, не такие уж бедные отечественные потребители, если могут себе позволить скупать диски буквально коробками и тратить практически те же суммы. Кроме того, пока еще не слишком большие тиражи продукции не позволяют опустить ценовую планку ниже. Однако при дальнейшем росте продаж и увеличении спроса на легальную лицензионную продукцию цены неизбежно пойдут вниз.

Так, в сферу игр и энциклопедий уже бурными темпами входят такие крупные российские компании, как CompuLink, чей стенд поражал разнообразием и собственных продуктов, и дисков зарубежных фирм, с которыми заключены дилерские и дистрибьютерские со глашения. Что уж там говорить, если такой, чисто компьютерный концерн, каковым является R-Style, пошел на приобретение широко-известных мультимедийных российских фирм "Кирилл и Мефодий" и "NMG", чья продукция и без того пользовалась огромной популярностью.

Кроме того, российские капиталы уже активно вкладываются в такие, совершенно революционные направления, к каковым относятся интерактивные обучающие системы. На одном из семинаров, проводимых в рамках выставки MULTIMEDIA EXPO'97, фирмой CompuLink и коллективом разработчиков была представлена новая версия математической обучающей программы "Логарифмические уравнения". По замыслу авторов, она, конечно, не может полностью заменить высококлассного педагога, однако может помочь совершенно отсталому двоечнику понять, что это не он настолько глуп, а сама система образования не способна ему доходчиво объяснить учебный материал. Демонстрация возможностей "Логарифмических уравнений" со всей наглядностью показала, что настала новая эра в образовании, когда учиться становится действительно интересно, и что вполне возможно создать такие условия, при которых даже лодыря будет также трудно оторвать от интерактивного учебника, как сегодня трудно отвадить его от игры в "Quake". Причем авторы разрабатывали эту обучающую систему как нечто альтруистическое (т.е. не способное быть проданным; мол, хорошо, если программой станут пользоваться на благо всеобщего образования), но специалисты CompuLink смогли разглядеть в ней прекрасный продукт, и сейчас "Логарифмические уравнения" уже имеют следующую версию и активно продаются в Москве и за ее пределами. Более того, на базе отработанного интерфейса выпущен еще и курс физики. А имея такую поддержку, коллектив разработчиков вообще замахнулся на создание интерактивного курса физики и математики в объеме средней школы, гарантируя покупателю, что овладение им позволит практически беспрепятственно поступить в любой ВУЗ страны, включая и такие специализированные технические факультеты, как мехмат Государственного университета.

В целом же, несмотря на такую серьезность темы, весомость участников и профессионализм разработчиков, выставка MULTIMEDIA EXPO'97 удалась на славу. И участники и посетители свободно и непринужденно общались между собой практически повсеместно. На стендах. За компьютерами. За кофе в буфете (очень недурственном, скажу я вам), благо - он располагался прямо напротив места проведения фестиваля мультимедийных продуктов. Не так уж мы и отстали от всего остального мира. Чтобы не сказать больше. Если те темпы развития отрасли, которые благодаря устроителям выставки были продемонстрированы на MULTIMEDIA EXPO'97, хотя бы просто сохранятся (а для этого есть все основания), то скоро вполне можно будет говорить о "их" отставании от высокого международного уровня.

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 1997 год в рубрике del :: выставки

©1997-2024 Компьютерная газета