Химической фотографии приходит конец?

Еще несколько лет назад никто из производителей обычных фотоматериалов и оборудования не думал, что цифровая фототехнология так быстро потеснит их на бытовом и профессиональном рынках.

Два-три года назад казалось, что цифровая фотосъемка - утеха немногочисленного круга богатых лоботрясов, которые в перерывах между сафари в Африке и чемпионатом по виндсерфингу на Гавайях могут себе позволить тратить время и деньги на приобретение и освоение сложной и дорогостоящей оснастки для этой царской забавы. Жизнь, как всегда, внесла свои поправки в ситуацию. И, похоже, безмятежному существованию Kodak, Fuji, Agfa и других производителей обычной химической фототехники и материалов незаметно приходит конец.

Раньше ведь было как? Рядовой потребитель покупал фотоаппарат и пленку, фотографировал, сдавал пленку в проявку и через некоторое время радостно получал готовые отпечатки. Нерядовой ("продвинутый", как сейчас говорят) - обзаводился еще увеличителем, а то и проявочной машиной, всякими разными ванночками, пинцетами, бачками и прищепками единовременно, а также на постоянной основе приобретал пленку, фотобумагу, проявитель, фиксаж, вираж, ослабитель и стоп-раствор, вызывая тихую радость у изготовителей этой экологически не вполне безупречной продукции.

В результате таких нехитрых движений товара и денег все оставались довольны - заказчик с удовольствием получал фотографии, а производитель, с не меньшим удовольствием, - мзду. Сейчас у производителей бессонные ночи и головные боли: цифровой фотопроцесс становится все более и более доступным, и не только для элитного, изнывающего от избытка свободного времени и денежной массы потребителя. Фигурально говоря, компьютерщики дышат в затылок химикам. И, если можно так выразиться, дышат до чрезвычайности успешно! Цифровые фотокамеры и компьютеры подешевели и помощнели. Появились недорогие печатающие устройства, дающие высококачественное, "фотографическое" изображение, так называемые фотопринтеры. И вот этот последний факт никак не может радовать тех, кто ест свой хлеб с химического фотопроцесса. Возникла реальная опасность исчезновения огромной индустрии, производящей все эти проявочные машины, пинцеты, емкости, обрабатывающие растворы, фотопленку и бумагу.

Фотопроцесс, построенный по принципу "цифровая фотокамера - компьютер - принтер", просто не нуждается в данных почтенных продуктах. А с появлением фотопринтеров в результате цифрового фотопроцесса получается фотография, практически идентичная по качеству и цене химической, но для изготовления которой уже не требуется изводить пленку, растворы и бумагу.

Давайте взглянем на фотографию с двух точек зрения - эстетической и экономической. Фотография - это искусство; фотограф - художник. И моральное удовлетворение настоящий фотограф испытывает не только и не столько от факта дарения вселенной некой зафиксированной на снимке ее части. Истинный фотограф "оттягивается" в не меньшей степени и от самих процессов съемки, проявки и печати. Надо поймать момент - удачный ракурс, освещение, а если создается портрет, то и удачное выражение лица. Затем подобрать правильный режим обработки пленки - температуру и рецепт проявителя. После этого печать - кадрирование, цветокоррекция, маскирование, химическая обработка отпечатка. Всякие там "голодные" проявления... Море разнообразнейших ухищрений, бездна выдумки и океан приобретаемого опыта. Горы фотопленки и бумаги, ванны растворов, уходящие на пробы и в брак. И в результате - то, что надо! Даст ли такую радость цифровая фототехнология? Утверждаю, как фотограф с большим стажем и владелец цифровой фотокамеры, - да! Более того, цифровой фотопроцесс намного интереснее именно с творческой точки зрения. Съемка на цифровую камеру ничем не отличается от фотографирования на обычную, а подготовка фотофайла к печати дарит такое эстетическое удовлетворение, какое даже не снилось "химическому" фотографу. Те, кто работает с компьютерной графикой, меня поймут, "химические" фотографы - скорее всего нет. Пусть поверят на слово. Технические же возможности, заключенные в цифровой фототехнологии, просто качественно не сопоставимы с возможностями химической. Это я в том смысле, что их неизмеримо больше.

С экономической точки зрения цифровая фотография также уже почти не уступает обычной. Стоимость приличной цифровой камеры, компьютера и фотопринтера пока несколько выше цены хорошего фотоаппарата, увеличителя и сопутствующего оборудования, но уже пониже, если вместо фотоувеличителя приобретается более или менее пристойная проявочная машина. Затраты же на химические расходные материалы - пленку, обрабатывающие растворы и фотобумагу, безусловно, превосходят расходы на бумагу и картриджи, необходимые для цифровой фотосъемки. Дело в том, что брак при цифровом фотопроцессе практически равен нулю.

Прошу иметь в виду: в своих экономических упражнениях я подразумеваю оборудование для бытовой фотографии, преследующее своей целью получение качественной цветной или черно-белой фотографии размером 10 х 15, 13 х 18 или 18 х 24 см. Для спецзаданий возможны различные варианты как в пользу, так и не в пользу того или иного процесса.

Главным пунктом в соревновании двух технологий являлось наличие либо отсутствие возможности получения недорогого высококачественного фотографического изображения на мягком (бумажном либо пластиковом) носителе. До тех пор, пока не появились относительно дешевые печатающие устройства, выдающие изображение, сопоставимое по качеству и цене с обычной фотографией, производители оборудования для химического фотопроцесса чувствовали себя уверенно и спокойно. Сейчас, однако, уже производится несколько типов струйных и сублимационных принтеров, дающих изображение с фотографическим качеством при весьма скромной себестоимости, и данный факт вызывает у них вполне обоснованную тревогу.

О сублимационных печатающих устройствах мы поговорим как-нибудь в следующий раз. Что же касается струйных принтеров, могу вас обрадовать: два из них уже можно купить в Минске. Это Epson Stylus Photo и Lexmark 7000. Еще один - Hewlett-Packard PhotoSmart пока, насколько мне известно, не появился на белорусском рынке, но, судя по обилию дилеров этой фирмы в Беларуси, ждать осталось недолго. Скоро, видимо, появится.

Эти три аппарата выдают практически одинаковые по качеству цветные и черно-белые изображения - при распечатывании графического файла с разрешением не ниже 150 dpi, которые почти невозможно отличить от химического фотоотпечатка, особенно если использовать специальную глянцевую бумагу. Цена их также почти одинакова - порядка 500 у.е. Ниже приводится сравнительная таблица трех, по моему мнению, основных параметров этих принтеров.

Как видим, принтер PhotoSmart не имеет картриджа с черными чернилами, а использует два цветных. На практике это означает, что при черно-белой печати (фотографии и документы) пойдут в дело чернила обоих картриджей общей стоимостью 80 у.е. Иными словами, черно-белая печать на нем - очень дорогое удовольствие.

Комплект картриджей для принтеров PhotoSmart и Lexmark 7000 стоит приблизительно 80 у. е., хотя Lexmark 7000 позволяет несколько сэкономить на черно-белой печати - дает возможность замены черного картриджа. Да и сам на несколько десятков у.е. дешевле.

Принтер Epson Stylus Photo выгодно отличается от них ценой основного расходного материала - чернил и двумя годами (в отличие от одного года в предыдущих случаях) гарантийного обслуживания. Мне кажется, он наиболее пригоден для личного пользования: его можно использовать как для печати великолепных по качеству цветных фотографий, так и для черно-белой печати, не опасаясь финансового краха.

Уверен, скоро появятся более дешевые и экономичные фотопринтеры и цифровые фотокамеры. Что же произойдет с химической фотоиндустрией? Время покажет...

Анатолий Неверов


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 1997 год в рубрике hard :: технологии

©1997-2024 Компьютерная газета