Автоматизация документооборота кабельных коммуникаций

Очень интересно смотреть в западных техногенных кинофильмах как агент ФБР (или просто жутко заинтересованный человек с соответствующими возможностями), используя обычный компьютер (чаще всего рядовой ноутбук), через считанные минуты получает на экране подробную схему чего угодно. С максимальной детализацией. Вплоть до каждой розетки, каждого разъема, каждого телефонного аппарата или каждого керамического изолятора.

Любой мало-мальски подкованный в информационном плане скептик скажет, что это стало возможным исключительно благодаря тому, что уже изначально все данные заносились в компьютер. В случае нашей страны такие пожелания - не более чем просто радужные мечты, ибо нет методик, нет опыта, нет подготовленных специалистов и, что самое главное, нет на все это средств. Тем более, что даже приблизительно неизвестно, в каком объеме эти деньги нужны. А без какой-либо цифры, пусть даже достаточно неточной, дело вообще никогда не сдвинется с мертвой точки. В свою очередь привычная бумажная методика вынуждает все дальнейшее делать единообразно во избежание путаницы. Тут и без того порядка не слишком много, а бессистемные действия вообще уничтожат его остатки.

В таких условиях опыт российской фирмы "Техноград" представляет огромную ценность, и не только потому, что нашлись специалисты, успешно выполнившие весь проект. Гораздо важнее сам факт. Факт того, что есть конечный результат, который можно сравнить с исходной ситуацией и соотнести все это с расходами и всяческими затратами.

Три года назад акционерное общество "Техноград" взялось в Новосибирске за создание инструмента для автоматизации ГТС, включая все аспекты вопроса: от интерфейса до информационного наполнения.

И хотя понятие "база данных" уже давно у всех на слуху и даже аббревиатура ГИС широко применяется как специалистами, так и дилетантами, все же есть достаточно оснований полагать, что четкого представления о возможностях столь лаконичной формулы нету.

Многие термины, как и обычные слова, широко проникают из иностранных языков, но вот что они начинают означать в русском применении... иногда лучше не видеть. Снимок сделан на новосибирской ГТС. Это "современная база данных".

Хотя в Москве и существует ассоциация ГИС, которая даже выпускает свой информационный бюллетень, в целом по стране с графическими информационными системами (в компьютерном плане), можно сказать, только начинают разбираться энтузиасты. Целина.

"Потребность огромная: практически совершенно отсутствуют карты железных дорог, разводок телефонных станций, энерго- и теплосистем и проч., и проч. (В большинстве случаев потребитель - государство. Но оно не очень-то торопится облегчить работу своим служащим. Потому и ремонтные работы у нас ведутся через пень колоду, и только от дяди Васи, который на своем горьком опыте знает некоторые тонкости и несуразности имеющихся чертежей, зависит в конечном счете исправность канализационного колодца. Что уж тут говорить об оборванных телефонных кабелях...) Разумеется, чертежи есть. На бумаге. Примерно в таком вот виде, как на снимке. Из-за частого использования - максимальное время жизни одного бумажного документа 2 года. А для восстановления подобного планшета придется затратить немало сил и времени, а в ряде случаев понадобится обратиться в мэрию, в ведении которой находятся все оригиналы, подождать, да еще заплатить, и совсем не десять рублей..." Как говорится, яснее не скажешь. Практически, все постсоветское пространство - это истинная "terra incognita". Даже в Москве обнаруживают коммуникации, которые кем-то были проложены, но в настоящее время возникают ниоткуда и уходят никуда. Что уж тут говорить о более отдаленных местах.

Поэтому проделанная фирмой "Техноград" работа вполне сопоставима со вспахиванием вековой целины И начала она это дело с создания неординарного инструмента, который смог бы на базе не слишком продвинутых компьютеров (коими успели обзавестись государственные конторы, основные возможные потребители ГИСов) позволить осуществлять ввод в них уже имеющейся графической информации в компьютер. Как свидетельствует опубликованный материал, было это три с лишним года назад. Тогда же был заключен первый договор на поставку инструмента и сдачу системы под ключ. Первым клиентом стала ГТС.

Естественно, конкретной постановки задачи поначалу не было, да и не могло быть. "Технограду" пришлось самому "осваивать" систему колодцев, ветвлений и прочих неотъемлемых атрибутов телефонных узлов. По ходу дела изменился и сам подход. Из первоначально чисто графической векторной "рисовалки", созданной на базе Borland C++ и его стандартных библиотек, он превратился в достаточно мощный, постоянно обновляемый, объектный редактор со своими библиотеками редактируемых примитивов. Примечательно, что, работая под обычным DOS'ом, он свободно и без последствий может быть запущен из-под "Чикаги" или другой windows-оболочки; 4 Mb оперативки ему хватает за глаза. Как можно наблюдать на копиях экрана, он обладает очень удобным многооконным интерфейсом, позволяющим одновременно просматривать и сопоставлять несколько документов, причем даже разных типов. Наличие сквозных ссылок, к примеру, дает возможность, отыскав на общей схеме-карте какой-нибудь участок, перейти к схеме участка; в свою очередь найдя необходимый объект, перейти к схеме-описанию собственно объекта и, естественно, наоборот. При этом выбранная трасса, дабы вы не запутались, подсвечивается на экране.

В пакете предусмотрено статистическое обеспечение, и вместо месяца-полутора (на этот срок обычно технические отделы узлов раз в году вынуждены выводить из рабочего процесса как минимум одного своего сотрудника) для годового отчета требуется всего несколько дней.

Так как освоение предоставляемого инструмента не составляет особого труда, ГТС не потребовалась коренная реорганизация своих служб технической поддержки. Следовательно, переход на ГИСы оказался максимально безболезненным в социальном плане.

Весь пакет графических документов (около 7 тысяч) телефонного узла составляет всего около 58 Mb, а в городе таких узлов четыре.

Сдача под ключ такого огромного объема информации (по сути - описания почти всей телефонной сети Новосибирска) заняла два года. Теперь по городу в ГИС-системе "живут" порядка пятидесяти рабочих мест. Уже на сегодняшний день это позволяет службам эксплуатации обходиться без обращений в основные техотделы узлов для получения оперативной информации по участкам, поскольку на каждом рабочем месте можно легкополучить любой план-чертеж и сделать его копию, воспользовавшись тривиальным принтером. Можно уверенно сказать, что недалек тот вожделенный день, когда вышеупомянутый дядя Вася будет спускаться в канализационный колодец с ноутбуком наперевес.

Ныне фирма готовится к новой, еще более трудоемкой, задаче - к сопряжению уже фактически готовой Графической Информационной Системы (теперь можно написать с большой буквы) с абонентской базой данных, разрабатываемой АСУ-ГТС.

Остается добавить, что на сегодняшний день уже не только на Новосибирской, но и на Бердской ГТС, а также в Улан-Удэ и по всему Алтайскому краю начинают пользоваться разработкой "Технограда". А инструмент теперь готов к использованию не только на телефонных станциях, но и во многих других еще не ГИСифицированных областях.

В общем и целом, проделанная работа может послужить прекрасным испытательным полигоном и одновременно основанием для размышлений. Она выполнена полностью, и сейчас появилась уникальная возможность "сделать сказку былью" или хотя бы точно узнать, как это осуществить на самом деле.

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 1997 год в рубрике del :: даиджест интернет

©1997-2024 Компьютерная газета