Когда летают рожденные ползать

Как вы думаете, что будет, если к змее приделать крылья? Кто сказал "дракон"? Неправильно. Получится игра NO RESPECT. Что такое NO RESPECT? Как-бы это вам обьяснить. Возмите MORTAL COMBAT, COMANCHE, STAR COMMANDER и MEGA RASE. Смешайте равными долями и приправьте полученную мешанину заводным мотивчиком из тех, которые так любят транслировать УКВ-радиостанции для тех, кто не хочет уснуть за рулем. Если полученное варево хорошенько взболтать и приладить на Pentium100 с 16 Mb памяти, получится очередное творение известной фирмы OCEAN - игра NO RESPECT.

Уже с первых секунд загрузки игры кажется, что сейчас появится милая компашка брюсов ли, джекки чанов, четвероруких монстров и опасных, как гремучая змея, женщин. Ударит гонг и начнется состязание по фехтованию собственными конечностями пополам с уроком анатомии. Только вместо своего героя интерфейс предлагает выбрать истребитель. Их около десятка. Каждый характеризуется своим уникальным соотношением четырех базовых характеристик: скорости, защищенности, маневренности и убойной силы встроенного оружия. Чего-то абсолютного в игре нет. Если ваш "файтер" умеет очень быстро летать и может это делать долго (топлива, что соли в океане), то либо защита в нем никакая, либо из оружия - лишь детский водяной пистолет. И напротив, жутко защищенная и по самые уши вооруженная машина, если и способна взять первый приз в гонках, так исключительно среди черепах. Да и с маневренностью у такого чуда, как у слона в посудной лавке.

Но не стоит полагать, что более резвый всегда имеет преимущество перед более сильным. Только не в NO RESPECT. Все дело в арене, на которой предстоит сражаться за свою жизнь. Где-то далеко-далеко среди скалистых гор есть котловина, на которой и проходят состязания. Вообще арена требует особого внимания. У меня сложилось такое впечатление, что она находится в лучшем случае - на луне. Все кругом изрыто воронками, вулканами и черными дырами. При этом два последних образования придуманы исключительно больной фантазией малость свихнувшегося геолога. Над вулканами летать опасно, но можно. Если выбирать моменты, когда из жерла не поднимается дым. Иначе можно и без защитного поля остаться, чем значительно приблизить собственные похороны. А вот черная дыра - это что-то€ Стоит разинуть варежку и притупить внимание на миг, как тут же окажешься припечатанным к грунту до полного расплющивания истребителя вместе с экипажем.

Но это еще далеко не все сюрпризы, приготовленные мальчиками и девочками из OCEAN. Самым зрелищным сюрпризом являются горы. Они растут! Только что чисто было аж до бесконечно далекого горизонта, как вдруг, прямо на глазах, крохотный камешек плавно вырастает до размеров Джомолунгмы. Не знаю, что хотели сделать программисты, но зрительно окружающие складки местности не выпрыгивают из ничего, не проступают сквозь дымку, а именно произрастают с дикой скоростью. Знаете, как бывает приятно внезапно сообразить, что расселина (клянусь своей треуголкой, только что я тут видел свободный проход в скалах!) мгновенно преображается в каменный мешок очень скромных размеров. А пилотируемая махина несется со скоростью миль эдак триста в час и сейчас€ Какие только выражения не сотрясают воздух в такие моменты! Отнести NO RESPECT к какому-либо определенному жанру крайне затруднительно. Это MORTAL COMBAT на реактивных самолетах только без магии. По всему полигону разбросаны милые сердцу любого геймера бонусы. Защита. Бензобаки. Аккуратно упакованные штабеля ракет. В общем понесенный урон и расходы в процессе можно успешно пополнять. Кстати сказать, компьютеризированные оппоненты этим во всю пользуются, чем могут серьезно задевать самолюбие выдающихся ассов. Палишь в этих гадов, палишь, а толку ни на грош. На первый взгляд может показаться, что при подобном раскладе игра, в принципе, бесконечна. И ты, и он летаете, стреляете, собираете бонусы до второго пришествия. Как бы не так. На каждый бой отводиться фиксированное время. Когда больше, когда меньше. Но всегда при исчерпании его лимита именно вы считаетесь погибшим, а победа присуждается компьютеру. Кто сказал "несправедливо"? Вы это компьютеру попробуйте доказать, если получиться. Между прочим, бой ведется до двух побед, так что вместо оплакивания себя любимого учите пилотирование и ориентирование на местности. Оно значительно полезнее. Это я вам как специалист говорю.

Да, по поводу пилотирования. То, что в NO RESPECT называется "файтер" (т.е. "истребитель", если мой словарь не врет), похоже на что угодно, только не на грозную крылатую машину. Это скорее наземный реактивный скутер с более чем сусасшедшим стилем пилотирования. Летать-то он, конечно, летает, но как крокодил, т.е. "нызэнько-нызэнько". А что вы хотели? Хоть и научилось сие чудо летать, но рождено-то оно было для ползанья токмо! Вот и вытворяет нечто невообразимое. На утес можно взлететь лищь тогда, когда к нему ведет специальный пандус. В противном случае высота не для вас.

Да и с конструктивной точки зрения этот агрегат имеет массу странностей. В лоб можно практически без последствий с полного хода вьехать в стенку и ничего, но стоит лишь слегка коснуться крылом земли на вираже и все... - во всех подробностях покажут ваше собственное зажаривание внутри горящей машины. В назидание.

Правда, кроме недостатков, NO RESPECT имеет одно выдающееся достоинство, перекрывающее любые огрехи. Это исскуственный интеллект (AI). В самом начале самой первой миссии AI изворотлив, но все-же довольно слаб. Обычно этот факт мгновенно вскрывается и вселяет бурю веселья, а также безграничный оптимизм по поводу скорой окончательной победы над супостатами. Но только вначале€ Дело в том, что интеллект компьютера самообучающийся! Он постоянно анализирует действия игрока и пытается придумать адекватный ответ. Например, если слишком пристраститься к тактике засад (надо сказать, что общая площадь ристалища довольно мала и удобных мест до неприличия мало), то враг либо прекратит ходить одной тропой дважды, либо, выскакивая из узости, начнет заранее разворачиваться главным калибром в вашу сторону и поливать, и поливать, и поливать...

Эта интересная задумка OCEAN позволяет игре постоянно держать геймера в напряжении и вынуждает буквально каждую минуту ломать голову над очередным нетривиальным решением пока пальцы пытаются неразбить "файтер" среди камней, колонн и прочих радостей.

А вообще в NO RESPECT от OCEAN что-то есть. Некое обаяние однорукого бандита, за которым можно просидеть не одни сутки под перезвоны подбираемых бонусов, треск защитных полей, грохот взрывов и лихой динамичный мотивчик. Посмотришь со стороны - все однообразно до скукоты. Музыкальный отрывок настолько короток, что уже минут через десять можешь точно сказать, где у песни начало и где у песни конец. Бой тоже не блещет изяществом. Взлетел. Помолился. Приметил супостата. Сманеврировал. Выстрелил. Выругался. Унес ноги (если успел). Нашел бонус. Подкрепился. Дальше все повторяется, начиная с третьего пункта. А поди-ж ты, когда сам за штурвалом, так только и думаешь, каким макаром врезать ему посильнее да пооригинальнее...

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета