Командирам крылатых машин посвящается
Мы уже давно привыкли, что стратегия - это когда под водой, на земле и в воздухе; что симулятор - это когда самолично за штурвалом. Само собой разумеется, что некоторое количество жанров, будучи единожды придуманными, уже никогда не выйдет за установленные рамки. Действительно, кто может себе представить экономическую стратегию, например "симсити", в виде, ну хотя бы, "экшин" от первого лица? Это что, каждый кирпич, каждый кубометр бетона, каждый погонный метр асфальтового покрытия нужно перелопатить лично, или как? Эдак окончания строительства одного квартала можно будет ждать до второго пришествия, а перенаселение в таком городе не наступит вообще никогда.
Вот и военные симуляторы так же. Или рычаги дергай, или приказы отдавай. Все попытки совместить приятное с полезным обычно заканчивались плачевно. Либо в генералы лучше не лезть (жутко неудобно, да и без личного участия не обойтись), либо какой смысл выбираться на передовую, ежели там шлепают мгновенно, а после безвременной гибели отца-командира войска вообще разбегаются и вся война проигрывается.
Так и появляются традиции. Одной из них стали стратегии, как это принято говорить среди военных, "для высшего звена" или "для театра военных действий". Самой минимальной единицей, которой можно руководить, является батальон (в худшем случае рота). Зато уж развернуться есть где. Просторы обычно от моря до моря или от берега до берега (если воюем на Тихом океане). Все, что меньше, - не в счет, это расходный материал. Взводом туда. Взводом сюда. Однако если для пехоты подобный расчет еще хоть как-то годился, то для авиации взвод, то бишь эскадрилья - огромная величина, а в ней всего полтора десятка самолетов (и летчиков). Тут уж без экономии никуда. Кто-нибудь слышал про миллионы боевых самолетов? То-то и оно. Видимо, по этой причине стратегий авиационных не делали. Мол каждый пилот, тем более истребитель, только ради полета и рожден. Ему, окаянному, штабная работа хуже неволи.
Посему игра "Achtung Spitfire" производства фирмы Big Time Software может вполне заслуженно считаться самым первым продуктом совершенно нового класса авиационных игр. Во-первых "Achtung Spitfire" является совершенно чистой стратегией. За штурвал лично уже не пускают. Хотя удачные вылеты подчиненных приносят награды и звания. Во-вторых "Achtung Spitfire" - стратегия взводного звена. Иными словами - командовать предстоит каждым конкретным пилотом в отдельности. Такого еще небыло в игровом мире.
"Achtung Spitfire" охватывает события с тридцать девятого по сорок третий год, происходившие в многострадальной Европе. Перед началом игры предстоит выбрать знамя, под которым больше всего хочется сражаться. Именно сражаться, ибо умереть вам не грозит, потому что, как я уже говорил, дальше штабной карты не пускают. Однако от этого игра не становится хоть сколько-нибудь скучной. Знамен предлагается три: немецко-фашистское, французское и британское. Где-то ближе к концу должно появиться еще и американское (если верить хелпу и истории), но я до такого радостного момента не добрался.
Выбрав временную родину, можно и порулить малость. На выбор стреляющего, т.е. летающего, т.е. командующего, предлагается три возможных вида задачь: свободный поиск, исторические компании и собственное планирование. Начинать лучше с первого. В свободном поиске собраны всевозможные стычки противоборствующих сторон без нудного подлета/отлета. Зато можно малость разобраться в тактике воздушного боя, если кто хотя бы слегка читал соответствующую литературу. Для тех, кто не читал, настоятельно рекомендую, как "Отче наш", запомнить следующие "золотые" правила. При столкновении с противником всегда стремитесь поворачивать исключительно "на врага", а не наоборот. Такое маневрирование позволяет вам навязывать супостату свою методику боя. Почему - сами поймете, если доведется повстречать кого в небе над Европой. Потом любой ценой держите строй. Даже если это кажется невозможным. Какие бы типы самолетов не столкулись. А тот, кто чаще успевает сосредоточить огонь нескольких машин по одной цели, чаще всего и выигрывает. Даже если он командует строем "этажерок". Толпой оно всегда сподручнее, чем в одиночку. Очень полезно обращать внимание на всякие специальные знаки профессионального мастерства подчиненных пилотов.
Нашивки типа "зоркий глаз" или "снайпер" даются не даром. Так, в каждом самолете при ограниченном боезапасе гашетки всех имеющихся стволов выведены на одну кнопку. Таким образом, команда "огонь" означает огонь из всех стволов. Для снайпера сие прекрасно. Достаточно одной короткой очереди - и только щепки полетят, а вот для простых смертных - это исключительно пустой расход боеприпасов. Очень даже может быть, что топлива еще навалом, а патронов нет и пара звеньев истребителей в хвост заходит... В общем, исходя из классности пилота подбирайте ему вариацию оружия. В самых тяжелых случаях просто принудительно отключайте часть оружия. Очень помогает. Да и в горячке боя следите, чтобы ваши орлы зазря не палили. В зависимости от мастерства пилота и правельности выбранного маневра наносимый стрельбой урон может отличаться на пару порядков. Вот и выбирайте самое оптимальное решение. Лучше пару раз промолчать и потом одним залпом завалить супостата, чем растратить весь боезапас раньше времени и еще тепленьким достаться следующей группе истребителей. Обычный одноместный истребитель, типа Spitfire, загорается с одного залпа весом в семьдесят единиц (имеется в виду то, что попало, а не то, что из ствола вылетело) и объятый пламенем падает вниз. Двухместным истребителям требуется поболе, примерно сто-сто десять "точек". Легкие бомбардировщики выживают и при полутора сотнях. Имеется в виду единовременный залп. Если же ваши подопечные будут всаживать по пять-десять очков за выстрел, то скорее всего ваша эскадрилья домой уже не вернется.
Исторические миссии состоят из нескольких серий относительно исторически достоверных заданий, силы и средства для выполнения которых вам доверят выбирать самостоятельно. Например, патрульный вылет или барражирование в зоне ожидания. Тут и начинается, собственно, стратегия. Чем правильнее и рациональнее будет распределяться нагрузка на всех пилотов, тем меньше будут потери, тем выше будет моральный дух, тем лучше и равномернее будет мастерство пилотов. А совокупность таких факторов, наравне с количеством успешно выполненных заданий, и служит критерием мастерства командира. Правда, иногда задания могут заканчиваться ничем. Вылетели в патруль. Проболтались сорок минут в воздухе. Никого не встретили и вернулись домой. Все, задание выполнено. Только не надейтесь, что халявы в "Achtung Spitfire" будет много.
Собственно, планирование смахивает на исторические миссии с той лишь разницей, что в приказе пишется конечная глобальная цель, например разбомбить конкретный обьект, а от вас зависит, насколько успешно все будет сделано. Придумаете, как надежно прикрыть свои бомберы - с первого захода все получится, не придумаете - будете летать до полного изнеможения. Когда план составлен и полетные задания расписаны, начинается собственно вылет. Ваши орлы сопровождают подопечных, докладывают об увиденном. Если есть выбор - ждут распоряжений, если выбора нет - ввязываются в бой, которым вы лично и руководите.
А как здорово все реализовано! Графика. Звуки. Музыка. Спецэффекты. Несколько видов облаков и земля с высоты птичьего полета. Любовно проработанные фигурки самолетов. Все на высоком уровне. Предусмотрен даже собственный редактор и возможность коллективного времяпрепровождения через Интернет. Для просвещения "новичков" в "Achtung Spitfire" встроена даже энциклопедия с огромным количеством документальных кадров того времени. А то, что стратегия пошаговая, игру совершенно не портит, скорее наоборот, прибавляет особое обаяние.
Александр Запольскис
Вот и военные симуляторы так же. Или рычаги дергай, или приказы отдавай. Все попытки совместить приятное с полезным обычно заканчивались плачевно. Либо в генералы лучше не лезть (жутко неудобно, да и без личного участия не обойтись), либо какой смысл выбираться на передовую, ежели там шлепают мгновенно, а после безвременной гибели отца-командира войска вообще разбегаются и вся война проигрывается.
Так и появляются традиции. Одной из них стали стратегии, как это принято говорить среди военных, "для высшего звена" или "для театра военных действий". Самой минимальной единицей, которой можно руководить, является батальон (в худшем случае рота). Зато уж развернуться есть где. Просторы обычно от моря до моря или от берега до берега (если воюем на Тихом океане). Все, что меньше, - не в счет, это расходный материал. Взводом туда. Взводом сюда. Однако если для пехоты подобный расчет еще хоть как-то годился, то для авиации взвод, то бишь эскадрилья - огромная величина, а в ней всего полтора десятка самолетов (и летчиков). Тут уж без экономии никуда. Кто-нибудь слышал про миллионы боевых самолетов? То-то и оно. Видимо, по этой причине стратегий авиационных не делали. Мол каждый пилот, тем более истребитель, только ради полета и рожден. Ему, окаянному, штабная работа хуже неволи.
Посему игра "Achtung Spitfire" производства фирмы Big Time Software может вполне заслуженно считаться самым первым продуктом совершенно нового класса авиационных игр. Во-первых "Achtung Spitfire" является совершенно чистой стратегией. За штурвал лично уже не пускают. Хотя удачные вылеты подчиненных приносят награды и звания. Во-вторых "Achtung Spitfire" - стратегия взводного звена. Иными словами - командовать предстоит каждым конкретным пилотом в отдельности. Такого еще небыло в игровом мире.
"Achtung Spitfire" охватывает события с тридцать девятого по сорок третий год, происходившие в многострадальной Европе. Перед началом игры предстоит выбрать знамя, под которым больше всего хочется сражаться. Именно сражаться, ибо умереть вам не грозит, потому что, как я уже говорил, дальше штабной карты не пускают. Однако от этого игра не становится хоть сколько-нибудь скучной. Знамен предлагается три: немецко-фашистское, французское и британское. Где-то ближе к концу должно появиться еще и американское (если верить хелпу и истории), но я до такого радостного момента не добрался.
Выбрав временную родину, можно и порулить малость. На выбор стреляющего, т.е. летающего, т.е. командующего, предлагается три возможных вида задачь: свободный поиск, исторические компании и собственное планирование. Начинать лучше с первого. В свободном поиске собраны всевозможные стычки противоборствующих сторон без нудного подлета/отлета. Зато можно малость разобраться в тактике воздушного боя, если кто хотя бы слегка читал соответствующую литературу. Для тех, кто не читал, настоятельно рекомендую, как "Отче наш", запомнить следующие "золотые" правила. При столкновении с противником всегда стремитесь поворачивать исключительно "на врага", а не наоборот. Такое маневрирование позволяет вам навязывать супостату свою методику боя. Почему - сами поймете, если доведется повстречать кого в небе над Европой. Потом любой ценой держите строй. Даже если это кажется невозможным. Какие бы типы самолетов не столкулись. А тот, кто чаще успевает сосредоточить огонь нескольких машин по одной цели, чаще всего и выигрывает. Даже если он командует строем "этажерок". Толпой оно всегда сподручнее, чем в одиночку. Очень полезно обращать внимание на всякие специальные знаки профессионального мастерства подчиненных пилотов.
Нашивки типа "зоркий глаз" или "снайпер" даются не даром. Так, в каждом самолете при ограниченном боезапасе гашетки всех имеющихся стволов выведены на одну кнопку. Таким образом, команда "огонь" означает огонь из всех стволов. Для снайпера сие прекрасно. Достаточно одной короткой очереди - и только щепки полетят, а вот для простых смертных - это исключительно пустой расход боеприпасов. Очень даже может быть, что топлива еще навалом, а патронов нет и пара звеньев истребителей в хвост заходит... В общем, исходя из классности пилота подбирайте ему вариацию оружия. В самых тяжелых случаях просто принудительно отключайте часть оружия. Очень помогает. Да и в горячке боя следите, чтобы ваши орлы зазря не палили. В зависимости от мастерства пилота и правельности выбранного маневра наносимый стрельбой урон может отличаться на пару порядков. Вот и выбирайте самое оптимальное решение. Лучше пару раз промолчать и потом одним залпом завалить супостата, чем растратить весь боезапас раньше времени и еще тепленьким достаться следующей группе истребителей. Обычный одноместный истребитель, типа Spitfire, загорается с одного залпа весом в семьдесят единиц (имеется в виду то, что попало, а не то, что из ствола вылетело) и объятый пламенем падает вниз. Двухместным истребителям требуется поболе, примерно сто-сто десять "точек". Легкие бомбардировщики выживают и при полутора сотнях. Имеется в виду единовременный залп. Если же ваши подопечные будут всаживать по пять-десять очков за выстрел, то скорее всего ваша эскадрилья домой уже не вернется.
Исторические миссии состоят из нескольких серий относительно исторически достоверных заданий, силы и средства для выполнения которых вам доверят выбирать самостоятельно. Например, патрульный вылет или барражирование в зоне ожидания. Тут и начинается, собственно, стратегия. Чем правильнее и рациональнее будет распределяться нагрузка на всех пилотов, тем меньше будут потери, тем выше будет моральный дух, тем лучше и равномернее будет мастерство пилотов. А совокупность таких факторов, наравне с количеством успешно выполненных заданий, и служит критерием мастерства командира. Правда, иногда задания могут заканчиваться ничем. Вылетели в патруль. Проболтались сорок минут в воздухе. Никого не встретили и вернулись домой. Все, задание выполнено. Только не надейтесь, что халявы в "Achtung Spitfire" будет много.
Собственно, планирование смахивает на исторические миссии с той лишь разницей, что в приказе пишется конечная глобальная цель, например разбомбить конкретный обьект, а от вас зависит, насколько успешно все будет сделано. Придумаете, как надежно прикрыть свои бомберы - с первого захода все получится, не придумаете - будете летать до полного изнеможения. Когда план составлен и полетные задания расписаны, начинается собственно вылет. Ваши орлы сопровождают подопечных, докладывают об увиденном. Если есть выбор - ждут распоряжений, если выбора нет - ввязываются в бой, которым вы лично и руководите.
А как здорово все реализовано! Графика. Звуки. Музыка. Спецэффекты. Несколько видов облаков и земля с высоты птичьего полета. Любовно проработанные фигурки самолетов. Все на высоком уровне. Предусмотрен даже собственный редактор и возможность коллективного времяпрепровождения через Интернет. Для просвещения "новичков" в "Achtung Spitfire" встроена даже энциклопедия с огромным количеством документальных кадров того времени. А то, что стратегия пошаговая, игру совершенно не портит, скорее наоборот, прибавляет особое обаяние.
Александр Запольскис
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных