Просто М.А.Х.

Что-то давненько не радовали своих почитателей игровые компании новыми стратегическими заморочками. А ведь геймеры, продолжая баловаться "Варкрафтом 2", "Цивилизацией" и "Ред Алертом", тем не менее ждут очередного подарка. В начале этого года на рынке появилась игра Мechanised Assault and eXploration (М.А.Х.), но до сих пор о ней не было сказано ни слова. Чтобы не обижать невниманием издательскую компанию Interplay (www.interplay.com), сегодня мой рассказ будет о ее стратегическом детище. Забегая вперед, скажу, что эта игра достойна зачисления в разряд классики своего жанра.

В далекой Галактике, на самом краю Вселенной, Звездные Короли благополучно управляли своими мирами. Но случилась глобальная катастрофа, повлекшая за собой все возможные и невозможные беды. Тектонические катаклизмы, экологический крах, генетические изменения привели к войнам, голоду и мору.

Для спасения своих подданных Звездные Короли в поисках новых пригодных для жизни планет ринулись в бескрайние просторы открытого Космоса. Но райских уголков оказалось не так много, как они предполагали изначально, и вскоре уже остро встал вопрос о территориальном дефиците. Снова вспыхнули войны, на этот раз более свирепые и ожесточенные. Не все Короли обладали сильным военным потенциалом, некоторые из них не могли похвастаться знанием тонкого искусства стратегии и тактики. И чтобы восполнить этот пробел, некоторые из Королей обратились к правительству Земли с просьбой о помощи, но в ответ получили категорический отказ. Потеряв последнюю надежду и отчаявшись окончательно, Звездные Короли обратились напрямую ко всем землянам и обещали любое вознаграждение тем, кто добровольно присоединится к ним. Естественно, что желающие сразу же нашлись, правда, их было немного, но зато все они имели богатый военный опыт и обширные знания в вопросах ведения войны. Использовать такие таланты на передовой в качестве пушечного мяса было крайне неразумно, и поэтому при помощи нейропластической хирургии головной мозг каждого землянина (с их согласия, конечно) поместили в оболочку андроида, создав таким образом М.А.Х.-командующего всеми робототехническими силами Звездного Короля. Теперь именно мозговые извилины землян руководят строительством колонии и осуществляют управление войсками, стремясь уничтожить всех остальных и защитить свои владения.

С сюжетом покончили. Дело осталось за малым - начать игру. Как и в любой другой игре стратегического жанра, сначала вам необходимо определиться и сделать свой выбор по нескольким пунктам. Во-первых, какую игру вы предпочитаете - индивидуальную отдельную миссию, полномасштабную кампанию или же хотите побаловаться мультигеймом? Допустим, вы остановили свой выбор на отдельной миссии. Дальше нужно выделить в длинном списке (двадцать четыре наименования) ту карту, той планеты, на которой будут разворачиваться события, и определиться по уровню сложности игры и по времени, отводимому для манипулирования своими unit'ами. Есть еще несколько пунктов, в частности, всего в игре присутствуют восемь противоборствующих кланов, каждый из которых имеет индивидуальные таланты и способности, и вы представляете один из них. Но вот какой? Это зависит только от вашего желания и настроения. Ну и в завершение - сущий пустяк: нужно решить, как распорядиться своим стартовым запасом золота: или что-то из уже имеющегося модернизировать, или же прикупить техники и сырья.

После благополучного прибытия на выбранную вами планету и мягкой посадки нужно, не теряя времени, быстренько браться за строительство базы. Изначально вы обладаете базовой комплектацией своих подручных единиц. Их всего три: условно называемые "Инженер", "Инспектор" и " Конструктор". Первая отвечает за строительство и обслуживание небольших по размерам сооружений (радары, орудийные башни и так далее). Вторая по своей сути является обыкновенным геологом и предназначена для поиска месторождений полезных ископаемых. Ну а третья, "Конструктор", выполняет функции строительного треста, помогая вам обзаводиться различного рода заводами, фабриками и жильем. Единственная постройка, которую не надо будет создавать на пустом месте, - горноперерабатывающий завод: его вы привезете с собой. Этот завод - ваша святая святых, без него просто-напросто не обойтись, поскольку только он будет обеспечивать вас тремя основополагающими ресурсами: рудой (для строительства), топливом (для электростанций и техники) и золотом (для покупки новых и усовершенствования уже имеющихся unit'ов).



Став хозяином базы с заводами и фабриками, шахтами и электростанциями, казармами и прочим недвижимым имуществом, М.А.Х.-командующий должен крепко задуматься о ее обороне; и чем крепче она будет, тем лучше. Для этого необходимо создать, организовать и постоянно поддерживать в боеготовном состоянии все свои воинские подразделения. Перечень доступных военных unit'ов очень большой (свыше пятидесяти наименований), чтобы перечислять их полностью. Скажу только главное: существуют наземные, воздушные, надводные и подводные типы воинских частей. Каждый из них в свою очередь подразделяется на несколько подклассов. Например, к наземному типу можно причислить подразделения ПВО, которые состоят и из ракетных частей, и из зенитных орудий, и даже из самолетов-перехватчиков. Разобраться в таком разнообразии и разномастном сочетании самостоятельно не просто, но, забегая вперед, скажу, что хорошим помощником в этом деле является обучающая программа.

Помимо стандартных задач, предписанных для выполнения военным единицам, как то наступление, оборона, контрнаступление, разведка и так далее, в игре М.А.Х. появилась новая возможность - шпионаж. Специальная пехотная единица - infiltrator, обнаруживаемая только вражеской пехотой, может наглым образом красть новую технику у противника (особенно модернизированную), а также выводить из строя его заводы и фабрики. Например, вы, атакуя базу противника с воздуха, постоянно теряете свои самолеты из-за меткого огня маленькой, но очень зенитной установки, уничтожить танками или артиллерией которую невозможно. Надо использовать обходные пути, а именно - "инфильтратора", который телепортируется в заданный квадрат и в два счета деактивизирует ее, правда, если его самого не "шлепнут" оказавшиеся поблизости пехотинцы противника. Но это, слава Богу, случается не часто, обычно все проходит шито-крыто, тем более, что сам компьютер в игре против вас не любит часто использовать эти войска.

В остальном военные единицы и методика ведения боя очень похожи на аналогичные в других стратегических играх. Так, каждая военная единица автоматически просматривает определенный участок территории и в случае обнаружения на нем противника тут же открывает огонь на поражение. Очень хорошо, когда ваши радарные станции расположены по периметру базы с учетом их радиуса действия. Это обеспечивает надежную защиту даже без вашего вмешательства, на полном автомате. Метода ведения боя проста - уничтожь врага первым, пока он не сделал то же самое с тобой. Каждый военный unit может выстрелить определенное количество раз за один ваш ход, причем количество залпов уменьшается с увеличением пройденного расстояния. Та военная единица, которая израсходовала свой запас ходов на передвижение, к большому сожалению, стрелять уже не может, она должна ждать следующего круга.



М.А.Х. позволяет использовать два типа игры: с одновременным и поочередным управлением. В первом варианте и вы и ваш противник управляете своими unit'ами одновременно, а во втором - каждый из вас отдает распоряжения по очереди. Второй вариант для нас с вами более привычен, но, смею вас заверить, первый, более интересен. Можно усложнить и поочередный вариант, установив опцию "ограничение управления по времени". Тогда после окончания ходов первого игрока у второго остается очень мало времени на завершение своих, и вполне может быть, что некоторая их часть останется неиспользованной, а это в конечном итоге неминуемо приведет к проигрышу.

Игровой экран снабжен простой и понятной панелью управления. Слева по вертикали расположены три окошка и несколько рядов кнопок. Назначение и тех, и других объяснять, думаю, не стоит - ничего сложного там нет. Тем более, что все подписи и надписи сделаны нормально читаемым шрифтом, не то, что в других играх. Управление осуществляется мышкой. Но для особенно "упертых" разработчики оставили и клавиатуру - мучайтесь на здоровье. В звуковом и графическом отношениях игра М.А.Х. выполнена на довольно высоком уровне. Игровые экраны имеют достаточно большой размер (практически наполовину выезжают за границы монитора), что создает некоторые неудобства в управлении, но все с лихвой компенсируется изумительной SVGA-графикой (640Х480Х256). Музыка в игре звучит постоянно, и большей частью это фантастические темы, наподобие фильма "Бегущий по лезвию бритвы", помогающие так же, как и видеоролики, с головой погрузиться в мир "Макса". На протяжении всей игры вас неотступно будет преследовать навязчивый сексуальный голосок некой красавицы, сообщающий и комментирующий любое событие, которое совершается или уже свершилось на вашей базе или у противника. Можно, конечно, выключить эту балаболку, но вместе с ней из игры исчезнет нечто такое, что французы называют шармом, а мы - изюминкой.

М.А.Х. - игра не притязательная по отношению к используемому компьютеру, и системно не "капризничает", требуя, как некоторые другие, звезду с неба. Нет, все тихо и мирно. Дайте ей 486/DX/66 компьютер с восемью мегабайтами оперативной памяти и с двадцатью мегабайтами свободного пространства на винчестере, двухскоростной CD-ROM, одномегабайтную SVGA-графическую карту, Sound Blaster 16 и маленькую microsoft'овскую мыш-ку. Больше ничего не потребуется; в этом списке есть все необходимое для того, чтобы вы могли сесть за свой компьютер, стать М.А.Х.-командующим и выиграть битву за господство на планете для Звездного Короля, затем вернуть себе свой человеческий облик, получить вознаграждение и вернуться на Родину славным героем и с мешком денег.

Евгений Бубенников


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета