Кризис или стабильность
Independent Testing Labs.
http://www.asntl.access.ru/win/market.htm
А. Мурадян
Состояние некоего зыбкого равновесия между стабильностью с симптомами легкой финансовой асфиксии и долговременным кризисом, в котором находится российский компьютерный рынок, не в последнюю очередь связано с общим экономическим состоянием страны. На последнем не могли не сказаться банковский и прочие кризисы, война и выборы, которые последовательно и весьма существенно приуменьшили и без того слабенький финансовый ручеек, втекающий на компьютерный рынок. Будут у потенциальных заказчиков деньги на реализацию проектов автоматизации - будут заказы, увеличатся рекламные бюджеты фирм, наберутся новые сотрудники, появятся новые игроки на рынке, опробуются более изощренные технологические решения. Нет денег - компьютерный рынок сожмется, уйдет в своеобразную спячку с минимальным использованием имеющихся ресурсов, напоминая ужей и прочих холоднокровных. Каковы будут вероятные последствия слишком медленного притока средств, приведшего к тому, что обороты большинства фирм не сильно увеличились по сравнению с оборотами в начале года прошедшего, и насколько изменится лицо компьютерного рынка в будущем, можно понять, если отталкиваться не только от чисто количественных показателей денежной массы, но и от таких не менее значимых составляющих успешного развития компьютерного рынка, каковыми являются действия, предпринимаемые разработчиками стратегии и тактики компьютерных компаний.
Чтобы понять правила игры, необходимо понять, кто и как платит, и, следовательно, заказывает музыку. Как и в любом государстве, будь оно хоть демократическое, теократическое, тоталитарное или постсоциалистическое, в качестве основного заказчика всегда выступают госструктуры (правительство, органы управления и контроля, а также структуры охраны внешнего и внутреннего порядка, госпредприятия, пусть даже акционированные). Их доля в общем котле заказов сильно разнится, но составляет никак не меньше 40-50 процентов (применительно к российскому компьютерному рынку порядка 1,6-1,8 миллиарда долларов, по оценкам различных экспертов). Спешный сход экономики с рельсов плановой экономики привел к тому, что старое производить разучились, а новое - не научились, поэтому производственный сектор в большинстве своем находится в состоянии весьма плачевном. Однако, несмотря на весьма пессимистический расклад, в целом производственный сектор испытывает значительную потребность в компьютеризации и при улучшении экономической ситуации может стать одним из крупнейших заказчиков и развивать при этом такие составляющие компьютерного рынка, как системы автоматического проектирования, промышленные компьютеры и ряд других.
На текущий момент нефтегазовые структуры являются исключительно лакомым и стабильным кусочком для всех участников компьютерного рынка, будь это представительства крупных западных компаний или сверхмелкие сборщики и программистские фирмы. Неудивительно, что большинство крупных закупок оборудования и технологических решений в настоящее время приходится на указанный сектор экономики. Кстати, весьма показательным для данных структур является привязанность, вернее, своеобразная "закороченность" на ряде поставщиков как техники, так и решений. Именно поэтому классическое правило маркетинга "сегодня второй для заказчика, завтра - первый" не вполне применимо к российскому рынку.
Также в несколько лучшем состоянии находятся органы управления, различные ветви, корни, кроны власти, государственные финансовые структуры, которые в состоянии тратить достаточно значительные средства для оснащения себя новейшими изысками компьютерных технологий. Именно указанные госструктуры в большинстве своем являются основными и, главное, стабильными кормильцами компьютерной отрасли и не зависят от различных внешних факторов, которые играют определенную роль в активности промышленного сектора.
Другой, не менее мощный игрок - различные частные структуры (с числом работников больше 50), на долю которых приходится до 40 процентов заказов (банки, финансовые структуры, частные предприятия и фирмы). Несмотря на кажущуюся независимость от госбюджета, это две секции одного сосуда. В течение продолжительного времени технология закупок оборудования и автоматизации своей деятельности крупных частных структур не сильно отличалась от аналогичных действий госструктур.
Третий, наименее значимый сейчас игрок, к которому большинство компьютерных фирм относится с некоторым пренебрежением, это так называемый SOHO, то есть мелкие фирмы и частный пользователь. Несмотря на стремительный рост данного сектора и его большую потенциальную емкость, говорить о нем как о равноправном участнике, определяющем его развитие, пока преждевременно. Но на сегодняшний день - это единственная часть потребителей компьютерного рынка, чья доля в общей финансовой копилке существенно возросла, и снижения в ближайшем будущем не предвидится. По крайней мере на гребне возросшего интереса к Internet (и в особенности к WWW), а также заметного удешевления компьютерной техники и компонент мультимедиа предвидится дальнейший рост розничных продаж. Однако в ближайший год-полтора розничный покупатель существенного влияния на динамику развития рынка не окажет (все высокотехнологичные продукты и оборудование, на которые приходится значительная доля продаж в абсолютном, финансовом исчислении, в любой стране лежат вне интересов и возможностей SOHO).
Список структур, располагающих необходимыми финансами для проведения масштабной компьютеризации, достаточно ограничен и отнюдь не похож на непересыхающий источник райского наслаждения. Вместо того чтобы постепенно наращивать обороты, не делая все за один заход и не ограничиваясь элементарным "впариванием железа", большинство компьютерных фирм пошло по пути выполнения пятилетнего плана в два года, выкачав почти все имевшиеся тогда ресурсы, отведенные на автоматизацию, и сейчас пожинает плоды собственной безграмотности и недальновидности. Все это привело к непропорционально быстрому росту продаж "железа" на фоне неспешных продаж программ (и буйного расцвета пиратства) и недоразвитого консалтинга, сервиса и рынка вторичных услуг. Причем насыщение рынка шло по принципу ажиотажного спроса с поставкой следующего, более производительного решения за близкую цену в тот момент, когда происходил переход на стадию устойчивого спроса. Именно на стадии устойчивого спроса, которая у большинства компьютерных фирм напрочь отсутствовала, и надо было развивать дополнительный (внегарантийный) сервис и вторичные услуги.
Не секрет, что приобретение оборудования в большинстве своем составляет лишь незначительную часть (около трети в большинстве случаев) от суммы вложений, которые будут делаться затем в приобретенное решение. К тому же бюджеты на модернизацию отнюдь не безграничны, а космическая скорость смены тактовых частот, версий программ и идеологий построения информационных систем (клиент-сервер, объектные хранилища информации, документоориентированные системы, Интернет, интранет, тощий клиент, .....) приводит к некоторому недоверию и настороженности к новому решению. И в конце концов, заказчика в большинстве случаев уже интересует не только новизна, навороченность и сложность решения, но и возможность получать от решенного проекта сколь-нибудь реальную отдачу.
"Телевидение и компьютер"
http://www.infoart.ru/mainmenu.htm
Телевидение как электронное средство массовой информации сегодня немыслимо без компьютерных технологий. Первое, что бросается в глаза простому человеку, сидящему у экрана своего телевизора, - конечно, оформление телевизионных каналов, но это только вершина гигантского айсберга информационных технологий, используемых в теле индустрии.
Формально данные технологии можно разделить на несколько типов: технологии, позволяющие непосредственно создавать наполнение канала; заставки, передачи, фильмы....; технологии, помогающие осуществлять техническую и информационную поддержку телевещания, в частности, безусловно, - средства автоматизации вещания, системы управления информационными потоками и т.д.
Все эти типы неразрывно связанны друг с другом, и сейчас проявляется тенденция к постепенному слиянию их в одно целое. То есть в ближайшем будущем благодаря системам автоматизации телевидения компьютер возьмет на себя большинство рутинной работы человека, оставив людям только творческую сферу деятельности. Наиболее ярким примером творческой работы является оформление канала - всевозможные заставки, перебивки, титры.... - все это делается при помощи компьютеров. Причем большинство элементов оформления создается при помощи трехмерной анимации и последующего сложного монтажа и обработки видеоизображения.
Название "трехмерная анимация" говорит само за себя. Художники на компьютере, используя специализированные программы, создают трехмерное виртуальное пространство с объектами, фонами, искусственными источниками света, придавая объектам определенные материалы и цвета. Компьютер строит картину этой сцены, которая выглядит так, будто мы смотрим через виртуальные видеокамеры, расположение внутри нее. Перемещая объекты или видеокамеру, можно смоделировать движение внутри виртуального пространства. Объекты могут быть любой сложности и конфигурации, поэтому средствами трехмерной анимации можно смоделировать самое невероятное действие или даже природное явление.
Для создания телевизионных программ также используются компьютеры. Помимо всевозможных заставок и титров, существует такое понятие, как "компьютерный нелинейный монтаж". Отснять видеоматериал для передачи - это одно дело. Необходимо еще и смонтировать его в единое целое. То есть выбрать необходимые фрагменты и расставить их в нужном порядке. Раньше эти операции осуществлялись с помощью нескольких видеомагнитофонов и пульта управления ими. Последовательно с нескольких источников на одну кассету собирался сюжет. Чтобы внести изменения в сюжет после его монтажа, надо было перемонтировать его заново с того места, где вносилось изменение. Да и потом бесконечные перемотки кассет с исходниками в поиске необходимых фрагментов. В общем, проблем было много. И вот появилась технология компьютерного нелинейного монтажа. Смысл ее прост - исходные фрагменты видеоматериала один раз загоняются в память компьютера, после чего собирается программа. Все манипуляции очень наглядны и просты. Если вам необходимо сделать изменения, нет проблем - просто переместите фрагмент внутри программы. Вдобавок, появился огромный спектр монтажных возможностей.
Большое количество двух- и трехмерных эффектов перехода от фрагмента к фрагменту. Возможность использования многослойного монтажа при наличие только одного магнитофона. Эффекты постобработки. Да и работа монтажера стала более эффективной. Как всегда, большинство рутины взял на себя компьютер. Но при использовании нелинейного монтажа необходимо помнить, что компьютер при закачке видеоизображения использует сжатие картинки. Конечно, не ее геометрического размера, а места, занимаемого в памяти. Есть несколько алгоритмов сжатия, однако наиболее популярным на сегодня является MPEG. На мощных нелинейных системах качество получаемой картинки соответствует самым высоким стандартам, и на здоровье видеоматериала подобное сжатие не влияет.
Также для создания телевизионного наполнения эфира используется еще целый ряд всевозможных технологий. Их сочетание получило название "виртуальная студия". Она завоевывает все новые и новые области телевидения. Уже появился ряд телепрограмм, созданных в виртуальной студии. Виртуальная Студия соединяет в себе технологию трехмерной анимации и съемок живого ведущего. Ведущего снимают в синей комнате, отделяют его изображение от фона и совмещают с компьютерной картинкой. Виртуальные видеокамеры, расположенные внутри трехмерной компьютерной сцены, синхронизируются с реальными в синей комнате. И получается полная иллюзия нахождения ведущего внутри виртуальных декораций. А так как компьютер строит свою виртуальную картинку в реальном времени, возможно перемещение реальных и виртуальных видеокамер и создание динамического движения в кадре. Причем ведущий и виртуальные декорации привязаны друг другу на 100 процентов.
Данная технология будет постоянно развиваться. Эффект реального времени дает безграничные возможности для этой эволюции. Уже появились компьютерные ведущие. Уже возможны прямые эфиры с использованием интерактивных средств взаимодействия со зрителями. Но это только первые шаги.
Кроме непосредственного создания "эфирной картинки" в телевидении, компьютеры выполняют и массу других функций, невидимых на экране, тем не менее жизненно необходимых для существования телевидения вообще, например News-Room. Подробнее о новых "специальностях" вычислительной техники в телевещании можно прочитать в данной статье, опубликованной по адресу www.infoart.ru/mainmenu.htm.
Internet: азы и буки
http://www.newman.ru/RESELLERA/12/ indexwin.htm
Известный специалист сетевых технологий, широко применяемых в Интернет, Рубен Герр опубликовал в Сети свою книгу " Internet: азы и буки", посвященную оридическим вопросам, связанным со Всемирной Паутиной.
Во второй половине декабря политические обозреватели всего мира были вынуждены наконец-то обратить внимание на технологическое чудо конца XX в. - Internet. Дело в том, что именно в этот период сразу несколько организаций "высшего уровня" рассматривали связанные с Мировой Сетью проблемы. Происходило это почти одновременно в Женеве, Москве и в Вашингтоне. В Женеве работала конференция Международной организации по охране интеллектуальной собственности, в Москве прошли парламентские слушания по проблемам, связанным с Internet, в Вашингтоне заседал Верховный суд США.
Формально все эти мероприятия были призваны решать разные проблемы, но фактически речь шла об одном и том же: как в условиях взрывного распространения Сети во всех странах мира охранять интересы чиновников и крупного бизнеса. (И чиновники, и предводители больших корпораций на словах, как обычно, заботились о судьбах общества, но подразумеваемый смысловой слой просматривался с первого взгляда.)
Все три высоких собрания оказались прекрасной иллюстрацией старой истины: люди больше всего боятся того, чего не понимают. Неискушенные в педагогике воспитатели, пользуясь этим свойством человеческой натуры, изобрели для маленьких детей буку - нечто непонятное, но страшное. Что же касается вынесенного в заголовок "аза", так это старославянский аналог местоимения "я" (интересно, как они тогда обходились без пословицы "Я - последняя буква").
Постановления всех перечисленных выше организаций, также как и их мотивация, заслуживают отдельного рассмотрения каждого, Рубен Герр остановился на самых общих проблемах, связанных с Сетью.
Как и всякая технологическая новинка, Internet в своем развитии неизбежно вторгается в соседние области. В этом нет ничего нового: вспомним, как мини-ЭВМ потеснили большие машины, а "персоналки" почти вытеснили мини-ЭВМ. Однако сфера влияния Internet куда шире. Автор пытается разобраться, кому "наступает на хвост" Мировая Сеть, тогда будет гораздо проще понять истинный смысл постановлений и решений, принимаемых разнообразными директивными и консультативными организациями во всем мире.
Если говорить о правительственных организациях, Internet в первую очередь лишает органы безопасности одного из важнейших инструментов оперативно-розыскной деятельности - возможности подслушивать разговоры и перлюстрировать переписку. Кодирование с открытым ключом при пользовании компьютером - непременным атрибутом работы в Сети - сводит время шифрования и расшифровки к ничтожноо малому минимуму, но существенно затрудняет или делает невозможным раскодирование перехваченных сообщений. Упомянутые органы пытаются ограничить распространение передовых средств закрытия информации, объясняя это тем, что шифровать свою переписку будут и преступники. Однако эта мотивация не выдерживает критики: шифрование переписки - чисто защитное оружие, до сих пор законы всех стран ограничивали распространение лишь наступательного оружия, оружия, которое может быть использовано для нападения. О броне - ни в прямом, ни в переносном смысле - речи никогда не было. Тем более что законопослушные граждане скрывают свою информацию не от государственных органов, а от преступников, от которых государство не в состоянии их защитить.
Пока что определенные ограничения действуют, но их со дня на день отменят. Интернет позволяет успешно обходить и некоторые другие законы, касающиеся присущих человеку пороков. Речь идет о порнографии и об азартных играх. Попытки возложить на "передатчиков" информации - поставщиков услуг Интернет - ответственность за передаваемую по сетям порнографию обречены на провал. Это все равно, что заставить телефонные компании отвечать за употребляление в телефонных разговорах нецензурных выражений: единственный способ добиться этого - прекратить всяческую телефонную связь или, соответственно, запретить Интернет. А поставщики "картинок для взрослых" и букмекеры зачастую недоступны для правосудия, ибо действуют из других стран, где другие законы. Не стоит забывать, что Интернет - явление наднациональное. Вероятно, в конце концов придется возложить ответственность на потребителей запретной продукции. Впрочем, не дожидаясь законодателей, люди уже изобрели средства от рассматриваемых болезней: дееспособному взрослому человеку ни порнография, ни азартные игры не во вред, а детей можно уберечь при помощи специальных программ, которые не допускают "непосвященных" к определенным серверам. Так что домашний компьютер отнюдь не так уж беззащитен. А поставщики порнопродукции, опасаясь более суровых мер, даже из соображений морали снабжают свои изделия соответствующими идентификаторами и предупредительными текстами.
От Internet страдают не только власть предержащие. Многие коммерческие структуры также предпочли бы, чтобы этой новинки не было. Например, телефонные компании: специальные программы позволяют вести междугородние и международные разговоры по каналам Интернет, оплачивая только местную связь и собственно Сеть. В США и других странах это дает существенную экономию. Некоторые компании уже признают, что в наш век оплата связи в зависимости от расстояния между абонентами - архаизм, и подумывают о том, чтобы перейти на повременную оплату, которая не будет зависеть от географии. Более того, уже выходят из экспериментальной стадии системы, которые определяют оптимальный маршрут по городу при помощи спутникового слежения и спутниковой связи.
Следующий потерпевший - телевидение. Уже на подходе системы, которые позволят передавать видеоинформацию по обычным телефонным проводам. Это не слишком болезненно для Америки, где кабельное ТВ и без того уже охватывает практически всю страну, но вот с "кабелизацией" Европы придется подождать. А еще есть изготовители музыкальных лазерных дисков, которым тоже становится все труднее, изготовители печатной продукции. Словом, если подумать, Internet заставляет пересмотреть взгляды на жизнь почти всех, кто зарабатывает средства на распространении информации.
Что же касается правительств, то ситуация выглядит куда как грустно. Американские журналисты выяснили, что в тамошних высших органах власти процент людей, которые регулярно пользуются хотя бы электронной почтой, ничтожен. У нас, когда российские обитатели Сети начали общаться с депутатами Думы, обнаружилось, что на два занимавшихся организацией "Интернетовских" парламентских слушаний комитета - по безопасности и по связи - нет ни одного адреса E-mail! Подливают масла в огонь и малограмотные журналисты, которые твердо усвоили, что негативные материалы привлекают куда больше внимания, чем позитивные, а ничему другому учиться не хотят. В результате и появляются звучащие с высоких трибун и страниц газет лозунги типа "они у нас выкачивают гигабайты информации" или "они же могут проникнуть в любую сеть". Что касается прессы, рецепт простой: прочитав очередную "страшилку", запомните фамилию автора и больше не верьте ничему, что вышло из-под его пера.
С правительствами дело обстоит сложнее. Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, что при определенном развитии технологической и рыночной ситуации в мире не более чем через десять лет Интернет может стать таким же общепринятым средством обмена информацией, каким сегодня является телефон. Думаю, найти в современном мире человека, который не умел бы пользоваться телефоном, также трудно, как и неграмотного. Но законодателям некогда повышать свой уровень. Не пришлось бы им через пару лет кардинально пересматривать принятые сейчас законы и директивы...
Подготовил Александр Запольскис
http://www.asntl.access.ru/win/market.htm
А. Мурадян
Состояние некоего зыбкого равновесия между стабильностью с симптомами легкой финансовой асфиксии и долговременным кризисом, в котором находится российский компьютерный рынок, не в последнюю очередь связано с общим экономическим состоянием страны. На последнем не могли не сказаться банковский и прочие кризисы, война и выборы, которые последовательно и весьма существенно приуменьшили и без того слабенький финансовый ручеек, втекающий на компьютерный рынок. Будут у потенциальных заказчиков деньги на реализацию проектов автоматизации - будут заказы, увеличатся рекламные бюджеты фирм, наберутся новые сотрудники, появятся новые игроки на рынке, опробуются более изощренные технологические решения. Нет денег - компьютерный рынок сожмется, уйдет в своеобразную спячку с минимальным использованием имеющихся ресурсов, напоминая ужей и прочих холоднокровных. Каковы будут вероятные последствия слишком медленного притока средств, приведшего к тому, что обороты большинства фирм не сильно увеличились по сравнению с оборотами в начале года прошедшего, и насколько изменится лицо компьютерного рынка в будущем, можно понять, если отталкиваться не только от чисто количественных показателей денежной массы, но и от таких не менее значимых составляющих успешного развития компьютерного рынка, каковыми являются действия, предпринимаемые разработчиками стратегии и тактики компьютерных компаний.
Чтобы понять правила игры, необходимо понять, кто и как платит, и, следовательно, заказывает музыку. Как и в любом государстве, будь оно хоть демократическое, теократическое, тоталитарное или постсоциалистическое, в качестве основного заказчика всегда выступают госструктуры (правительство, органы управления и контроля, а также структуры охраны внешнего и внутреннего порядка, госпредприятия, пусть даже акционированные). Их доля в общем котле заказов сильно разнится, но составляет никак не меньше 40-50 процентов (применительно к российскому компьютерному рынку порядка 1,6-1,8 миллиарда долларов, по оценкам различных экспертов). Спешный сход экономики с рельсов плановой экономики привел к тому, что старое производить разучились, а новое - не научились, поэтому производственный сектор в большинстве своем находится в состоянии весьма плачевном. Однако, несмотря на весьма пессимистический расклад, в целом производственный сектор испытывает значительную потребность в компьютеризации и при улучшении экономической ситуации может стать одним из крупнейших заказчиков и развивать при этом такие составляющие компьютерного рынка, как системы автоматического проектирования, промышленные компьютеры и ряд других.
На текущий момент нефтегазовые структуры являются исключительно лакомым и стабильным кусочком для всех участников компьютерного рынка, будь это представительства крупных западных компаний или сверхмелкие сборщики и программистские фирмы. Неудивительно, что большинство крупных закупок оборудования и технологических решений в настоящее время приходится на указанный сектор экономики. Кстати, весьма показательным для данных структур является привязанность, вернее, своеобразная "закороченность" на ряде поставщиков как техники, так и решений. Именно поэтому классическое правило маркетинга "сегодня второй для заказчика, завтра - первый" не вполне применимо к российскому рынку.
Также в несколько лучшем состоянии находятся органы управления, различные ветви, корни, кроны власти, государственные финансовые структуры, которые в состоянии тратить достаточно значительные средства для оснащения себя новейшими изысками компьютерных технологий. Именно указанные госструктуры в большинстве своем являются основными и, главное, стабильными кормильцами компьютерной отрасли и не зависят от различных внешних факторов, которые играют определенную роль в активности промышленного сектора.
Другой, не менее мощный игрок - различные частные структуры (с числом работников больше 50), на долю которых приходится до 40 процентов заказов (банки, финансовые структуры, частные предприятия и фирмы). Несмотря на кажущуюся независимость от госбюджета, это две секции одного сосуда. В течение продолжительного времени технология закупок оборудования и автоматизации своей деятельности крупных частных структур не сильно отличалась от аналогичных действий госструктур.
Третий, наименее значимый сейчас игрок, к которому большинство компьютерных фирм относится с некоторым пренебрежением, это так называемый SOHO, то есть мелкие фирмы и частный пользователь. Несмотря на стремительный рост данного сектора и его большую потенциальную емкость, говорить о нем как о равноправном участнике, определяющем его развитие, пока преждевременно. Но на сегодняшний день - это единственная часть потребителей компьютерного рынка, чья доля в общей финансовой копилке существенно возросла, и снижения в ближайшем будущем не предвидится. По крайней мере на гребне возросшего интереса к Internet (и в особенности к WWW), а также заметного удешевления компьютерной техники и компонент мультимедиа предвидится дальнейший рост розничных продаж. Однако в ближайший год-полтора розничный покупатель существенного влияния на динамику развития рынка не окажет (все высокотехнологичные продукты и оборудование, на которые приходится значительная доля продаж в абсолютном, финансовом исчислении, в любой стране лежат вне интересов и возможностей SOHO).
Список структур, располагающих необходимыми финансами для проведения масштабной компьютеризации, достаточно ограничен и отнюдь не похож на непересыхающий источник райского наслаждения. Вместо того чтобы постепенно наращивать обороты, не делая все за один заход и не ограничиваясь элементарным "впариванием железа", большинство компьютерных фирм пошло по пути выполнения пятилетнего плана в два года, выкачав почти все имевшиеся тогда ресурсы, отведенные на автоматизацию, и сейчас пожинает плоды собственной безграмотности и недальновидности. Все это привело к непропорционально быстрому росту продаж "железа" на фоне неспешных продаж программ (и буйного расцвета пиратства) и недоразвитого консалтинга, сервиса и рынка вторичных услуг. Причем насыщение рынка шло по принципу ажиотажного спроса с поставкой следующего, более производительного решения за близкую цену в тот момент, когда происходил переход на стадию устойчивого спроса. Именно на стадии устойчивого спроса, которая у большинства компьютерных фирм напрочь отсутствовала, и надо было развивать дополнительный (внегарантийный) сервис и вторичные услуги.
Не секрет, что приобретение оборудования в большинстве своем составляет лишь незначительную часть (около трети в большинстве случаев) от суммы вложений, которые будут делаться затем в приобретенное решение. К тому же бюджеты на модернизацию отнюдь не безграничны, а космическая скорость смены тактовых частот, версий программ и идеологий построения информационных систем (клиент-сервер, объектные хранилища информации, документоориентированные системы, Интернет, интранет, тощий клиент, .....) приводит к некоторому недоверию и настороженности к новому решению. И в конце концов, заказчика в большинстве случаев уже интересует не только новизна, навороченность и сложность решения, но и возможность получать от решенного проекта сколь-нибудь реальную отдачу.
"Телевидение и компьютер"
http://www.infoart.ru/mainmenu.htm
Телевидение как электронное средство массовой информации сегодня немыслимо без компьютерных технологий. Первое, что бросается в глаза простому человеку, сидящему у экрана своего телевизора, - конечно, оформление телевизионных каналов, но это только вершина гигантского айсберга информационных технологий, используемых в теле индустрии.
Формально данные технологии можно разделить на несколько типов: технологии, позволяющие непосредственно создавать наполнение канала; заставки, передачи, фильмы....; технологии, помогающие осуществлять техническую и информационную поддержку телевещания, в частности, безусловно, - средства автоматизации вещания, системы управления информационными потоками и т.д.
Все эти типы неразрывно связанны друг с другом, и сейчас проявляется тенденция к постепенному слиянию их в одно целое. То есть в ближайшем будущем благодаря системам автоматизации телевидения компьютер возьмет на себя большинство рутинной работы человека, оставив людям только творческую сферу деятельности. Наиболее ярким примером творческой работы является оформление канала - всевозможные заставки, перебивки, титры.... - все это делается при помощи компьютеров. Причем большинство элементов оформления создается при помощи трехмерной анимации и последующего сложного монтажа и обработки видеоизображения.
Название "трехмерная анимация" говорит само за себя. Художники на компьютере, используя специализированные программы, создают трехмерное виртуальное пространство с объектами, фонами, искусственными источниками света, придавая объектам определенные материалы и цвета. Компьютер строит картину этой сцены, которая выглядит так, будто мы смотрим через виртуальные видеокамеры, расположение внутри нее. Перемещая объекты или видеокамеру, можно смоделировать движение внутри виртуального пространства. Объекты могут быть любой сложности и конфигурации, поэтому средствами трехмерной анимации можно смоделировать самое невероятное действие или даже природное явление.
Для создания телевизионных программ также используются компьютеры. Помимо всевозможных заставок и титров, существует такое понятие, как "компьютерный нелинейный монтаж". Отснять видеоматериал для передачи - это одно дело. Необходимо еще и смонтировать его в единое целое. То есть выбрать необходимые фрагменты и расставить их в нужном порядке. Раньше эти операции осуществлялись с помощью нескольких видеомагнитофонов и пульта управления ими. Последовательно с нескольких источников на одну кассету собирался сюжет. Чтобы внести изменения в сюжет после его монтажа, надо было перемонтировать его заново с того места, где вносилось изменение. Да и потом бесконечные перемотки кассет с исходниками в поиске необходимых фрагментов. В общем, проблем было много. И вот появилась технология компьютерного нелинейного монтажа. Смысл ее прост - исходные фрагменты видеоматериала один раз загоняются в память компьютера, после чего собирается программа. Все манипуляции очень наглядны и просты. Если вам необходимо сделать изменения, нет проблем - просто переместите фрагмент внутри программы. Вдобавок, появился огромный спектр монтажных возможностей.
Большое количество двух- и трехмерных эффектов перехода от фрагмента к фрагменту. Возможность использования многослойного монтажа при наличие только одного магнитофона. Эффекты постобработки. Да и работа монтажера стала более эффективной. Как всегда, большинство рутины взял на себя компьютер. Но при использовании нелинейного монтажа необходимо помнить, что компьютер при закачке видеоизображения использует сжатие картинки. Конечно, не ее геометрического размера, а места, занимаемого в памяти. Есть несколько алгоритмов сжатия, однако наиболее популярным на сегодня является MPEG. На мощных нелинейных системах качество получаемой картинки соответствует самым высоким стандартам, и на здоровье видеоматериала подобное сжатие не влияет.
Также для создания телевизионного наполнения эфира используется еще целый ряд всевозможных технологий. Их сочетание получило название "виртуальная студия". Она завоевывает все новые и новые области телевидения. Уже появился ряд телепрограмм, созданных в виртуальной студии. Виртуальная Студия соединяет в себе технологию трехмерной анимации и съемок живого ведущего. Ведущего снимают в синей комнате, отделяют его изображение от фона и совмещают с компьютерной картинкой. Виртуальные видеокамеры, расположенные внутри трехмерной компьютерной сцены, синхронизируются с реальными в синей комнате. И получается полная иллюзия нахождения ведущего внутри виртуальных декораций. А так как компьютер строит свою виртуальную картинку в реальном времени, возможно перемещение реальных и виртуальных видеокамер и создание динамического движения в кадре. Причем ведущий и виртуальные декорации привязаны друг другу на 100 процентов.
Данная технология будет постоянно развиваться. Эффект реального времени дает безграничные возможности для этой эволюции. Уже появились компьютерные ведущие. Уже возможны прямые эфиры с использованием интерактивных средств взаимодействия со зрителями. Но это только первые шаги.
Кроме непосредственного создания "эфирной картинки" в телевидении, компьютеры выполняют и массу других функций, невидимых на экране, тем не менее жизненно необходимых для существования телевидения вообще, например News-Room. Подробнее о новых "специальностях" вычислительной техники в телевещании можно прочитать в данной статье, опубликованной по адресу www.infoart.ru/mainmenu.htm.
Internet: азы и буки
http://www.newman.ru/RESELLERA/12/ indexwin.htm
Известный специалист сетевых технологий, широко применяемых в Интернет, Рубен Герр опубликовал в Сети свою книгу " Internet: азы и буки", посвященную оридическим вопросам, связанным со Всемирной Паутиной.
Во второй половине декабря политические обозреватели всего мира были вынуждены наконец-то обратить внимание на технологическое чудо конца XX в. - Internet. Дело в том, что именно в этот период сразу несколько организаций "высшего уровня" рассматривали связанные с Мировой Сетью проблемы. Происходило это почти одновременно в Женеве, Москве и в Вашингтоне. В Женеве работала конференция Международной организации по охране интеллектуальной собственности, в Москве прошли парламентские слушания по проблемам, связанным с Internet, в Вашингтоне заседал Верховный суд США.
Формально все эти мероприятия были призваны решать разные проблемы, но фактически речь шла об одном и том же: как в условиях взрывного распространения Сети во всех странах мира охранять интересы чиновников и крупного бизнеса. (И чиновники, и предводители больших корпораций на словах, как обычно, заботились о судьбах общества, но подразумеваемый смысловой слой просматривался с первого взгляда.)
Все три высоких собрания оказались прекрасной иллюстрацией старой истины: люди больше всего боятся того, чего не понимают. Неискушенные в педагогике воспитатели, пользуясь этим свойством человеческой натуры, изобрели для маленьких детей буку - нечто непонятное, но страшное. Что же касается вынесенного в заголовок "аза", так это старославянский аналог местоимения "я" (интересно, как они тогда обходились без пословицы "Я - последняя буква").
Постановления всех перечисленных выше организаций, также как и их мотивация, заслуживают отдельного рассмотрения каждого, Рубен Герр остановился на самых общих проблемах, связанных с Сетью.
Как и всякая технологическая новинка, Internet в своем развитии неизбежно вторгается в соседние области. В этом нет ничего нового: вспомним, как мини-ЭВМ потеснили большие машины, а "персоналки" почти вытеснили мини-ЭВМ. Однако сфера влияния Internet куда шире. Автор пытается разобраться, кому "наступает на хвост" Мировая Сеть, тогда будет гораздо проще понять истинный смысл постановлений и решений, принимаемых разнообразными директивными и консультативными организациями во всем мире.
Если говорить о правительственных организациях, Internet в первую очередь лишает органы безопасности одного из важнейших инструментов оперативно-розыскной деятельности - возможности подслушивать разговоры и перлюстрировать переписку. Кодирование с открытым ключом при пользовании компьютером - непременным атрибутом работы в Сети - сводит время шифрования и расшифровки к ничтожноо малому минимуму, но существенно затрудняет или делает невозможным раскодирование перехваченных сообщений. Упомянутые органы пытаются ограничить распространение передовых средств закрытия информации, объясняя это тем, что шифровать свою переписку будут и преступники. Однако эта мотивация не выдерживает критики: шифрование переписки - чисто защитное оружие, до сих пор законы всех стран ограничивали распространение лишь наступательного оружия, оружия, которое может быть использовано для нападения. О броне - ни в прямом, ни в переносном смысле - речи никогда не было. Тем более что законопослушные граждане скрывают свою информацию не от государственных органов, а от преступников, от которых государство не в состоянии их защитить.
Пока что определенные ограничения действуют, но их со дня на день отменят. Интернет позволяет успешно обходить и некоторые другие законы, касающиеся присущих человеку пороков. Речь идет о порнографии и об азартных играх. Попытки возложить на "передатчиков" информации - поставщиков услуг Интернет - ответственность за передаваемую по сетям порнографию обречены на провал. Это все равно, что заставить телефонные компании отвечать за употребляление в телефонных разговорах нецензурных выражений: единственный способ добиться этого - прекратить всяческую телефонную связь или, соответственно, запретить Интернет. А поставщики "картинок для взрослых" и букмекеры зачастую недоступны для правосудия, ибо действуют из других стран, где другие законы. Не стоит забывать, что Интернет - явление наднациональное. Вероятно, в конце концов придется возложить ответственность на потребителей запретной продукции. Впрочем, не дожидаясь законодателей, люди уже изобрели средства от рассматриваемых болезней: дееспособному взрослому человеку ни порнография, ни азартные игры не во вред, а детей можно уберечь при помощи специальных программ, которые не допускают "непосвященных" к определенным серверам. Так что домашний компьютер отнюдь не так уж беззащитен. А поставщики порнопродукции, опасаясь более суровых мер, даже из соображений морали снабжают свои изделия соответствующими идентификаторами и предупредительными текстами.
От Internet страдают не только власть предержащие. Многие коммерческие структуры также предпочли бы, чтобы этой новинки не было. Например, телефонные компании: специальные программы позволяют вести междугородние и международные разговоры по каналам Интернет, оплачивая только местную связь и собственно Сеть. В США и других странах это дает существенную экономию. Некоторые компании уже признают, что в наш век оплата связи в зависимости от расстояния между абонентами - архаизм, и подумывают о том, чтобы перейти на повременную оплату, которая не будет зависеть от географии. Более того, уже выходят из экспериментальной стадии системы, которые определяют оптимальный маршрут по городу при помощи спутникового слежения и спутниковой связи.
Следующий потерпевший - телевидение. Уже на подходе системы, которые позволят передавать видеоинформацию по обычным телефонным проводам. Это не слишком болезненно для Америки, где кабельное ТВ и без того уже охватывает практически всю страну, но вот с "кабелизацией" Европы придется подождать. А еще есть изготовители музыкальных лазерных дисков, которым тоже становится все труднее, изготовители печатной продукции. Словом, если подумать, Internet заставляет пересмотреть взгляды на жизнь почти всех, кто зарабатывает средства на распространении информации.
Что же касается правительств, то ситуация выглядит куда как грустно. Американские журналисты выяснили, что в тамошних высших органах власти процент людей, которые регулярно пользуются хотя бы электронной почтой, ничтожен. У нас, когда российские обитатели Сети начали общаться с депутатами Думы, обнаружилось, что на два занимавшихся организацией "Интернетовских" парламентских слушаний комитета - по безопасности и по связи - нет ни одного адреса E-mail! Подливают масла в огонь и малограмотные журналисты, которые твердо усвоили, что негативные материалы привлекают куда больше внимания, чем позитивные, а ничему другому учиться не хотят. В результате и появляются звучащие с высоких трибун и страниц газет лозунги типа "они у нас выкачивают гигабайты информации" или "они же могут проникнуть в любую сеть". Что касается прессы, рецепт простой: прочитав очередную "страшилку", запомните фамилию автора и больше не верьте ничему, что вышло из-под его пера.
С правительствами дело обстоит сложнее. Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, что при определенном развитии технологической и рыночной ситуации в мире не более чем через десять лет Интернет может стать таким же общепринятым средством обмена информацией, каким сегодня является телефон. Думаю, найти в современном мире человека, который не умел бы пользоваться телефоном, также трудно, как и неграмотного. Но законодателям некогда повышать свой уровень. Не пришлось бы им через пару лет кардинально пересматривать принятые сейчас законы и директивы...
Подготовил Александр Запольскис
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 1997 год в рубрике интернет :: копилка ресурсов