Баранка для профессионала

Не так давно виртуальная езда по виртуальным трассам являлась именно таковой. На тебе, братец, руль, вот газ, там тормоз, тут спидометр. Смотреть сюда, давить туда. Дальше - да поможет тебе Святой Януарий. Вся игра сводилась к сумасшедшей игре по некоторому набору трас, отдаленно напоминающих настоящие, если в названии игры упоминался какой-нибудь реальный гоночный класс. Даже этого оказалось достаточно для массового увлечения гонками.

С тех дней прошло уже много времени. По компьютерным меркам - целое поколение и не одно. Вычислительная техника ушла далеко вперед, что, просто, не могло не отразиться на общем уровне симуляторов автомобильных гонок. Я имею в виду именно симуляторы, а не состязания в стиле "убей всех и задави юбилейного пешехода". К этому жанру относится и игра фирмы Bethesod Softworks под названием "XCAR" (Experimental Racing).

"XCAR" является новым словом в виртуальных гонках. Все начинается с выбора автомобиля. Их больше двух десятков, и напоминают они прототипы спортивно-гоночных машин "Renault", "Pegeot", "Ford", "Lotus" и т.п. с соответствующей рекламной раскраской. На этом сходство с гонками предыдущего поколения заканчивается. Дальше игрушка преображается в профессиональный тренажер для понимающих людей. Практически любую характеристику выбранного автомобиля можно откорректировать. На выбор предлагаются целые созвездия двигателей, подвесок, наддувов, рулевых колонок и тормозных систем. Собственную машину можно разобрать буквально по винтику. Есть выбор колес, покрышек, всяких антикрыльев и других принадлежностей. Потом предстоит, если захочется, так сказать тонкая настройка собранной системы. Опережение зажигания. Жесткость амортизаторов. Реакция рулевой системы. Мягкость торможения. Словом, хорошая машина, как хорошая скрипка. Чтобы получить потрясающую мелодию, надо ее классно настроить. Иначе даже самый великий маэстро не сможет извлечь ничего, кроме жуткого скрипа, даже близко не похожего на музыку.

Когда машина к гонке подготовлена, можно своего коня и на трек выкатывать. Трасс много, и выбрать есть из чего. Установите себе количество тренировочных кругов - и вперед. Вообще-то, тестовые заезды нужны не столько для пилота, сколько для техников команды. Только во время пилотных рейсов автомобиль можно донастроить и докалибровать. Собственно, ничего не мешает вообще всю систему перебрать. Двигатель заменить, например. Зато после тренировок машина, в теории, идеально соответствует профилю и типу трассы предстоящего заезда.

По собственному опыту рекомендую не упускать этой возможности. Дело в том, что каждый трек имеет индивидуальные особенности. Например, трасса с большим количеством крутых поворотов вынуждает часто повторять цикл торможение - пауза - разгон. Следовательно, машина, способная быстро разгоняться и мягко притормаживать, получает значительное преимущество перед менее динамичными, но более скоростными конкурентами. При подобном раскладе средняя скорость трассы все равно не отличается рекордностью, а выигрывает не тот, кто ездит по прямой быстрее, а тот кто будет ровнее держать среднюю скорость. С другой стороны, трасса с длинными прямыми участками, наоборот, требует жестких тормозов и максимальной скорости по прямой. Тонкость тут в необходимости ухитриться удерживать высокую скорость максимально возможное время и приступать к притормаживанию как можно позже. Это обеспечивают только жесткие тормоза. Значительно более жесткие, чем для "лабиринта". Не знаю, как в реальной жизни, но в "XCAR" дела обстоят именно так.



Правда, столь простых трасс в "XCAR" практически нет. То, что приготовили разработчики для любителей потягаться в мастерстве быстрой езды, требует хорошенько поколесить и головой подумать, прежде чем браться за гаечные ключи и отвертки. Наверняка, каждый, кто соберется сесть за баранку, обладает собственным индивидуальным почерком вождения, который также влияет на конечный результат, что не учитывать чревато. Так что "золотую середину" между мастерством пилота и настройкой автомобиля каждый должен подбирать индивидуально. Кстати, результаты езды можно просмотреть на записи. То есть гоночный болид напичкан массой датчиков, как настоящий, и все они скрупулезно записывают показания. Как двигатель работал, как было нагружено каждое колесо и тому подобное. Опять же для подгонки машины под гонщика очень полезно.

Про сами состязания рассказывать особо нечего. Гонки - они и есть гонки. Рев моторов. Горелая резина покрышек. Вечно виляющий асфальт, так и норовящий ускользнуть из-под колес. Все, как всегда. Совершенно небьющаяся машина и до крайности наглые конкуренты. Кто их тренирует и где, не знает никто, но эти злыдни ухитряются летать даже по самым кривым трекам не меньше чем на ста сорока семи километрах в час. Хотя соревнования на то и соревнования, чтобы не расслабляться и гнать на самой грани возможного.

С учетом всего перечисленного "XCAR" смотрится профессионально. Правда, графика VGA'шная и мультигейм отсутствует. Зато сразу редактор трасс прилагается. На случай, если уже имеющихся покажется мало.

Правда, гонок собственно в "XCAR" целых две. Вернее, проводятся они по двум правилам. С обычного старта и с раздельного. На первый взгляд разница не большая, но стоит попробовать - и она сразу чувствуется. При обычном старте, если не удалось растолкать всех локтями, то потом предстоит долго бороться с аутсайдерами, прежде чем вырвитесь на оперативный простор. Таким образом, основная борьба начинается еще на квалификации. Чем быстрее там проедешь, тем ближе к началу в пул-позишн окажешься и тем больше будет шансов на выигрыш. Да и первому ехать - не сахар. Гонщики идут плотной группой, и даже если удалось обойти всех на круг, то потом опять придется сквозь плотный строй проталкиваться, а там могут и с трассы вытолкнуть... При раздельном старте таких проблем нет. Спортсмены относительно равномерно растянуты по трассе и едут на гораздо более высоких скоростях. Аутсайдеры, во-первых, получают свой шанс, а во-вторых, намного меньше мешают остальным. Стоит попробовать.

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2022 Компьютерная газета