Creaturelogia

Я абсолютно уверен в том, что каждому из вас хотя бы один раз в жизни хотелось, а может быть, и хочется сейчас завести себе какого-нибудь четвероногого друга, но по ряду причин (в частности - маленький размер жилплощади) эта мечта так и осталась не реализованной. Многие пытаются найти компромиссное решение этого вопроса; у одних получается, у других не очень.

Возьмем, к примеру, японцев. Ни для кого не секрет, что извечной проблемой страны восходящего солнца является острая нехватка территории (ведь так и норовят оттяпать у России парочку Курильских островов), да и мясо там - дефицитный деликатес (не потому ли рост среднестатистического жителя Японии составляет полтора метра). Ну как, скажите, при таких условиях жизни можно держать дома четвероногого нахлебника? Корейцы вон попробовали, но потом, правда, быстро одумались, взяли и переели всех собак. И плевать они хотели на "зеленых", ведь голод не тетка, а так одним махом решили сразу две проблемы - перенаселения и продовольственную. Но японцы собачатинку есть не привыкшие, им подавай только рис и суши, поэтому они решили пойти другим путем. Вот так они шли и шли, пока, наконец, не пришли к созданию электронной игрушки брелочного типа - Tamagotch.

Сейчас в Японии эта карманная игрушка считается последним писком. Вся молодежь ходит и просто дуреет от "Тамаготчей". Что они в этом нашли, для меня и по сей день остается загадкой. Я собственными глазами видел эту хреновину. Сама идея, конечно, заслуживает внимания и уважения, но исполнение ни к черту не годится. На сером жидкокристаллическом экране, размером со спичечный коробок, черными линиями схематически набросан контур этого самого "Тамаготча", вернее, его головы, так как туловища он, по всей видимости, лишен начисто. Управление до одури неудобное, общение только при помощи монотонных звуковых сигналов. Единственная его положительная черта - миниатюрность исполнения, действительно позволяющая не расставаться с ним ни днем ни ночью. Ну да ладно, если Tamagotch нравится японцам, пусть себе на здоровье играются. Нас это сегодня интересует постольку поскольку.

Перефразируя слова известного философа - то, что создано азиатом, не всегда подходит для европейца - или наоборот, я уже точно не помню. Но суть в следующем: маленькие японцы придумали игру-брелок и собрались было ее предложить всем, однако малость припоздали. Рослые европейцы, страстно обожающие увеличивать все маленькое и тем более азиатское, посмотрели на "Тамаготч", повертели его в руках и задумались. В результате мы с вами стали свидетелями удивительного события - рождения настоящей внутрикомпьютерной жизни. Идея японского Tamagotch, с размахом и шиком воплощенная в высококачественную графику, доработанная до совершенства, записанная на компакт-диск и работающая на хорошем мощном компьютере, - вот до чего додумались ушлые европейцы. Сегодня эта игра и называется уже совсем по другому - Creatures. Ее нельзя взять с собой на ночь в кровать, как "Тамаготч", зато в нее намного интересней играть и даже приятней просто на нее смотреть.



Игра "Создания" появилась на рынке совсем недавно, в конце июля этого года. Ее разработчиком является фирма CyberLife, а издателем - известная компания Mindscape. Это абсолютно новый игровой жанр: вам не придется бегать и, как выражается господин Фоменко, поливать всех струями свинца, не надо будет ломать голову над трудными загадками, и можно не волноваться из-за незнания стратегии и тактики. Creatures - развлечение, оказывающее большое гипнотическое влияние на игрока. Запустив с компакт-диска на своем компьютере, вы уже не сможете просто так взять и бросить ее. Нет, вы будете по несколько раз на дню, откладывая в сторону все текущие дела, возвращаться к игре. Почему? Да потому, что чувство ответственности за маленькую хрупкую жизнь полностью заполнит вашу душу, вытеснив оттуда все - и работу, и учебу. Но давайте по порядку.

В этой игре ваша задача заключается в том, чтобы дать жизнь Норну (милое, пушистое создание), научить азам выживания, а затем любить его, кормить, оберегать, в случае необходимости лечить, помочь создать семью и вырастить потомство, а затем похоронить с почестями. Все действие происходит в особом мире, называемом Альбия, который является почти что раем для маленьких пушистиков. Этот мир маленький в нашем понимании, но очень большой для Норнов. Сумеет ли жить в нем ваш подопечный? Как долго? Будет ли он счастлив? Это зависит только от вас, ваших желаний и возможностей.

Начинается игра буквально ab ovo, в так называемом инкубатории, где хранятся шесть норновских яиц. Выберите для себя одно, любое, какое понравится. Затем аккуратно поместите его в "инкубатор" и ждите. Примерно через тридцать секунд вы станете отцом или матерью маленького беззащитного создания - Норна. Теперь уже отказываться поздно, без вас малыш долго не протянет, ведь он еще совсем несмышленый. Не будучи ознакомленным с окружающим его миром, не зная языка, не умея правильно питаться, ребенок-Норн погибнет в считанные минуты, а ответственность за его смерть ляжет камнем на вашу душу. Чтобы этого не произошло, будьте любезны довести начатое дело до конца.

Предположим, из яйца вылупился Норн мужского пола и мы назвали его Бомой. Теперь основная задача - в целости и сохранности доставить его к компьютеру, расположенному чуть выше. В качестве лифта используется подъемник, но загвоздка в том, что Норн должен самостоятельно добраться до него. Как это сделать? Да очень просто - тот, у кого есть дети, наверняка помнит методику обучения ползанью. Расположите перед Бомой ярко раскрашенный мячик. Заинтересовавшись, он,естественно, потянется за игрушкой, а вы возьмите и чуть-чуть отодвиньте ее. Малыш поползет за мячиком и таким образом потихоньку, не спеша заползет в подъемник. Поднявшись вверх, точно таким же макаром выманите Норна обратно и подведите к компьютеру.

Пришла пора приниматься за серьезную учебу, а именно - за изучение языка и по ходу дела - всего окружающего мира. Компьютер содержит полтора десятка самых простых слов, которые он и произносит для Норна, подкрепляя их визуально в виде картинок. Бома у нас очень сообразительный, все схватывает на лету. Буквально со второго раза он произнесет это слово на своем альбийско-тарабарском языке и мысленно выразит его английскую транскрипцию в виде призрачного шарика над головой. В зависимости от желания в процессе обучения Норна можно использовать как стандартный набор слов, так и свой собственный. Например, можно запросто сделать из Бомы солдафона, если совсем немного изменить компьютерный лексикон - слово "Да" на "Так точно", а команду "Лежать" на "Упал-отжался". А хотите, можно научить его "по фене ботать".

Для закрепления усвоенного материала лучше всего пользоваться методом кнута и пряника. Если вам попался Норн, упорно не желающий отличаться умом и сообразительностью, то постарайтесь выбить из него всю дурь еще в младенчестве, тем более что для этого никуда ходить не надо - стрелка-курсор легко трансформируется в открытую ладонь. Несколько увесистых хлопков по мягкому месту еще никому не приносили вреда, а вот желание учиться всегда прибавляли очень быстро. Для поощрения же используется курсор в виде указательного пальца, которым чешут носик маленького Бомы, и он от этого просто тащится. Совмещение ласки и наказания - самый лучший способ введения Норна в большую жизнь.



Вы наверное думаете, что на этом обучение заканчивается? Нет, что вы, оно только-только начинается. Следующий этап образовательной программы - ознакомление с флорой и фауной мира Альбии. Норны - убежденные вегетарианцы. Чтобы нормально развиваться, им необходимо разнообразие рациона питания. В садах и на огородах этого зеленого мира произрастает большое количество самых разных растений, и очень важно научить вечно голодного Бому не пихать в рот первый попавшийся на глаза плод. Среди съедобных овощей и фруктов нет-нет да и попадется какая-нибудь явная отрава. Отведав такой ботвы, Норн в лучшем случае захворает, ну а в худшем, естественно, кое-что протянет. Чтобы такого не произошло, лучше лишний раз перестраховаться и трижды, а то и четырежды показать ему его рацион. Если первое, что Бома увидит и попробует на вкус, будет нечто съедобное, то у него вполне может укорениться мнение, что есть можно абсолютно все. Когда он, наконец-то, поймет, что ошибается, уже может быть поздно. Бывали случаи, что хозяева в виду своей разяватости упускали из виду этот момент и в результате оставались без доброй части подъемника, которая благополучно переваривалась желудком Норна.

Основные составляющие рациона питания Норна - это травы, мед, морковь, сыр, лимоны и кофе. Причем эти продукты можно разделить на два типа. Первый - основной, или необходимый для выживания, а второй - дополнительный. Возьмем, к примеру, травы, большую часть которых составляют кормовые сорта (первый тип), но среди них есть также и обладающие лечебными свойствами (второй тип). Или кофе (тоже второй тип) - явная роскошь, ибо используется только гурманами для снятия усталости. Среди разных травок и особенно кофе часто попадаются сорняки. Употреблять их в пищу Норнам не стоит, уж слишком это чревато неприятностями. И не только одна белена и лебеда будут угрожать здоровью нашего Бомы. В мире Альбии, кроме Норнов, живут еще и Грендели. Эти наглые, злобные, зеленые проходимцы шляются с места на место, уничтожают продовольствие и переносят всякие опасные заболевания. Защищаться Бома не умеет и не может, он не толстовец, нет, просто по своей природе он очень добрый и беззащитный. Единственный способ избежать встречи с Гренделем заключается в своевременном его обнаружении. Оставьте ему на растерзание имущество и запасы продовольствия, пусть подавится, главное, что здоровье маленького Бомы будет в безопасности.

Но если все же случилось страшное - ваш питомец наглотался какой-нибудь гадости или "пообщался" с Гренделем, не отчаивайтесь и не впадайте в панику. Лучше, не теряя времени, начинайте его лечение. Для этого существует несколько способов. Один из них, на мой взгляд самый простой, подразумевает отправку больного Норна в стационар через Интернет, а именно в creature-больницу, располагающуюся на фирменном web-сервере компании CyberLife. Скажу по секрету, что не стоит слишком сильно уповать на web-доктора. Причин здесь несколько, но самая главная из них заключается вот в чем. Вы очень сильно рискуете напороться на объявление типа "Доктор в бессрочном отпуске. Извините." Обидно, конечно, но что поделать. Остается только самим лезть в учебники по анатомии, физиологии, терапии и хирургии, чтобы узнать, а что, собственно говоря, могут показать биохимический анализ крови, энцефалография и какие инъекции каких препаратов необходимо сделать, чтобы победить болезнь.

Можно, в принципе, обойтись и без толстых медицинских справочников; достаточно воспользоваться одним из четырех так называемых наборов инструментов (комплект здоровья, научный, селекционный и для проводов в последний путь). Но опять-таки вся загвоздка в том, что, не обладая специфическими знаниями, вы не сможете правильно понять отображаемые параметры. Комплект здоровья выдаст информацию о состоянии сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и об уровне упитанности. Научный комплект позволит объективно оценить работу центральной нервной системы, генетические показатели и моторику внутренних органов. Селекцию мы рассмотрим чуть позже, а про похоронный комплект и говорить не стоит - и так все ясно. Наличие этих наборов, конечно, хорошо... Но много ли вы сумеете понять из таблички, где будет сказано, что головной мозг Бомы состоит из девяти долей, число нейронов равняется девятьсот пятидесяти четырем, а количество дендритов колеблется где-то на уровне от четырех тысяч семисот семидесяти до шести тысяч шестисот семидесяти восьми? Есть у меня такое нехорошее предчувствие, что лечить своих подопечных вы будете исключительно фитотерапией (травками), а это очень скоро приведет к быстрому росту смертности. Но решать вам - или хоронить через одного, или попытаться понять смысл этих загадочных показателей.

Ладно, не будем больше о грустном, лучше вернемся к Боме. Он, кстати, уже подрос и всерьез подумывает (мысленно) о подружке. Хочешь, не хочешь, а надо пойти ему навстречу, иначе захиреет паренек. В срочном порядке извлекайте из инкубатория новое яйцо с зародышем женского пола и повторяйте весь процесс обучения. Допустим, подружка уже есть и она понравилась Боме (обязательное условие). Вы видите на экране, как они флиртуют, и с нетерпением ждете пикантного момента, но напрасно. Процесс размножения начинается затяжным поцелуем и на этом заканчивается. В мире Альбия секса нет, не было и быть не может. Итак, подружка Бомы носит в животе яйцо, а он сам цветет и пахнет, предвкушая свое отцовство. Проверить факт беременности не сложно. Для этого следует воспользоваться селекционным комплектом и определить уровень эстрогенов у самки. Хотя, если яйцо есть, то его силуэт и так отчетливо виден. Родившийся Норн будет обладать своим уникальным набором хромосом, который определяется сочетанием генов отца и матери. Таким образом, как вы уже наверное догадались, используя научный и селекционный наборы, можно на генном уровне планировать определенные признаки. Если еще учесть реальную возможность игроков, обмениваться норновскими яйцами через web-сервер фирмы CyberLife, недостатка в новых экспериментальных хромосомах не будет. Геймер, набивший руку на подобного рода генной инженерии, может получить неограниченную власть над миром Альбии. Страшно даже представить, каких Франкенштейнов скоро наштампуют особо "одаренные" пользователи. Это их право, но я вас все-таки прошу - постарайтесь не погубить тот дух, который изначально несла в себе игра Creatures. Пусть Альбия останется маленьким оазисом среди раскаленных песков нашего мира, местом для отдыха вашей души от стрессов и передряг повседневной жизни. Не стоит сознательно создавать уродов, их и так полно в любом городе. Выйдите поздно вечером на улицу и буквально через полчаса убедитесь в этом сами.



Ну вот, наверное, и все, что вам необходимо знать перед началом игры. Осталось лишь сказать несколько слов об управлении, графике, музыкальном оформлении и системных требованиях. Признаться вам честно, я уже порядком устал постоянно писать одно и тоже. Если игра хорошая и заслуживает того, чтобы на нее потратить свои деньги, время и внимание, то соответственно и про все вышеперечисленные пункты ничего плохого сказать будет нельзя. Управление простое; даже у ребенка не возникнет никаких осложнений. Игровое поле занимает весь экран полностью. Все открывающиеся окна имеют хороший формат. Ах да, маленькая деталь: у вас на экране всегда открыто небольшое окошко, где отображается все, что в данный момент видит ваш Норн. Это позволяет существенно ускорить процесс обучения языку. Например, Бома видит яблоко и еще не знает, что это такое. Пока он смотрит на него, введите с клавиатуры слово Apple - и ваш подопечный его идентифицирует и запомнит. Просто и удобно.

Графика выполнена профессионально и с душой. В игре использовано очень много фотографий настоящих предметов и реальных объектов. Все, естественно, в 256-цветовом 640х480 SVGA-режиме, но Creatures изумительно пашет и при разрешении монитора1024х768х16-bit. Звук настолько реально приближен к настоящему, насколько это вообще возможно. Журчание воды, жужжание пчел, аппетитное чавканье Бомы во время еды - все это и еще многое другое уже готово влиться в уши и усладить ваш слух. Но чтобы посмотреть, послушать и вдоволь наиграться в Creatures, необходимо иметь Pentium 60 с восемью мегабайтами оперативной памяти, плюс еще шестьдесят мегабайт свободного места на винчестере и двухскоростной CD-ROM. Обязательное условие - наличие операционной системы Windows 3.1 или Windows 95. Все остальное, по типу Sound Blaster и двух мегабайтной видео-карты, по индивидуальному желанию.

Ну что ж, на планете появилась новая форма жизни, обосновавшаяся в цифровой области. Поприветствуем ее. Пожелаем каждому Норну прожить свои полные, отпущенные ему природой пятнадцать часов. Причем прожить так, чтобы потом было, что вспомнить (вам, естественно).

Евгений Бубенников


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета