Warlord 3: Reign of Heroes

Именно так, с абсолютной уверенностью, во всеуслышанье заявляют стратегманы, подразумевая игру Warlord компании SSG. И они совершенно правы, ведь за период с 1989 по 1996 год эта издательская компания, свято соблюдая философию сюжета, успела порадовать своих геймеров дважды, выпустив на игровой рынок "Варлорд" и "Варлорд 2". А в конце прошлого месяца у поклонников этой игры снова был праздник - в продаже появилось очередное пополнение святого семейства "военачальников", Warlord 3: Reign of Heroes.

Время не стоит на месте, и мир Эссэрии изменился до неузнаваемости (в лучшую сторону), но угроза полного уничтожения осталась. Неугомонный лорд Отрава, он же Черный Всадник Смерти, в 1232 году заключил союз с Черным Всадником Войны, лордом Сартеком. Объединив силы, они призвали под свои знамена всевозможную нечисть из миров Ада и Хаоса. Решив окончательно покончить с жителями империи Агария, войска захватчиков начали стремительное наступление с южного направления. В то время как небольшая группа войск лорда Сартека выполняла отвлекающий маневр, совершая пиратские набеги на побережье селентийцев и города Северной Тундры, основная ударная сила лорда Отравы наступала с южного направления. Пройдя через равнины Ара и земли Афланда, полчища Зла вышли к рубежам агарийской империи. Все правители Эссерии готовились к войне на севере и поэтому не были готовы к защите южных границ. Агария оказалась беззащитной, если не считать нескольких рыцарей с их немногочисленными дружинами, которые выступили против войск Черных Всадников, и погибли. Кто же сможет дать отпор наглым захватчикам и спасти этот чудесный "фэнтези"-мир? Те, кто помнят предыдущие две версии игры, знают правильный ответ - рыцари страны Сириан. Они уже воевали с Черными Всадниками и сумели победить многих из них. Станьте их предводителем или присоединяйтесь в качестве союзника, вам будут рады всегда.

Цель игры Warlord 3: Reign of Heroes на первый взгляд очень проста - окончательно победить темные силы. Но сделать это окажется по силам далеко не каждому. Я не имею в виду геймеров, съевших целую свору собак на первых двух "Варлордах", уж кто-кто, а они знают свое дело и уже за парочку вечеров сумеют полностью разгромить противников. А вот тот, кто впервые попадет в мир Эссерии, думаю, проведет в нем немало времени, сносит не одну пару игровых сапог и затупит в боях много острых клинков.

Теперь перейдем непосредственно к самой игре. Перед тем, как ее начать, вы должны определиться, за какую расу воевать. Всего их восемь, и отличия между ними незначительны. Так что выбирайте любую, а хотите - можете взять на себя руководство сразу несколькими. Как и в предыдущих "Варлордах", сначала все ваше движимое и недвижимое имущество - это один герой и столица. Это уже потом, по ходу игры, вы можете стать богатым, как Крез, владельцем многих городов и земель и предводителем огромного войска. А пока для достижения всего этого вам придется организовывать свою армию, осаждать и брать штурмом чужие города, грабить развалины древних городов, постоянно искать новые бонусы в виде магических амулетов, золотых кладов и волшебного оружия, находить союзников, которые потом обманут вас или вы предадите их сами, и так далее и тому подобное. Все то, что вы можете и будете делать, перечислить невозможно, ведь это напрямую связано с вашей индивидуальностью, с тем, какой тактикой воспользуетесь и какую стратегию игры поведете.



Все военные силы, используемые в Warlord 3, можно разделить на три основных класса: обычные солдаты, специальные бойцы и герои. Рассмотрим всех по порядку. Обычные солдаты - это простые воины различных родов войск, если так можно выразиться. В их число входят все типы пехоты, кавалерии, а также стрельцы и непонятливые мужики с катапультами. Обычными солдатами чаще всего затыкают дыры, возникающие в линии обороны или в атакующей цепи. Они не так дороги в производстве, как остальные воины, и поэтому их вполне можно использовать в качестве "пушечного мяса". Совсем другое дело - специальные бойцы (спецы): разные драконы, летающие кони, воздушные элементали и так далее. Чтобы обзавестись хотя бы одним таким, необходимо изрядно попотеть. Его можно купить, найти или получить в качестве довеска к герою. Стоит он столько, что на эти деньги можно было бы создать небольшой гарнизон пехотинцев в каком-нибудь из городов. Но скупиться не стоит - такой боец отработает эту сумму сполна и в кратчайшие сроки, на поле брани он незаменим. Он и сам по себе очень сильный воин, а если его еще объединить с несколькими пехотинцами или кавалеристами, можно в два, а то и в три раза повысить их КПД и продлить им жизнь.

Но самый главный и наиболее полезный воин - так называемый герой. Их у вас может быть несколько; все зависит от размера кошелька. Каждый герой, нанимаясь к вам на службу, запрашивает такую баснословную сумму, что подчас приходится думать, нанимать его или нет. Но без такого вояки вам все равно не обойтись. Во-первых, только герой может искать и находить полезные магические атрибуты. Во-вторых, он один имеет право привлекать на вашу сторону союзников. В-третьих, герой в битве незаменим; по силе и убойной мощи его можно сравнить только с несколькими объединенными специальными бойцами. Обычные солдаты противника не смогут самостоятельно, без поддержки спецов, уничтожить вашего одинокого героя. Когда вы только-только нанимаете его на службу, он, естественно, силен, но не настолько, чтобы противостоять другому герою. Все дело в опытности. Изначально она оценивается минимально - один балл. Но со временем, участвуя именно в боевых действиях, а не прохлаждаясь в поисках древних руин, герой приобретает военный опыт и, следовательно, увеличивает свой потенциал. Когда опытность вашего героя достигнет максимальной десятибальной оценки, можете считать, что с вами за правое дело сражается полубог. Он будет практически неуязвим для противника, но сам сможет противостоять целому войску.

Герои различаются не только опытностью, но и принадлежностью к тому или иному клану. Сложно предугадать, кто же будет сражаться на вашей стороне, - шаман, генерал, волшебник, вор, воин, священник, паладин, вампир или смотритель? Каждый из них обладает исключительными способностями, каждый очень силен в бою. Как уже упоминалось ранее, герои могут покопаться в древних руинах и найти какую-нибудь старинную вещицу, столь необходимую для усиления боеспособности войск. Но эти волшебные атрибуты спрятаны не только под старыми завалами заброшенных храмов. Они вполне могут храниться в каком-нибудь городе-замке, и чтобы завладеть ими, придется сначала перебить охранников, а уж потом смотреть, из-за чего, собственно говоря, пришлось наделать столько трупов.

Кроме обычных солдат, спецов и героев, в Warlord 3: Reign of Heroes есть и всевозможные летающие чудики. Обычно это Пегасы - крылатые кони. Эти летуны слабы как военные единицы. Но их главная особенность заключается в том, что они, будучи объединены с кем-либо из основных бойцов в одном стеке (в одной упряжке), могут переносить их с одного места на другое, невзирая ни на водные, ни на горные преграды. Их производство обычно хлопотно, но зато впоследствии позволяет сэкономить время на передвижении. Как говорится, "лучше день потерять, потом за пять минут долететь". Форсировать водные просторы можно также с помощью флотилии кораблей. Правда, их производство тоже требует больших затрат, как финансовых, так и темпоральных. Нужны вам корабли или нет - зависит только от вас. На мой взгляд, вполне реально обойтись и без них, достаточно полностью использовать возможности летающих единиц и метод векторизации.

Об этом методе следует сказать пару слов. Как и в предыдущих версиях игры "Варлорд", суть его проста. Имеются два города, отделенные друг от друга большим расстоянием и, допустим, длинной горной грядой, обходить которую - дело очень хлопотное и долгое. В одном городе создался искусственный переизбыток военных единиц, а второй, между тем, остро испытывает недостаток в защитниках. Как быть? Каким образом можно помочь? Все очень просто - используйте метод векторизации! Для этого достаточно, выбрав в меню пункт "производство", указать нужную военную единицу и затем, используя команду "месторасположение", указать на требуемый город. Все - больше от вас ничего не требуется. Теперь все солдаты, производимые в первом городе, будут автоматически пересылаться во второй. Хорош этот метод или плох - кому как. На мой взгляд, все-таки его использование необходимо. Вы сами заметите его преимущество, когда станете играть в Warlord 3: Reign of Heroes. Можно, конечно, обойтись только перемещением боевых подразделений из глубокого тыла на передовую тремя банальными способами: по суше (своим ходом), по морю (кораблями) и по воздуху (с помощью летающих лошадей), но есть один нюанс. Дело в том, что вражеские герои и специальные бойцы - большие любители устраивать рейды и внедряться далеко вглубь на вашу территорию. По ходу дела они с легкостью уничтожают всех солдат, которые по вашему приказу спешат к осажденному городу. При таком раскладе вы потеряете и город, и часть своих войск. Скажу вам по секрету - такая политика до добра не доведет. В связи с этим единственным выходом является сочетание метода векторизации с простыми способами передвижения. Полностью отказываться от перемещения войск по суше своим ходом тоже не следует. Иначе, кто остановит специальных бойцов противника, которые рвутся к вашей столице? А так - и волки сыты и овцы целы.



Ключ к успеху в игре "Варлорд 3" - захват вражеских городов. Чем больше у вас недвижимости, тем быстрее увеличивается ваш капитал и растет численность вооруженных сил. Соответственно повышается вероятность того, что к вам придут наниматься на службу наемники и будет предложено воспользоваться услугами героев. Каждый город может производить единственный тип солдат из четырех возможных за один шаг игры. Это могут быть, допустим, тяжелые пехотинцы, если в планах переход в глухую оборону, или кавалерия для продолжения наступательных действий - все зависит от избранной вами стратегии. Лучше (исходя из моего опыта) не останавливаться на достигнутом, а оставив в городе необходимый для защиты минимум, снова атаковать. Захватив следующий кирпичный рассадник зла, вы, в принципе, можете и не оставлять его для себя. Игра дает вам реальную возможность обогащения - за счет грабежа или полного уничтожения вражеского города. Взорвав крепость, вы тем самым лишаете противника возможности снова отвоевать ее, а отстроить заново просто невозможно. Кроме того, в том случае, когда вы сами находитесь не в лучшем положении (под стенами превосходящие вражеские силы) и уже догадываетесь, что город уберечь от захвата не удастся, разрубите этот гордиев узел, снеся его своими руками с лица земли прямо на глазах у изумленного противника. С финансовой точки зрения, гораздо выгоднее не дать противнику захватить город, взорвав его, и построить новый где-нибудь неподалеку, если уже это так необходимо.

В отличие от таких игр, как Heroes of Might & Magic или Command & Conquer, в Warlord 3: Reign of Heroes единственным ресурсом является золото. И опять-таки, на мой взгляд, это хорошо. Когда по ходу игры приходится постоянно отвлекаться от происходящих на экране тактических событий, чтобы перераспределить все имеющиеся полезные ископаемые, горючее, деньги и так далее, подчас уже даже начинаешь забываешь свои дальнейшие планы. Большое количество используемых ресурсов - это как ядро, прикованное к ногам скорохода, или как болотная трясина, засасывающая с головой. Слава Богу, что и в третьей версии "Варлорда" (как и в первых двух) единственной головной болью является своевременное пополнение золотого запаса. Кроме тех денег, которые начисляются за любую военную победу или даются в качестве трофея, вы еще получаете энное количество желтого металла от каждого своего города. Самый маленький городишко типа деревни за один шаг игры пополнит вашу казну на двадцать монет, замок - на двадцать две, а цитадель - аж на целых тридцать две. Но и тратить придется много; все стоит денег. Производство новых солдат, оплата наемников, приобретение героев, строительство кораблей, модернизация городов - вот неполный перечень пунктов, которые требуют финансовых затрат. Ваша игровая политика будет считаться правильной и стабильной, если каждый золотой, вложенный во что-нибудь, не только окупит себя, но и принесет прибыль.

Еще одно положительное отличительное качество "Варлорд 3" - усовершенствованный "интеллект" компьютера. Теперь железный оппонент уже не будет наглым образом мухлевать и обманывать вас, что имело место в играх "Варлорд" и "Варлорд 2". Раньше было так: осадили вы, например, крепость противника, долбаете ее, долбаете, вроде бы все защитники уничтожены, потом - глядь, а там, откуда ни возьмись, уже появилась новая партия бойцов. Или ни с того ни с сего компьютер начинает наделять своих новоиспеченных обыкновенных пехотинцев опытностью героев. Это не честно и совсем не правильно. Теперь все по-другому: компьютер и вы поставлены в абсолютно равные условия, никаких досадных недоразумений, игра ведется честно и с соблюдением всех правил. Если в ранних версиях этой игры, я ни разу не столкнулся с ситуацией, чтобы компьютер использовал против меня военно-морской флот, то сейчас, в третьей версии, сражения идут как на суше, так и на море. Еще один пример. Сирианские рыцари по сюжету являются борцами против зла и поэтому им не суждено нанимать на службу всякую нейтральную нечисть. Причем, не имеет никакого значения, кто управляет страной - Сириан, вы или компьютер. В первом "Варлорде" железная машина часто использовала против вас принцип "цесарю цесарево, а кесарю кесарево". Естественно, цесарем были не вы. Но можете больше не беспокоится на счет этого - сейчас все по-другому. Компьютер, конечно же, как был сильным противником, так и остался, он использует все возможности своей хард-начинки на все сто процентов, но уже без подленьких штучек. Можно смело сказать, что у вас больше не возникнет желания бить его "наглой рыжей мордой об стол".

Все управление в Warlord 3: Reign of Heroes осуществляется или мышкой, или с клавиатуры. Это уж кому как удобно. Основную часть экрана монитора занимает игровое поле, на котором отображается часть области, где в данный момент находится хотя бы один ваш солдат. После того как вы решите и отправите его куда-нибудь, игровое поле сместиться к следующей вашей военной единице или городу, и так до тех пор, пока не обойдет всех и все. Затем передаете ход противнику и курите бамбук, ожидая пока и он реализует свои планы, потом опять ваш черед. С правой стороны экрана вертикально расположена панель управления. Верхнюю ее часть занимает окошко, в котором показана полная карта мира Эссерии со всеми городами, имеющими различную цветовую окраску. Благодаря этому вы без труда сможете понять, где вы, а где противники. Остальная часть панели полностью отдана под иконки, отвечающие как за основные игровые опции, так и за управление отдельными единицами. Разобраться со всем этим хозяйством не сложно, тем более, что существует обучающая программа. Она буквально за несколько минут ознакомит вас с азами управления и покажет основные правила игры на конкретных примерах. Ну конечно же, программка маленькая, а игра вон какая большая, и всего вы из нее не узнаете, но не расстраивайтесь - как аппетит приходит во время еды, так и знание всевозможных нюансов приобретается с опытом. Начнете играть - и вскоре, будьте уверены, станете настоящим профессионалом.

Очень хорошо продумана возможность мультигейма. Вы можете играть по Интернету, LAN, через модем или при помощи электронной почты. Кроме всего прочего, фирма-разработчик Red Orb предоставила для всех желающих свой игровой варлордовский web-сервер. Там вас уже ждут серьезные, опытные противники, но можно зарегистрироваться и как "новичок" и играть с равными по силе оппонентами. Если же у вас в офисе в сеть объединено несколько компьютеров и есть один игровой компакт-диск, то вы вполне можете, забыв о текущих делах, устроить самое настоящее побоище. С основной машины запускается определенная игра, а все остальные просто подключаются к ней. Если кто-то из играющих вдруг вздумал уйти - не беда, его тут же заменит компьютер, который изрядно потреплет нервы оставшимся. Причем в мультигейме нет соблюдения очередности хода, игрок постоянно находится при деле, и умение быстро принимать правильные решения является залогом победы. В сети одновременно могут играть восемь человек, по Интернету - четыре, а через модем, естественно, связываются только двое.

Даже системные требования, запрашиваемые игрой, не завышены, что всегда было характерно для серии "Варлорд". Если у вас под рукой найдется Pentium 75 с шестнадцатью мегабайтами оперативной памяти и сорока мегами свободного пространства на винте, плюс к этому четырехскоростной CD-ROM, то большего и желать не надо. Warlord 3: Reign of Heroes с легкостью запустится на нем и будет работать без сбоев и зависаний. Также желательно, чтобы ваш компьютер был оснащен чем-либо вроде Sound Blaster AWE64 Gold и хотя бы мегабайтной видеокартой (чем больше память, тем лучше). Но в том случае, если вас постоянно отвлекает от разворачивающихся на экране игровых событий и мешает сосредоточиться на обдумывании широкомасштабной тактической операции буквально вытекающая из динамиков музыка, то вполне можно обойтись и без звуковой платы. В принципе, сгодится и любая видеокарта, ведь игра рассчитана на работу с SVGA-графическим режимом при 256-цветовом разрешении 640х480, 800х600 и 1024х768. Но если эту статью читает game-гурман, он, несомненно, согласится с моим утверждением, что не стоит экономить на графике и звуковом сопровождении, потому что без этих компонентов игра сразу же теряет процентов сорок своей привлекательности. Ну как, скажите, можно получить полное наслаждение от графического исполнения того же самого ландшафта, смоделированного на основе реальных высококачественных фотографий настоящих полей, лесов и рек, если пытаться оценить всю эту красоту в режиме 640х480х256, да еще на четырнадцатидюймовом мониторе? А никак! Давайте не будем мелочиться и ударяться в полемику. Факт остается фактом - на пятнадцатидюймовом мониторе, даже с любым цветовым разрешением, графика все равно всегда будет смотреться намного лучше, чем на его меньшем собрате.

Я надеюсь, что вы внемлите голосу разума и впредь будете извлекать из каждой игры все ее возможности до последней капли. Если платишь свои деньги, то очень глупо отдавать их за то, чем пользоваться никогда не будешь. Приобрел игровой компакт-диск Warlord 3: Reign of Heroes?! Ну так будь любезен, послушай приятную музыку, посмотри на хорошую графику и ощути вкус столь нелегкой, но долгожданной победы! И только после этого ты будешь в праве причислить себя к почетному ордену стратегманов и с гордостью произнести заветные слова - "Покой мне только снится".

Евгений Бубенников


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2022 Компьютерная газета