Куда пойти, куда податься
Есть много, друг Горацио, на свете, Что и не снилось нашим мудрецам.
У. Шекспир "Гамлет".
Кроме "всеобщего благоденствия", существует только одно понятие, смысл которого достаточно тяжело описать осязаемыми категориями. Это понятие – "информация". Уже последние лет пятнадцать нынешний век принято витиевато именовать веком информации и информационных технологий. Помните: "кто владеет информацией, тот владеет миром"? Так что же такое "информация"? Где она произрастает и с чем ее едят?
Не хочу показаться банальным, однако придется слегка коснуться совсем уж тривиальных понятий. Чем бы ни занимался человек, какая бы область ни привлекала его интересы или потребности, ему обязательно что-либо нужно знать. Рецепты новых ватрушек и марку необходимого моторного масла. Основные приметы мадридской гостиницы, в которой предстоит остановится на ночь, или расписание движения джонок в Тонкинском заливе. Все это и является той самой информацией.
На нашей планете проживает не один миллиард человек. Каждый из них, естественно, живет своей собственной жизнью и вряд ли задумывается над тем, что своими поступками, своим жизненным опытом он обогащает все человечество, что где-нибудь обязательно отыщется другой человек, которому просто позарез необходима консультация именно по этому, на первый взгляд, крошечному вопросу. С появлением Интернет стало вполне возможным этот опыт быстро приобрести и применить в собственных интересах. Так или примерно так преподносятся фантастические возможности Всемирной Паутины для широкой общественности, не связанной непосредственно с миром вычислительной техники. Собственно, подобные высказывания не слишком далеки от истины, однако не все то золото, что блестит. Так и Большая Сеть мало похожа на терпеливого воспитателя ясельной группы детского сада. Несмотря на свои многогранные возможности, она пока остается всего-навсего грудой всевозможных компьютеров, связанных миллионами километров проводов различной конструкции и местами малопонятного назначения. Вы хоть раз в жизни видели действительно "умный" компьютер? Я – нет. Даже не слышал ни разу. Если надо от этой злокозненной железяки добиться чего-нибудь определенного, то следует сначала объяснить ей ее задачу, как это делают заботливые родители, когда малыш только что научился относительно связно говорить.
Интернет по своим возможностям именно в таком виде предстает перед новоявленным серфером (на сленге сетевиков любое путешествие в киберпространстве без четкой производственной цели называется серфинг) во время первого свидания. Оттарахтел удаленный доступ номеронабирателем, прохрипел модемом и, наконец, установил какую-то там связь. О чем немедленно уведомил с приятной трелью музыкального сигнала (если установлена звуковая плата). В общем, связь – есть, браузер (любой) загружен... и ничего. А где, собственно, эта самая информация? Кладезь знаний где?
На самом деле сей сияющий момент еще не есть сама Интернет. Это, скорее, только самый краешек порога перед открытой входной дверью на большую дорогу, по которой к информации можно придти (а возможно, и нет). Следовательно, если вам интересен не столько сам процесс, сколько конечный результат, будет уместно сначала представить, а что же, собственно, вам от Паутины-то нужно. Потому что от ответа на такой вопрос зависит абсолютно все. Знаете, как в русской сказке про добра молодца и камень с письменами у дорожной развилки. Направо пойдешь, налево пойдешь и т.д.
Давайте будем считать, что в Сеть мы попали в первый раз и ни про какие конкретные адреса и слыхом не слыхивали и глазом не видывали. Тут полезно понять, что все, в Интернет находящееся, можно условно разделить на три большие группы: новости, конференции и все остальное. На этот счет мнений существует много, но мне кажется, что так все же правильнее. Во всяком случае, с точки зрения быстрого нахождения того, что нужно в данный момент без утомительных многомесячных исследований.
Новость, она и есть новость. Что тут еще можно сказать? Ежесекундно где-то что-то происходит. Открывают новые лекарства. Разбиваются самолеты. Рождаются новые состояния и меняются курсы акций. Об этом раньше писали только газетчики, и основная трудность заключалась в том, что все новости в одном месте практически никогда не публиковались, а покупать абсолютно все газеты и журналы теряло всяческий смысл не столько по финансовым соображениям, сколько из-за мизерности доли новостей в одном издании по сравнению с общим объемом написанного.
Сегодня такая задача вполне по плечу абсолютно любому. Даже если он ни слова не понимает ни на одном языке программирования. В Интернет существует множество серверов, чье единственное назначение – донести до мира самые свежие новости. В качестве примера рекомендую сходить на http://199.230.26.69/tech/CPR.shtml . Это место называется Technologgy: Today's News -Computer/Electronics. Как вы уже поняли из названия, сервер только и делает, что публикует всякие последние события на компьютерную тему со всех уголков необъятной планеты. При этом сообщения публикуются не просто ежедневно, а буквально каждые два часа. Или, к примеру, http://192.233.86.111/photowire/pw.070497/f_index.shtml . Это сервер новостей, только не в виде телеграфных сообщений, а как фоторепортаж с места событий. Таких мест очень много и в русской Интернет. Один из крупнейших российских узлов, сервер фирмы ИнфоАрт http://www.infoart.ru/ также предлагает собственный новостной телетайп. Пока там все поскромнее, чем аналогичная служба лондонской Таймс, но видели бы вы, с чего ребята начинали... Кроме того, все сообщения опубликованы на русском языке и говориться в них не только о дальних-дальних странах, но и про места родимые. Что, несомненно, приятно и полезно. Загляните еще на Перекресток http://www.cross.ru/, это он самый и есть. Обычный перекресток. Такая симпатичная развилка тысячи виртуальных дорог в киберпространстве.
Новости новостью, скажете вы, тем не менее все равно надобно куда-то ходить, чаво-то смотреть. Хлопотно. Полностью с вами согласен. К большому своему сожалению, распространенные ныне программы просмотра чрезвычайно бедны инструментами автоматического поиска и сбора данных. Однако и тут обстановка меняется к лучшему. В последние год-два среди постоянных массовых потребителей новостей стала набирать бешенную популярность так называемая адресная, или индивидуальная, доставка новостей. Именуется сия хитрость англицким словом PUSH. Секрет кроется в фантастической работоспособности обычного компьютера по сравнению с любым человеком. В отличие от реального работника, трудяга виртуальный спокойно может сортировать поток поступающих новостей, исходя из заданных условий, и, таким образом, формировать хоть бесконечное количество индивидуальных потоков новостей. Так из общей массы можно вычленить, например, все, что касается винограда сорта "дамские пальчики" или дамских сумочек крокодиловой кожи.
Пока еще PUSH-технология является делом достаточно новым, и в каждом конкретном случае существуют свои вариации особенностей. Однако в общем, все делается следующим образом. Надо найти сервер, который занимается такой работой. Например, тот-же ИнфоАрт http://www.infoart.ru/ . Там обязательно будет создана специализированная страница для обращения потенциальных клиентов в нужную веру (не поймите слишком буквально). На предложенном бланке предстоит с той или иной степенью детализации указать, что вас, собственно, интересует и с какой периодичностью вы желаете получать свой индивидуальный пакет. Раз в год (шутка), раз в месяц (предусматривается крайне редко), раз в декаду, раз в неделю, раз в день, раз в двенадцать часов или ежечасно. Все! Дальше компьютеры все будут делать самостоятельно. Правда, чаще всего пересылка пакетов производится по электронной почте (а иначе как обеспечить столь необходимую оперативность), которую нужно иметь заранее. Что приятно — несмотря ни на что, в любой момент любой клиент может самостоятельно перенастроить фильтры отбора сообщений, исходя из текущих потребностей. PUSH-технология позволяет оставаться в курсе последних событий и в тоже время не утонуть среди океана всяких, чаще всего совершенно неинтересных событий.
Второй гигантской группой информации являются конференции. Помните, в стародавние времена, когда миллионные мегаполисы даже в белой горячке еще не представлялись, существовали всякие трактиры, чайные и салуны, в которых собирались люди и неторопливо обсуждали всякие вопросы. Часто такие посиделки приводили к созданию клубов по интересам или выливались в шумные потасовки с непримиримыми оппонентами. Сегодня все это ушло, и я знаю – куда. Из прокуренных кабаков, из чопорных клубных комнат "разговоры на тему" перешли в киберпространство и стали его неотъемлемой частью.
Постоянные и активные пользователи e-mail знакомы с конференциями, когда нет конкретного адресата вашему письму, зато есть интересная обсуждаемая тема и есть возможность совершенно легально читать абсолютно все письма данной конференции (на то они и написаны). Смею заверить, что более интересного места вы в жизни не найдете. Дело тут вовсе не во врожденной тяге к сплетням или к подглядыванию. Просто, чаще всего конференции объединяют некую общность людей вокруг некоторой темы. Например, применение пестицидов целью воспитания трезвого образа жизни у сильно пьющих соседей или строительство дачных домиков из подручных материалов. Да и вообще, принято считать, что сколько людей, столько и мнений. Эта поговорка с особой яркостью проявляется именно в Интернет. Только Большая Сеть дает еще и уникальную возможность просмотреть весь архив выбранной конференции, не будучи ее участником. Если вы новичок, то тут вообще молчание – золото, а если вам быстро нужен ответ на один-единственный вопрос, то тем более. Весьма вероятно, что он уже обсуждался, и архив конференции содержит целое собрание рекомендаций и не стоит все начинать заново. Хотя как знать, недаром говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. Примером доступа в архив конференции через on-line (или через Интернет в обывательском понимании, ибо электронная почта тоже является частью Интернет) можно назвать Liszt of Newsgroups http://www.liszt.com/news/ . Подобные конференции существуют во всех регионах планеты на всех языках и практически абсолютно на любую тему, какую только можно себе представить.
Как вы сами понимаете, оставшаяся группа "все остальное" слишком объемна, чтобы можно было что-то найти. Нужно просто так, нахрапом. Иногда чудеса, конечно, случаются, но обычно они происходят до неприличия редко и практически никогда не повторяются. В остальных случаях необходимые сведения нужно искать. Остается уточнить – искать где. В поисковых службах — где же еще?! Поисковая служба — это большая база данных, в которой хранятся адрес ресурса (ну того, что обычно называется web-страницей или web-сервером) и краткое, в две-три строчки, его описание. Например, http://чего-то-там "Детская больница N18. Контактная информация. Перечень научных исследований и разработок. Некоторая информация о лечении, об отделениях больницы. Интернет-галерея работ пациентов".
Любой, кто зашел в поисковую службу, может задать вопрос. Иногда только простой. Иногда принимаются и целые предложения. Дальше процесс выглядит следующим образом. Программа поиска берет указанное слово и приступает к поиску описаний, в которых присутствуют хоть какие-то совпадения в словах с заданным. В тех случаях, когда допускается сложный вопрос, проверяются совпадения всех введенных слов одновременно. Например, если можно спросить "белое вино", то прежде всего в ответ попадут адреса, в описании которых присутствуют оба слова одновременно, и только потом ссылки с одним из них.
Когда сортировка закончена, поисковая служба сообщает количество найденных совпадений (читай — адресов) и приступает к их потоковому выводу на экран. Чаще всего вал сообщений дробится на группы по десять-двадцать пять адресов каждая. Дальше уж вы сами. Если пояснение хоть чем-то заинтересовывает, на такую страницу можно перейти сразу из поисковой службы непосредственно. В любой момент. Правда, мне кажется, значительно удобнее открывать их в новом окне, чтобы не терять отсортированный список, если в итоге окажется, что красочно откомментированная страница либо на реконструкции (т.е. еще только создается или уже переделывается владельцем, но в любом случае недоступна), либо скучна до зубной боли.
Чаще всего поисковые службы доступны совершенно бесплатно. Самой крупной из них является Yahoo (www.yahoo.com). Она ежедневно обрабатывает что-то около сорока миллионов обращений. Свои кровные ее владельцы зарабатывают на рекламодателях, готовых платить очень немалые суммы за право демонстрации во время поиска рекламных баннеров. Несмотря на высокую стоимость такого вида рекламы, именно он является самым эффективным. В отличие от прочих каналов масс-медиа (телевидение, радио или печатные издания), в Сети всего-то и нужно сделать, что кликнуть мышью по баннеру, и вы мгновенно — в магазине или в офисе его владельца. Можно сказать, что баннер практически эквивалентен торговому залу магазина. А где еще вы найдете такое место для возведения торговых площадей, которое посещают сорок миллионов потенциальных клиентов каждый день (точнее круглые сутки)? Эти-то деньги и позволяют всему окружающему миру пользоваться услугами поисковых служб совершенно даром.
После Yahoo в табеле о рангах можно смело указать службу AltaVista http://altavista.digital.com . Несколько уступая лидеру, она, тем не менее, часто заполняет собой пробелы в базе данных Yahoo. Уже давно эти две компании тесно сотрудничают, и вопрос, заданный в одной из них, автоматически проверяется и во второй. Еще стоит уделить внимание на HotBot ( http://www.hotbot.com/index.html ), Lycos ( http://www.lycos.cs.cmu.edu/ ) и Excite ( http://www.excite.com/ ).
В русской Интернет также присутствуют очень приличные поисковики. Жаль, конечно, что им пока еще далеко даже до мировых аутсайдеров, но и русскоязычная область Сети пока еще не столь велика. По-моему, самым полезным местом в этом отношении являются Russian Internet ( http://193.232.121.6/au/default.asp ), Russian WWW Search Engine ( http://search.interrussia.com/index.win.html ) и All Stars ( http://193.125.152.83 ).
Напоследок хочу дать несколько советов по борьбе с программами поиска. Они ведь что упрямые малые дети. Пока толком не объяснишь, на успех не стоит и надеяться. Перед тем как задать вопрос, постарайтесь найти такие слова или понятия, которые бы максимально точно описывали искомую информацию. Если спросить в Yahoo "building", то (по состоянию на 16 сентября 1997 года) в ответ глупый сервер выдаст 4091 адреса. Позеленеете все их пересматривать. Ведь с его (сервера) точки зрения речь идет о "здании" (любом — от собачьей конуры до комплекса небоскребов), "сооружении" (например, плотине, линии электропередачь, радиотелескопе) и "строительстве" (как процессе) одновременно. В итоге – получи, фашист, гранату...
Если вас что-либо испугало, не печальтесь. Навыки приходят с практикой. Любой, кто научился плавать, сначала замочил ноги. Сразу понять логику составления описаний страниц не удавалось еще практически никому. Зато после десятка попыток уже начинаешь более или менее ориентироваться в кривизне компьютерных извилин и догадываться, что бомбардировщик люфтваффе Ju-87 скорее всего может находиться в подборке на слово "модель" или "увлечения", чем в перечне адресов на "авиация" или "люфтваффе", где он просто обязан быть по логике вещей.
Это же элементарно, Ватсон! Если ответ на вопрос состоит более чем из двух-трех сотен адресов, значит, нужного там, естественно, нет.
Дерзайте.
Александр Запольскис
У. Шекспир "Гамлет".
Кроме "всеобщего благоденствия", существует только одно понятие, смысл которого достаточно тяжело описать осязаемыми категориями. Это понятие – "информация". Уже последние лет пятнадцать нынешний век принято витиевато именовать веком информации и информационных технологий. Помните: "кто владеет информацией, тот владеет миром"? Так что же такое "информация"? Где она произрастает и с чем ее едят?
Не хочу показаться банальным, однако придется слегка коснуться совсем уж тривиальных понятий. Чем бы ни занимался человек, какая бы область ни привлекала его интересы или потребности, ему обязательно что-либо нужно знать. Рецепты новых ватрушек и марку необходимого моторного масла. Основные приметы мадридской гостиницы, в которой предстоит остановится на ночь, или расписание движения джонок в Тонкинском заливе. Все это и является той самой информацией.
На нашей планете проживает не один миллиард человек. Каждый из них, естественно, живет своей собственной жизнью и вряд ли задумывается над тем, что своими поступками, своим жизненным опытом он обогащает все человечество, что где-нибудь обязательно отыщется другой человек, которому просто позарез необходима консультация именно по этому, на первый взгляд, крошечному вопросу. С появлением Интернет стало вполне возможным этот опыт быстро приобрести и применить в собственных интересах. Так или примерно так преподносятся фантастические возможности Всемирной Паутины для широкой общественности, не связанной непосредственно с миром вычислительной техники. Собственно, подобные высказывания не слишком далеки от истины, однако не все то золото, что блестит. Так и Большая Сеть мало похожа на терпеливого воспитателя ясельной группы детского сада. Несмотря на свои многогранные возможности, она пока остается всего-навсего грудой всевозможных компьютеров, связанных миллионами километров проводов различной конструкции и местами малопонятного назначения. Вы хоть раз в жизни видели действительно "умный" компьютер? Я – нет. Даже не слышал ни разу. Если надо от этой злокозненной железяки добиться чего-нибудь определенного, то следует сначала объяснить ей ее задачу, как это делают заботливые родители, когда малыш только что научился относительно связно говорить.
Интернет по своим возможностям именно в таком виде предстает перед новоявленным серфером (на сленге сетевиков любое путешествие в киберпространстве без четкой производственной цели называется серфинг) во время первого свидания. Оттарахтел удаленный доступ номеронабирателем, прохрипел модемом и, наконец, установил какую-то там связь. О чем немедленно уведомил с приятной трелью музыкального сигнала (если установлена звуковая плата). В общем, связь – есть, браузер (любой) загружен... и ничего. А где, собственно, эта самая информация? Кладезь знаний где?
На самом деле сей сияющий момент еще не есть сама Интернет. Это, скорее, только самый краешек порога перед открытой входной дверью на большую дорогу, по которой к информации можно придти (а возможно, и нет). Следовательно, если вам интересен не столько сам процесс, сколько конечный результат, будет уместно сначала представить, а что же, собственно, вам от Паутины-то нужно. Потому что от ответа на такой вопрос зависит абсолютно все. Знаете, как в русской сказке про добра молодца и камень с письменами у дорожной развилки. Направо пойдешь, налево пойдешь и т.д.
Давайте будем считать, что в Сеть мы попали в первый раз и ни про какие конкретные адреса и слыхом не слыхивали и глазом не видывали. Тут полезно понять, что все, в Интернет находящееся, можно условно разделить на три большие группы: новости, конференции и все остальное. На этот счет мнений существует много, но мне кажется, что так все же правильнее. Во всяком случае, с точки зрения быстрого нахождения того, что нужно в данный момент без утомительных многомесячных исследований.
Новость, она и есть новость. Что тут еще можно сказать? Ежесекундно где-то что-то происходит. Открывают новые лекарства. Разбиваются самолеты. Рождаются новые состояния и меняются курсы акций. Об этом раньше писали только газетчики, и основная трудность заключалась в том, что все новости в одном месте практически никогда не публиковались, а покупать абсолютно все газеты и журналы теряло всяческий смысл не столько по финансовым соображениям, сколько из-за мизерности доли новостей в одном издании по сравнению с общим объемом написанного.
Сегодня такая задача вполне по плечу абсолютно любому. Даже если он ни слова не понимает ни на одном языке программирования. В Интернет существует множество серверов, чье единственное назначение – донести до мира самые свежие новости. В качестве примера рекомендую сходить на http://199.230.26.69/tech/CPR.shtml . Это место называется Technologgy: Today's News -Computer/Electronics. Как вы уже поняли из названия, сервер только и делает, что публикует всякие последние события на компьютерную тему со всех уголков необъятной планеты. При этом сообщения публикуются не просто ежедневно, а буквально каждые два часа. Или, к примеру, http://192.233.86.111/photowire/pw.070497/f_index.shtml . Это сервер новостей, только не в виде телеграфных сообщений, а как фоторепортаж с места событий. Таких мест очень много и в русской Интернет. Один из крупнейших российских узлов, сервер фирмы ИнфоАрт http://www.infoart.ru/ также предлагает собственный новостной телетайп. Пока там все поскромнее, чем аналогичная служба лондонской Таймс, но видели бы вы, с чего ребята начинали... Кроме того, все сообщения опубликованы на русском языке и говориться в них не только о дальних-дальних странах, но и про места родимые. Что, несомненно, приятно и полезно. Загляните еще на Перекресток http://www.cross.ru/, это он самый и есть. Обычный перекресток. Такая симпатичная развилка тысячи виртуальных дорог в киберпространстве.
Новости новостью, скажете вы, тем не менее все равно надобно куда-то ходить, чаво-то смотреть. Хлопотно. Полностью с вами согласен. К большому своему сожалению, распространенные ныне программы просмотра чрезвычайно бедны инструментами автоматического поиска и сбора данных. Однако и тут обстановка меняется к лучшему. В последние год-два среди постоянных массовых потребителей новостей стала набирать бешенную популярность так называемая адресная, или индивидуальная, доставка новостей. Именуется сия хитрость англицким словом PUSH. Секрет кроется в фантастической работоспособности обычного компьютера по сравнению с любым человеком. В отличие от реального работника, трудяга виртуальный спокойно может сортировать поток поступающих новостей, исходя из заданных условий, и, таким образом, формировать хоть бесконечное количество индивидуальных потоков новостей. Так из общей массы можно вычленить, например, все, что касается винограда сорта "дамские пальчики" или дамских сумочек крокодиловой кожи.
Пока еще PUSH-технология является делом достаточно новым, и в каждом конкретном случае существуют свои вариации особенностей. Однако в общем, все делается следующим образом. Надо найти сервер, который занимается такой работой. Например, тот-же ИнфоАрт http://www.infoart.ru/ . Там обязательно будет создана специализированная страница для обращения потенциальных клиентов в нужную веру (не поймите слишком буквально). На предложенном бланке предстоит с той или иной степенью детализации указать, что вас, собственно, интересует и с какой периодичностью вы желаете получать свой индивидуальный пакет. Раз в год (шутка), раз в месяц (предусматривается крайне редко), раз в декаду, раз в неделю, раз в день, раз в двенадцать часов или ежечасно. Все! Дальше компьютеры все будут делать самостоятельно. Правда, чаще всего пересылка пакетов производится по электронной почте (а иначе как обеспечить столь необходимую оперативность), которую нужно иметь заранее. Что приятно — несмотря ни на что, в любой момент любой клиент может самостоятельно перенастроить фильтры отбора сообщений, исходя из текущих потребностей. PUSH-технология позволяет оставаться в курсе последних событий и в тоже время не утонуть среди океана всяких, чаще всего совершенно неинтересных событий.
Второй гигантской группой информации являются конференции. Помните, в стародавние времена, когда миллионные мегаполисы даже в белой горячке еще не представлялись, существовали всякие трактиры, чайные и салуны, в которых собирались люди и неторопливо обсуждали всякие вопросы. Часто такие посиделки приводили к созданию клубов по интересам или выливались в шумные потасовки с непримиримыми оппонентами. Сегодня все это ушло, и я знаю – куда. Из прокуренных кабаков, из чопорных клубных комнат "разговоры на тему" перешли в киберпространство и стали его неотъемлемой частью.
Постоянные и активные пользователи e-mail знакомы с конференциями, когда нет конкретного адресата вашему письму, зато есть интересная обсуждаемая тема и есть возможность совершенно легально читать абсолютно все письма данной конференции (на то они и написаны). Смею заверить, что более интересного места вы в жизни не найдете. Дело тут вовсе не во врожденной тяге к сплетням или к подглядыванию. Просто, чаще всего конференции объединяют некую общность людей вокруг некоторой темы. Например, применение пестицидов целью воспитания трезвого образа жизни у сильно пьющих соседей или строительство дачных домиков из подручных материалов. Да и вообще, принято считать, что сколько людей, столько и мнений. Эта поговорка с особой яркостью проявляется именно в Интернет. Только Большая Сеть дает еще и уникальную возможность просмотреть весь архив выбранной конференции, не будучи ее участником. Если вы новичок, то тут вообще молчание – золото, а если вам быстро нужен ответ на один-единственный вопрос, то тем более. Весьма вероятно, что он уже обсуждался, и архив конференции содержит целое собрание рекомендаций и не стоит все начинать заново. Хотя как знать, недаром говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. Примером доступа в архив конференции через on-line (или через Интернет в обывательском понимании, ибо электронная почта тоже является частью Интернет) можно назвать Liszt of Newsgroups http://www.liszt.com/news/ . Подобные конференции существуют во всех регионах планеты на всех языках и практически абсолютно на любую тему, какую только можно себе представить.
Как вы сами понимаете, оставшаяся группа "все остальное" слишком объемна, чтобы можно было что-то найти. Нужно просто так, нахрапом. Иногда чудеса, конечно, случаются, но обычно они происходят до неприличия редко и практически никогда не повторяются. В остальных случаях необходимые сведения нужно искать. Остается уточнить – искать где. В поисковых службах — где же еще?! Поисковая служба — это большая база данных, в которой хранятся адрес ресурса (ну того, что обычно называется web-страницей или web-сервером) и краткое, в две-три строчки, его описание. Например, http://чего-то-там "Детская больница N18. Контактная информация. Перечень научных исследований и разработок. Некоторая информация о лечении, об отделениях больницы. Интернет-галерея работ пациентов".
Любой, кто зашел в поисковую службу, может задать вопрос. Иногда только простой. Иногда принимаются и целые предложения. Дальше процесс выглядит следующим образом. Программа поиска берет указанное слово и приступает к поиску описаний, в которых присутствуют хоть какие-то совпадения в словах с заданным. В тех случаях, когда допускается сложный вопрос, проверяются совпадения всех введенных слов одновременно. Например, если можно спросить "белое вино", то прежде всего в ответ попадут адреса, в описании которых присутствуют оба слова одновременно, и только потом ссылки с одним из них.
Когда сортировка закончена, поисковая служба сообщает количество найденных совпадений (читай — адресов) и приступает к их потоковому выводу на экран. Чаще всего вал сообщений дробится на группы по десять-двадцать пять адресов каждая. Дальше уж вы сами. Если пояснение хоть чем-то заинтересовывает, на такую страницу можно перейти сразу из поисковой службы непосредственно. В любой момент. Правда, мне кажется, значительно удобнее открывать их в новом окне, чтобы не терять отсортированный список, если в итоге окажется, что красочно откомментированная страница либо на реконструкции (т.е. еще только создается или уже переделывается владельцем, но в любом случае недоступна), либо скучна до зубной боли.
Чаще всего поисковые службы доступны совершенно бесплатно. Самой крупной из них является Yahoo (www.yahoo.com). Она ежедневно обрабатывает что-то около сорока миллионов обращений. Свои кровные ее владельцы зарабатывают на рекламодателях, готовых платить очень немалые суммы за право демонстрации во время поиска рекламных баннеров. Несмотря на высокую стоимость такого вида рекламы, именно он является самым эффективным. В отличие от прочих каналов масс-медиа (телевидение, радио или печатные издания), в Сети всего-то и нужно сделать, что кликнуть мышью по баннеру, и вы мгновенно — в магазине или в офисе его владельца. Можно сказать, что баннер практически эквивалентен торговому залу магазина. А где еще вы найдете такое место для возведения торговых площадей, которое посещают сорок миллионов потенциальных клиентов каждый день (точнее круглые сутки)? Эти-то деньги и позволяют всему окружающему миру пользоваться услугами поисковых служб совершенно даром.
После Yahoo в табеле о рангах можно смело указать службу AltaVista http://altavista.digital.com . Несколько уступая лидеру, она, тем не менее, часто заполняет собой пробелы в базе данных Yahoo. Уже давно эти две компании тесно сотрудничают, и вопрос, заданный в одной из них, автоматически проверяется и во второй. Еще стоит уделить внимание на HotBot ( http://www.hotbot.com/index.html ), Lycos ( http://www.lycos.cs.cmu.edu/ ) и Excite ( http://www.excite.com/ ).
В русской Интернет также присутствуют очень приличные поисковики. Жаль, конечно, что им пока еще далеко даже до мировых аутсайдеров, но и русскоязычная область Сети пока еще не столь велика. По-моему, самым полезным местом в этом отношении являются Russian Internet ( http://193.232.121.6/au/default.asp ), Russian WWW Search Engine ( http://search.interrussia.com/index.win.html ) и All Stars ( http://193.125.152.83 ).
Напоследок хочу дать несколько советов по борьбе с программами поиска. Они ведь что упрямые малые дети. Пока толком не объяснишь, на успех не стоит и надеяться. Перед тем как задать вопрос, постарайтесь найти такие слова или понятия, которые бы максимально точно описывали искомую информацию. Если спросить в Yahoo "building", то (по состоянию на 16 сентября 1997 года) в ответ глупый сервер выдаст 4091 адреса. Позеленеете все их пересматривать. Ведь с его (сервера) точки зрения речь идет о "здании" (любом — от собачьей конуры до комплекса небоскребов), "сооружении" (например, плотине, линии электропередачь, радиотелескопе) и "строительстве" (как процессе) одновременно. В итоге – получи, фашист, гранату...
Если вас что-либо испугало, не печальтесь. Навыки приходят с практикой. Любой, кто научился плавать, сначала замочил ноги. Сразу понять логику составления описаний страниц не удавалось еще практически никому. Зато после десятка попыток уже начинаешь более или менее ориентироваться в кривизне компьютерных извилин и догадываться, что бомбардировщик люфтваффе Ju-87 скорее всего может находиться в подборке на слово "модель" или "увлечения", чем в перечне адресов на "авиация" или "люфтваффе", где он просто обязан быть по логике вещей.
Это же элементарно, Ватсон! Если ответ на вопрос состоит более чем из двух-трех сотен адресов, значит, нужного там, естественно, нет.
Дерзайте.
Александр Запольскис
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 1997 год в рубрике интернет :: разное