Так почему солдат должен идти в атаку?

Солдат должен идти в атаку не потому, что так ему велит долг, и не потому, что того требует совесть.
Он должен идти в атаку потому, что так приказал сержант!
Из инструкции для новобранцев Корпуса морской пехоты США


Когда мне впервые на глаза попалась эта фраза, я принял ее за очередной трюк советской пропаганды. Если такое пишут в официальных инструкциях, то процесс службы уж точно мало похож на мед. Про советскую армию тут всякие страхи рассказывают, а ни в одном нашем уставе нет даже близко похожих выражений. Потом возникло желание внести ясность в один крохотный момент.

С чего бы тогда наши военкомы здоровье гробят в тщетных попытках обеспечить выполнение плана по поставке призывников в войска, а американские вербовщики просто вешаются от необходимости отсеивать толпы лишних кандидатов. Знаете, каков конкурс в простую пехоту? В среднем семнадцать кандидатов на место! И это еще не все. За время курса базовой подготовки (12 недель) учебные центры отсеивают тридцать процентов принятых кандидатов! В морской пехоте, армейской авиации, у парашютистов и во многих других родах войск процент выбывших еще больше! Так что же привлекает в американскую армию новобранцев?

В ту самую армию, которая не убирает картошку, не делает "дембельских аккордов", зато ползать по уши в грязи (в любую погоду), бегать ежедневно по десять миль (не путать с километрами, которые на треть короче) с полной выкладкой (пятьдесят пять килограммов) и выкладываться на полную катушку потому, что требования в их армии очень жесткие, - это сколько угодно. Днем и ночью. В дождь и в мороз. Да и платят в американской армии не так уж и много. Примерно на уровне очень среднего служащего (рядовые и сержанты) или менеджера среднего звена большой корпорации (старшие офицеры и генералы).

А ларчик просто открывался! Стоит изредка посматривать документальные сериалы на военные темы. Не важно какие: исторические или современные. Исторический период не играет роли. Зато как все преподносится! Мощь оружия. Обеспеченность жизни. И, самое главное, ощущение причастности к команде профессионалов, к Вооруженным Силам (именно с большой буквы) своей страны. Становится понятно, почему военные стран "потенциального противника" гордятся своей службой и почему туда так стремится молодежь.

Наша страна исторически брела другим путем. Только в конце девяностых наши военные наконец признали участие своих солдат и офицеров в различных войнах по всему миру. И пусть славой покрыл себя русский воин в песках Египта и топях Вьетнама, в горах Кореи и саваннах Центральной Африки, а секретность прежде всего! Даже "груз 200" из Афганистана целых пять лет хоронили почти что тайно. В итоге, как говорится, за что боролись - на то и напоролись.

Естественно, надо все менять. Понятно, что менять надо кардинально. Но практически никто что-то не стремится взяться за это непаханое поле. Сравните любой том (!) каталога Джейн (Великобритания) с любым нашим изданием аналогичной тематики. Совершенно разные весовые категории. Особенно если сравнивать печатные издания. Поэтому появление в Минске мультимедийной энциклопедии под названием "Пилотажные группы мира" из сериала "Абсолютно все: мир авиации" просто не могло остаться незамеченным.

Вот он, переломный момент! Кто-то взялся за сие многотрудное, но благородное дело. Интрига совсем заплелась, когда оказалось, что компакт еще и лицензионный. Не чья-то "левая" или "китайская" копия или совершенно "шильная халтура" горе-писателей, которые даже стыдятся свои координаты указать. Нет. Тут все солидно и очень привлекательно. Прекрасный дизайн упаковки. Как снаружи, так и внутри. Качественная шелкография с сочными цветами и четкими контурами. Есть и имена издателей с писателями. Разработчик - "Крылья России". Издатель - издательский дом "Домашний компьютер". С телефонами, факсами и электронной почтой.

Кто хоть одним глазком видел любую авиационную выставку, тот знает, что весь "балет" в воздухе творят специализированные пилотажные команды асов. Все эти виражи, петли и построения только с земли кажутся изящно простыми и невесомо легкими. На самом деле это невероятно сложно и зачастую рискованно. Представьте себе: двадцать тонн металла, топлива и электроники несется в небе со скоростью пятисот километров в час и слушается буквально нежнейшего прикосновения руки пилота. Добавьте сюда еще пяток таких же "балерин" на расстоянии трех-четырех метров. И вся эта теплая компания... нет, лучше посмотрите сами. Это надо видеть. Тем более "Крылья России" анонсировали, кроме русских групп ("Русь", "Стрижи" и "Витязи"), еще и таких признанных мастеров, как эскадрильи "Патруль" и "Ессо" из Франции, итальянская "Триколори", "Красные стрелы2" из Великобритании и "Киран" из Индии. Да еще и специальное шоу с самыми различными машинами. С каким нетерпением я заправлял диск в лоток, передать вообще невозможно. Люблю я оружие, что поделать.

Да! Большего разочарования я в жизни не испытывал. Нет, про пилотажные группы там кое-что, конечно, было. В среднем по полторы минуты оцифрованного видео на каждую группу. Очень зрелищно и впечатляюще, но всего полторы минуты. При этом фигуры высшего пилотажа сопровождаются чем-то в стиле техно. Согласен, красиво, стильно, но очень уж как-то куце. Демонстрируются далеко не самые эффектные фигуры. По телевизору, в новостях, и то показывают значительно эффектнее и значительно дольше.

Что самое главное, "Крылья России" сделали ставку на эффектность таких авиационных показов. Но для успеха на компакте явно недостаточно материала. Ну что такое девяносто секунд, если в среднем демонстрационный полет длится от пятнадцати до сорока минут. Да из такого количества исходных данных можно вторую "Санта-Барбару" собрать. Вот американцы это умеют, а тут... Грустно.

С другой стороны, такие короткие врезки служат для акцентирования внимания на самых наглядных моментах. Например, пилотажная группа "Русь" специализируется на тяжелых боевых машинах МиГ-29. Плотный строй асов "Руси" имеет размах крыльев более семидесяти метров! И плотный строй, как единая махина, такое в воздухе творит, что заставляет зарубежных асов замирать и, отвесив челюсти, восхищенно смотреть шоу до конца. Уж поверьте мне, это совсем непросто. Но нет в представленной энциклопедии никаких особенностей. Все демонстрационные ролики, безусловно, зрелищны, но достаточно обыденны. Иногда даже трудно сказать, кто конкретно свое мастерство показывает. То ли "Стрижи", то ли "Триколори".

Одно радует - первая ласточка уже прилетела. Есть одна энциклопедия - будут и другие. А первый блин, он чаще всего комом бывает. Во всяком случае, нужно учитывать, что строг я в этом вопросе. У меня сравнивать есть с чем. В игре "Авианосная авиация Америки", кроме самой игры (очень даже на уровне), содержится более чем обширная лекция по мировой (!) авиационной технике. С фотографиями внешнего вида и кокпита (вида кабины пилота изнутри), с видеороликами, да не только демонстрационными, а и историческими, в настоящих боевых условиях. Конечно, на таком фоне "Пилотажные группы мира" смотрятся только на крепкую тройку.

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 1997 год в рубрике дискотека :: энциклопедия

©1997-2022 Компьютерная газета