Так даром или нет?

Помните, как у Михаила Юрьевича: "Скажи-ка дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?" В связи с этим меня уже давно мучил вопрос, а может, все-таки зря город спалили. Может быть, стоило, как это... встречное сражение наступающим навязать?

Русская-то армия в Европе, мягко говоря, не последней была. Вы, вообще, историю читали? Наши орлы, когда Наполеона из родных просторов выдворили, сами вырвались на просторы европейские и там такого наворотили! Взяли Берлин, Лейпциг, Дрезден, Вену. Кавалерия Платова черным тайфуном буквально сметала французов, итальянцев, поляков и прочих союзников императора всех французов. Гренадеры Лазина однажды своими ручными бомбами (обычными ядрами, наполненными черным дымным порохом и снабженными обычным фитилем) самостоятельно внесли, так сказать, в анналы истории два полка итальянских гусар! А какие чудеса творила русская пехота! Ее подвиги до сих пор служат неисчерпаемым источником легенд. Это про них, простых русских пехотинцев, сказали: русского солдата мало убить, к нему еще надо подойти. Но просто подойти тоже недостаточно, его надо еще и опрокинуть. И это еще далеко не все. Опрокинув, его обязательно следует затоптать. Вот только тогда можно задуматься о приближении победы. Но даже будучи опрокинутым и затоптанным лошадиными копытами, он продолжает неистово драться. Так что победить русского солдата нельзя! И после таких подвигов история рассказывает про неизбежность отступления в 1812-м! Про вынужденную сдачу неприятелю Первопрестольной. Про обязательность большого рукотворного пожара. Бред какой-то. Вот если бы Барклай-де-Толли сразу поднял в ружье вторую кавалерийскую дивизию кирасир и бросил ее из-под Вильно во фланг французским авангардам... Если бы кавалерийский корпус атамана Платова сразу ворвался в расположение корпуса Монро, только что переправившегося через Не-ман без артиллерии, без кавалерии, без припасов... Если бы...

Вот ради этой благородной мысли фирма TalonSoft и создала очередной шедевр серии Bauleground - игру "Наполеон в России: Бородинская битва". Да! Да! Про того самого амбициозного француза, который начал как ярый демократ и республиканец. Потом стал просто демократом и реформатором. После - роялистом. И в конце концов - императором.



На первый взгляд, игра производит огромное впечатление. SVGA'шная графика. Невероятно скрупулезно детализированная местность. Леса, поля, реки. Все как в жизни. Одни только звуки игры уже внушают уважение. Триста двадцать мегабайт wav'ок чудесных звуков стрельбы из мушкетов. Одиночных и плутонгами. Артиллерийская канонада. Щелчки мушкетных пуль. Гул и ужас атакующей конницы. Хриплые крики пехоты, бегущей на врага с ружьями наперевес. И марши! Подлинные военные марши того времени, под звуки которых батальоны и полки плотным строем шли в бой. Звенящая медь сигнальных горнов и лихая барабанная дробь. Очень здорово! Немало времени дизайнеры и сценаристы игры "Наполеон в России: Бородинская битва" провели в архивах и библиотеках. Все: воинские формирования, населенные пункты и их названия, войска и командиры - воссозданы с фантастической точностью. Как и в жизни, сражению при Бородино предшествовали стычки и столкновения у многих других населенных пунктов. Большие и малые. Важные и не очень. Но все они имели исключительное значение, ибо тогда еще не существовало миллионных армий и тысячекилометровых линий фронта. Тогда каждый бой мог решить исход всего сражения, а оно, в свою очередь, исход всей кампании в целом. Тогда никто еще не пользовался термином "местный успех". Даже форма солдат и офицеров скопирована с оригиналов. Это производит яркое впечатление. Так и хочется развернуть полки и под прикрытием огня батареи Раевского (или кого-нибудь еще) опрокинуть французов, ошеломить и вспороть с громким шелестом трепещущего шелка знамен его порядки неудержимыми клиньями наших гусар, кирасиров и драгун. Но... тут оказывается, что у программистов фирмы TalonSoft весьма своеобразные взгляды на само понятие действий военнослужащих в бою...

С их точки зрения, бой имеет четыре основные фазы. Оборона. Перемещения-перестроения, действия кавалерии и собственно атаки. Все команды и действия связаны с указанной методикой самым непосредственным образом. Если в горячке боя забыть указать, где стоять насмерть, то потом ори не ори, а полки не сдвинутся с места. Даже если супостат самым нахальным образом в атаку прет. Словом, каждое действие состоит из связанной последовательности команд, нарушение которой приводит к пропусканию данным подразделением всей цепочки фаз.

Как вы уже поняли, игра "Наполеон в России: Бородинская битва" представляет собой пошаговую стратегию. Великолепно задуманную, но очень навороченно реализованную. На мой взгляд, столь искусственное деление хода на фазы больше подходит для всяких там магических карт с заклинаниями и прочими потусторонними каверзами, чем для обычного сражения. Хотя надо заметить, что предложенная методика тоже не лишена определенного шарма. Если не лень потратить несколько вечеров исключительно на изучение доступных команд и последовательности их применения.



Если же оставить в стороне вопросы вкусов и пристрастий, то игра очень даже привлекательна. В ней можно попробовать переиграть двадцать одно большое и маленькое сражение той войны. От первой стычки авангардов до отчаянной гибели арьергардов армии великого императора.

Кроме большого выбора битв, оригинально реализовано само управление процессом. Когда играют двое, вы и компьютер, то вы, естественно, главнокомандующий. Русский или французский, не важно. Важно то, что, как самый-самый главный в подчиненной вам армии, вы вовсе не обязаны лично объяснять каждой роте ее маневр. На то есть командиры рангом пониже. В те соединения, коими просто лень руководить, можно направить какого-нибудь толкового адъютанта или иного начальника. Их, с эполетами и без, с родовитыми фамилиями и без оных, полон штабной резерв. Выбираете самого достойного и направляете с поручением. А там он уж сам своими частями командует да главнокомандующему отчеты с ординарцами шлет. Мол, так вот и так. Погибло столько-то. Захвачено столько-то. Супостата изничтожено вообще без меры.

Пока все идет нормально, можно с господствующего холма общей панорамой любоваться, но как только что не так - любого проштрафившегося командира рекомендую немедленно снять и либо другим заменить, либо самому взяться за командование. Только не переборщите с делегированием командных прав. Как подчиненные воевали, можно в учебниках истории прочитать, и ничего нового они придумать не в состоянии. Да и задача-то звучит как: "А что, если...", то-то и оно. Придется вам самим за тяжкую командирскую работу браться. Вам, и никому другому. Браться, как получится. Против компьютера. Против такого же, как вы, желающего в императоры (по модему или сети). Можно еще по переписке (E-mail) и даже через Internet. Зато и лавры победителя тоже исключительно вам достанутся. Хотите лавры?

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2022 Компьютерная газета