Как построить тень на скорую руку
Кроме работ по ретуши и доводке фотоснимков, чаще всего в Photoshop приходится заниматься созданием композиционных изображений, сочетающих фотореализм и псевдообъемность.
Получаемый с помощью Photoshop эффект объемности композиции называется псевдотрехмерным, поскольку этот редактор не оперирует истинно трехмерными объектами, в вашем распоряжении только плоские элементы. Однако эффект объема такой композиции можно придать с помощью игры тенями и светом.
Естественно, что для создания теней от выделенных плоских объектов написано множество модулей plug-in. Замечательные интерактивные фильтры теней включены, например, в пакеты plug-in от фирмы Alien Skin Software. Модуль Drop Shadow из набора Eye Candy вообще вызывает восхищение своими возможностями и гибкостью настроек. И все же далеко не всегда имеет смысл стрелять из пушки по воробьям, заставляя столь мощный фильтр минут пять пережевывать картинку, пользуясь установками "по умолчанию". В большинстве случаев тень можно легко и быстро построить вручную. Причем внешне она будет выглядеть более чем пристойно и при желании вы сохраните возможность ее корректировки в дальнейшем.
Итак, чаще всего строится тень либо от выделенного объекта, либо от объекта, расположенного на отдельном слое, остальные точки которого прозрачны. Эти же условия необходимы и для применения любого модуля plug-in. Что в таком случае можно сделать на скорую руку? Самый быстрый способ - нарисовать тень от руки одним из подходящих инструментов рисования. Предпочтительно воспользоваться аэрографом, так как он обеспечивает глубокий черный по центру линии перемещения и светлый контур, но можно взять и кисть с мягким краем - получится менее естественно, зато рисовать проще.
Этот способ лучше всего подходит для построения тени от объектов геометрически простой формы. Рисовать можно непосредственно на слое с объектом. Чтобы сохранить в неприкосновенности пикселы объекта, то есть ограничить зону действия инструмента прозрачной областью, в его палитре следует выбрать режим наложения пикселов Behind. Оперируя прозрачностью (Opacity) в случае кисти или давлением (Pressure) для аэрографа, можно получить необходимую плотность тени. Правда, накладываться она на лежащие снизу слои будет несколько неправильно.
Но гораздо более реалистичную тень, к тому же от объектов любой геометрической сложности, получить можно только с помощью дополнительного "теневого" слоя, располагаемого ниже слоя с объектом. К тому же в этом случае у вас сохранится возможность изменить тень в дальнейшем или убрать ее вовсе, если она будет мешать восприятию композиции. Это очень приятная возможность, которую не обеспечивают ни рисование простейших теней от руки, ни могучие модули plug-in. Здесь же тень поддается корректировке или замене до тех пор, пока вы сохраняете ее на отдельном уровне.
Как это делается? Для примера возьмем рисунок листка с дерева, имеющийся у всех, кто располагает редактором Photoshop. Этот файл записан в директории с примерами (Samples) и называется Leaf.psd. Лист очень удобный для тренировки в создании теней объект, так как он отличается достаточно сложной формой, конечная тень от которой неочевидна, и, кроме того, ножка листа - один из наиболее сложных случаев, когда тень образуется от тонкого протяженного объекта.
Откроем файл Leaf.psd. В нем всего один слой, на котором находится изображение листа. Все остальные точки слоя полностью прозрачны. Как раз то, что нам нужно. Первый шаг состоит в копировании имеющегося слоя на новый. Для этого надо в палитре слоев (Layers) перетянуть его мышкой на кнопку создания нового слоя. Слой с копией листа помещается над исходным, поэтому используем его для самого объекта, а старый слой возьмем для тени. В соответствии с правилами хорошего тона переименуем слои в Leaf и Leaf Shadow соответственно. Если не давать слоям имена, очень сложно разобраться в композиции, насчитывающей с десятка два главных и вспомогательных слоев.
Дальше работать будем с нижним теневым слоем, поэтому и активизируем его. Тень должна быть черной, следовательно лист на нижнем слое надо полностью зачернить. Делается это так. В палитре слоев включаем режим защиты прозрачных пикселов Preserve Transparency и нажимаем клавиши [Alt]+[Del] - заливка основным цветом, предварительно убедившись, что установлены цвета рисования черным по белому. Кстати, переключить Photoshop на эти цвета можно клавишей [D], а если черный у вас установлен для фона, вместо [Alt]+[Del] следует нажать [Ctrl]+[Del] - заливка цветом фона. Все пикселы, кроме прозрачных, при этом станут черными. Теперь надо обязательно выключить режим защиты прозрачности, иначе он не даст ее размыть.
Тень у нас лежит точно под объектом, а ее надо сдвинуть в сторону. Обычно тень перемещают немного вправо и вниз, что соответствует условиям освещенности при чтении и подсознательно легко воспринимается читателем.
Для перемещения тени надо выбрать в палитре инструментов стрелку Move. Если сдвиг планируется на небольшое расстояние, можно воспользоваться стрелками клавиатуры, нажимая их по нескольку раз. Каждое нажатие сдвигает слой на пиксел. Но можно сделать это и мышкой. При перемещении тени следует обязательно включить все видимые слои композиции, чтобы контролировать ее глубину и направление освещения.
Перенеся тень, слегка размоем ее контуры. Степень размывания тени зависит от характера освещения в композиции и расстояния между тенью и объектом. Если это расстояние невелико, а освещается композиция одним сильно удаленным источником света (как при дневном свете), тень должна быть довольно четкой. Рекомендую воспользоваться фильтром Blur More, возможно, два-три раза подряд. Фильтр Gaussian Blur дает более сильное размывание, требуемое при специальных условиях освещения.
Размыв тень, посмотрите, соответствует ли ее размер объекту. При небольшой глубине и удаленном источнике света можно и не корректировать размер тени. Если же источник расположен ближе или тень в композиции проецируется на большое расстояние, надо исказить ее форму в соответствии с законами перспективы и подправить размер.
Делается это средствами Transform из меню Layer. Размер корректируется командой Scale, причем перетягивать мышкой следует угловые марки, удерживая нажатой клавишу [Shift] для пропорционального изменения по горизонтали и вертикали. Перспектива для отбрасываемой тени создается командами Perspective (в простых случаях) или Distort (в сложных непараллельных композициях). Я для примера воспользовался командой Distort, чтобы поднять лист над бумагой, оставив ножку намного ниже, и одновременно слегка наклонить его влево.
Что надо сделать, так это переключить в палитре слоев режим наложения тени на нижележащие слои с нормального (Normal) на "по яркости" (Luminance). При этом цвет оказавшихся под тенью слоев останется тем же, поменяется лишь освещенность, что соответствует реальной жизни. Даже если на глаз отличие и незаметно, надо все-таки играть по правилам.
Регулятором прозрачности в палитре слоев (Opacity) настройте оптическую плотность тени под условия освещения в композиции. Чем мягче и рассеяннее свет, тем меньше должна быть плотность тени и более размыты ее контуры. Яркий солнечный свет образует плотные черные тени с довольно четким контурами.
Вот и все. Ничуть не хуже, чем со спецмодулем plug-in, а при простых раскладах, когда не требуется корректировать пропорции тени, и наличии навыков еще и значительно быстрее. А главное - правильнее!
Роман Соболенко
Получаемый с помощью Photoshop эффект объемности композиции называется псевдотрехмерным, поскольку этот редактор не оперирует истинно трехмерными объектами, в вашем распоряжении только плоские элементы. Однако эффект объема такой композиции можно придать с помощью игры тенями и светом.
Естественно, что для создания теней от выделенных плоских объектов написано множество модулей plug-in. Замечательные интерактивные фильтры теней включены, например, в пакеты plug-in от фирмы Alien Skin Software. Модуль Drop Shadow из набора Eye Candy вообще вызывает восхищение своими возможностями и гибкостью настроек. И все же далеко не всегда имеет смысл стрелять из пушки по воробьям, заставляя столь мощный фильтр минут пять пережевывать картинку, пользуясь установками "по умолчанию". В большинстве случаев тень можно легко и быстро построить вручную. Причем внешне она будет выглядеть более чем пристойно и при желании вы сохраните возможность ее корректировки в дальнейшем.
Итак, чаще всего строится тень либо от выделенного объекта, либо от объекта, расположенного на отдельном слое, остальные точки которого прозрачны. Эти же условия необходимы и для применения любого модуля plug-in. Что в таком случае можно сделать на скорую руку? Самый быстрый способ - нарисовать тень от руки одним из подходящих инструментов рисования. Предпочтительно воспользоваться аэрографом, так как он обеспечивает глубокий черный по центру линии перемещения и светлый контур, но можно взять и кисть с мягким краем - получится менее естественно, зато рисовать проще.
Этот способ лучше всего подходит для построения тени от объектов геометрически простой формы. Рисовать можно непосредственно на слое с объектом. Чтобы сохранить в неприкосновенности пикселы объекта, то есть ограничить зону действия инструмента прозрачной областью, в его палитре следует выбрать режим наложения пикселов Behind. Оперируя прозрачностью (Opacity) в случае кисти или давлением (Pressure) для аэрографа, можно получить необходимую плотность тени. Правда, накладываться она на лежащие снизу слои будет несколько неправильно.
Но гораздо более реалистичную тень, к тому же от объектов любой геометрической сложности, получить можно только с помощью дополнительного "теневого" слоя, располагаемого ниже слоя с объектом. К тому же в этом случае у вас сохранится возможность изменить тень в дальнейшем или убрать ее вовсе, если она будет мешать восприятию композиции. Это очень приятная возможность, которую не обеспечивают ни рисование простейших теней от руки, ни могучие модули plug-in. Здесь же тень поддается корректировке или замене до тех пор, пока вы сохраняете ее на отдельном уровне.
Как это делается? Для примера возьмем рисунок листка с дерева, имеющийся у всех, кто располагает редактором Photoshop. Этот файл записан в директории с примерами (Samples) и называется Leaf.psd. Лист очень удобный для тренировки в создании теней объект, так как он отличается достаточно сложной формой, конечная тень от которой неочевидна, и, кроме того, ножка листа - один из наиболее сложных случаев, когда тень образуется от тонкого протяженного объекта.
Откроем файл Leaf.psd. В нем всего один слой, на котором находится изображение листа. Все остальные точки слоя полностью прозрачны. Как раз то, что нам нужно. Первый шаг состоит в копировании имеющегося слоя на новый. Для этого надо в палитре слоев (Layers) перетянуть его мышкой на кнопку создания нового слоя. Слой с копией листа помещается над исходным, поэтому используем его для самого объекта, а старый слой возьмем для тени. В соответствии с правилами хорошего тона переименуем слои в Leaf и Leaf Shadow соответственно. Если не давать слоям имена, очень сложно разобраться в композиции, насчитывающей с десятка два главных и вспомогательных слоев.
Дальше работать будем с нижним теневым слоем, поэтому и активизируем его. Тень должна быть черной, следовательно лист на нижнем слое надо полностью зачернить. Делается это так. В палитре слоев включаем режим защиты прозрачных пикселов Preserve Transparency и нажимаем клавиши [Alt]+[Del] - заливка основным цветом, предварительно убедившись, что установлены цвета рисования черным по белому. Кстати, переключить Photoshop на эти цвета можно клавишей [D], а если черный у вас установлен для фона, вместо [Alt]+[Del] следует нажать [Ctrl]+[Del] - заливка цветом фона. Все пикселы, кроме прозрачных, при этом станут черными. Теперь надо обязательно выключить режим защиты прозрачности, иначе он не даст ее размыть.
Тень у нас лежит точно под объектом, а ее надо сдвинуть в сторону. Обычно тень перемещают немного вправо и вниз, что соответствует условиям освещенности при чтении и подсознательно легко воспринимается читателем.
Для перемещения тени надо выбрать в палитре инструментов стрелку Move. Если сдвиг планируется на небольшое расстояние, можно воспользоваться стрелками клавиатуры, нажимая их по нескольку раз. Каждое нажатие сдвигает слой на пиксел. Но можно сделать это и мышкой. При перемещении тени следует обязательно включить все видимые слои композиции, чтобы контролировать ее глубину и направление освещения.
Перенеся тень, слегка размоем ее контуры. Степень размывания тени зависит от характера освещения в композиции и расстояния между тенью и объектом. Если это расстояние невелико, а освещается композиция одним сильно удаленным источником света (как при дневном свете), тень должна быть довольно четкой. Рекомендую воспользоваться фильтром Blur More, возможно, два-три раза подряд. Фильтр Gaussian Blur дает более сильное размывание, требуемое при специальных условиях освещения.
Размыв тень, посмотрите, соответствует ли ее размер объекту. При небольшой глубине и удаленном источнике света можно и не корректировать размер тени. Если же источник расположен ближе или тень в композиции проецируется на большое расстояние, надо исказить ее форму в соответствии с законами перспективы и подправить размер.
Делается это средствами Transform из меню Layer. Размер корректируется командой Scale, причем перетягивать мышкой следует угловые марки, удерживая нажатой клавишу [Shift] для пропорционального изменения по горизонтали и вертикали. Перспектива для отбрасываемой тени создается командами Perspective (в простых случаях) или Distort (в сложных непараллельных композициях). Я для примера воспользовался командой Distort, чтобы поднять лист над бумагой, оставив ножку намного ниже, и одновременно слегка наклонить его влево.
Что надо сделать, так это переключить в палитре слоев режим наложения тени на нижележащие слои с нормального (Normal) на "по яркости" (Luminance). При этом цвет оказавшихся под тенью слоев останется тем же, поменяется лишь освещенность, что соответствует реальной жизни. Даже если на глаз отличие и незаметно, надо все-таки играть по правилам.
Регулятором прозрачности в палитре слоев (Opacity) настройте оптическую плотность тени под условия освещения в композиции. Чем мягче и рассеяннее свет, тем меньше должна быть плотность тени и более размыты ее контуры. Яркий солнечный свет образует плотные черные тени с довольно четким контурами.
Вот и все. Ничуть не хуже, чем со спецмодулем plug-in, а при простых раскладах, когда не требуется корректировать пропорции тени, и наличии навыков еще и значительно быстрее. А главное - правильнее!
Роман Соболенко
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 1997 год в рубрике разное :: страна советов