Кот в мешке, или Компакты, которые нас удивляют

Компьютер - это не только лежащие за гранью понимания технологии, передовые знания и центнеры качественно оформленных документов. Это еще и источник изумления, а иногда и разочарования при более близком знакомстве с информационными курьезами конца ХХ века.

Сколько ни говори о вреде пиратства и ущербе, который нелегальное копирование наносит владельцам интеллектуальной собственности, ничего не изменится. Как ни крути, а в ближайшем обозримом будущем пиратские компакт-диски, уже переставшие стыдливо скрывать свою "левизну", останутся не просто самым доступным источником программ для наших персональных компьютеров, но и практически единственным. Столь мрачный прогноз меня заставляет сделать опыт общения с фирмами, занимающимися или занимавшимися в прошлом поставками разнообразного софта. Попытки выяснить, не собирается ли кто хотя бы на перспективу отказаться от "хлеб дающих" левых компакт-дисков и перейти на законную торговлю лицензионными продуктами, увенчались полным разочарованием. Ни обещания информационной поддержки, ни поблажек в рекламе этого товара не способны переломить сложившуюся ситуацию. Так что купить нормальную программу, то есть в фирменной упаковке и комплектную, нам пока труднее, чем найти вечером по дороге на дачу новенький мультимедийный компьютер, вроде того, что красуется на первой странице. А отсюда размышления, размышления, размышления... В принципе, при покупке диска "со всеми офисами" за пять долларов даже последний олигофрен отдает себе отчет в том, что это чистейшей воды пиратское изделие. И заранее известно, что ожидать высокого качества изготовления не приходится. Нельзя также рассчитывать на отсутствие так называемых повторяющихся ошибок, то есть когда файл не читается и с десятой попытки и, что ни делай, читаться не будет. Это, так сказать, технические издержки. Бракованный диск к тому же можно вернуть или обменять у продавца. Куда хуже обстоят дела с содержанием левых компактов. Когда покупаешь, например, сборник из двух десятков игрушек, можно быть уверенным, что часть из них если и прочитается и распакуется, то все равно работать не будет. Хоть и написано на листочке-вкладыше, что все игры протестированы и их работоспособность гарантируется. Или при инсталляции продукта требуется ввести серийный номер, а его нигде нет. Это тоже брак, но опять-таки технического плана: задумано-то было хорошо, а получилось - как всегда. Просто чуток не доделали. Неисповедимыми путями попал мне в руки недавно компакт, на котором написано следующее: "Машина времени", "Легендарная группа легендарной страны" (видимо, СССР), "Полное собрание 165 песен", "Музыкальная энциклопедия. Часть 3" (видимо, есть и другие "части"). Что из перечисленного считать названием, не знаю. Говорить о нем, как о компакте "Машины времени" не могу из уважения к группе. Будем считать сие чудо "Музыкальной энциклопедией". Скажу сразу, что диск читается. И надпись о том, что этот CD-ROM предназначен для Windows 95, истине соответствует - когда вставляешь его в дисковод, срабатывает Autorun и программа запускается автоматически. Так что с технической точки зрения претензий нет. А вот дальше... Дальше приходится разбираться, что за программа появилась на экране. Я всегда считал, что понятие мультимедиа описывает ситуацию, когда информация одновременно подается в разном виде - текстом, изображениями, видео- и аудиоклипами и т.п. Отсюда и под мультимедийной энциклопедией склонен понимать нечто подобное. И уж обязательно энциклопедия должна содержать какие-то энциклопедические (простите за тавтологию) сведения. Идет, например, речь о рок-исполнителе - давай биографию, подробную дискографию с указанием всех дисков и их описанием, желательно получить и тексты хотя бы основных песен. Как вы уже догадались, ничего этого на данном компакте нет. Так что на энциклопедию, даже на третью ее часть, он не тянет. Хоть и написано на вкладыше, но, как знаете, на сарае тоже кое-что написано, а там - дрова. Остается тогда трактовать приобретение как сборник песен. Что же мы видим на экране? Перед нами окно, снабженное меню и линейкой с кнопочками. В левой его части, подобно дереву директорий, представлены вошедшие в сборник диски. Когда щелкнешь мышкой по названию альбома, здесь же открывается список песен на нем. Выбрав курсором любую из них, получаешь возможность насладиться мелодией. В правой части окна при этом маячит фотография конверта пластинки и под нею выводится название песни (конечно, без указания авторов музыки и текста), ее общая продолжительность и счетчик времени от начала. Еще ниже есть две кнопки, обеспечивающие минимальное управление воспроизведением - старт и стоп. Промотать вперед или назад можно с помощью ползунка, при этом выше указывается текущая позиция в минутах и секундах. Управление можно считать скудным, а можно и лаконичным. В принципе, его достаточно. Громкость звука и прочее, в конце концов, есть и в самой Windows 95. Если вы думаете, что у меня больше нет претензий к этому диску и что я возмутился только неправильным пониманием того, что есть "энциклопедия", вы серьезно ошибаетесь. Как бы не так! Вспомните, что было написано на компакте. Что-то про полное собрание, про 165 песен. Вспомнили? А я решил проверить. Поскольку все песни хранятся на компакте в виде WAV-файлов в одной директории Audio (точнее, они распределены внутри Audio по директориям, соответствующим альбомам), хоть и под невнятными именами TrackNN, подсчитать их количество "Проводник" вполне в состоянии. Естественно, файлов с песнями меньше, чем декларируется, всего 134 файла в 12 папках. Итого, 31 песня "недолита" безымянными производителями. Практически пятая часть. Конечно, некоторые песни дублируются на выходивших в разное время альбомах, но мне, может быть, их и хотелось бы услышать исполненными в разные периоды творчества "Машины времени". В частности, в "Разговоре в поезде" меня угнетают неуклюжие слова "... и каши из них не сварить". Но и без этого я ведь покупаю 165 песен, то есть 165 разных песен. Или не так? К тому же некоторых песен нет просто как таковых, то есть альбом есть, а песни с него не все. Как, например, с "Реками и мостами". Едем дальше. Кроме того, что песен недодали, их еще и перепутали. В частности, на диске "Это было так давно", когда хочешь послушать "Белый день", нажимаешь кнопочку и слышишь "Годы летят стрелою...". То есть песню "Наш дом", которая, кстати, стоит на пять строк ниже. Опять ерунда, мелкая советская халтура? Тут чего-то не хватает, здесь не то, что надо... Интерфейс необычайно скромен, но когда указываешь стрелкой мышки на кнопки, тем не менее появляется подсказка. Чтение этих подсказок навело меня на мысли о нерусском происхождении диска. Несколько преувеличенное использование двойных согласных в словах "расскрыть все" и "проигранно" заставляет подумать об иностранной диверсии... Хотя, в принципе, что обещает интерфейс, то он и делает. Поиск ищет, "расскрытие" раскрывает все папки-альбомы, "выход" - выходит, а "помощь" гордо позволяет узнать "о программе", что это сборник песен "Машины времени". Тики-так. Сборник сборником, но если уж берешься делать его, да еще претендуешь на звание многотомной энциклопедии рока, то хоть немного пошевели извилиной, ручками хоть немного подергай. Прочитать ни о группе, ни о ее песнях и дисках ничего нельзя, так хоть послушать их дай! Нет, тут решающую роль сыграло желание разместить на компакте все 165 песен, к сожалению, так и оставшееся нереализованным. Начав изучать, что за файлы записаны на компакте, я с удивлением обнаружил, посмотрев "Свойства" одного звукового WAV-файла, что записан он в монорежиме, на 4 бита. Правда, в большинстве случаев выбрана высокая частота дискретизации - 44.1 килогерца. Сделано это, разумеется, с целью экономии места на диске. Но кто, спрашивается, мешал воспользоваться любым из способов сжатия аудиозаписей? Качество при этом бы не было потеряно настолько, насколько оно убивается переводом в монофонию. Можно возразить, что динамик в компьютере один, так что стерео не получится. Но ведь только идиот будет слушать на встроенный динамик. У всех нормальных людей уже давным-давно есть и звуковые платы со стереоколонками, и наушники. На мой взгляд, в крайнем случае лучше было бы поступиться качеством верхов и писать на 22 килогерца, но стерео. Тем более что и многие музыкальные компакты пираты пишут с такой же дискретизацией, а дешевые звуковые платы уж точно не выдают обещанные 20 герц - 20 килогерц... Одним словом, самое интересное с пиратскими и вообще левыми дисками происходит тогда, когда приносишь его домой и убеждаешься, что он-то читается, но записано на нем совсем не то и не так, как хотелось бы. Если бы не дырка посередине, из них знатные пепельницы получались бы... Спросите, как уберечься от потрясений и выкидывания денег? Во-первых, не покупайте тот диск, о котором я рассказал, как, пожалуй, и остальные компакты этой серии. Во-вторых, ищите упоминание о фирме, выпустившей диск. Особенно если он наш по содержанию. Плохая безымянная копия буржуйского диска все-таки копия хорошего продукта. Когда же наши авторы очередной "энциклопедии" предпочитают остаться без лавров и никак не узнать, кто склепал данный "дерибас", лучше просто воздержаться от его приобретения. В-третьих, любой диск можно поменять до того, как вы за него заплатили. Купите ноутбук с CD-ROM'ом и проверяйте диски "не отходя от кассы"... Если повезет, вам даже голову не проломят и компьютер на отнимут.

Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 1997 год в рубрике дискотека :: музыка

©1997-2024 Компьютерная газета