Сам себе дизайнер

Присоединяясь к предыдущему автору (А. Кулабухов, "Текст набрать - не поле перейти", КГ, № 26/1997) в его благородной попытке просветить компьютеризующийся народ, предлагаю вниманию уважаемых читателей следующее сочинение.

Честно говоря, большая часть написанного ниже почерпнута в разное время из разных книжек. Но, с другой стороны, не зря же говорят, что списанное с одной книги - плагиат, с двух - компиляция, а с трех - диссертация. Это во-первых. Во-вторых, вдруг вам, дорогой читатель, придется заказывать какую-нибудь брошюру или каталог в полиграфической фирме, и тогда вы сможете лучше понять тамошних спецов с их профессиональным жаргоном. И наконец, в нашем деле принцип "меньше знаешь"... Впрочем, не буду повторять сказанное предшественником.

Вообще, большинство видов человеческой деятельности - это целые отдельные миры со своей историей, эволюцией и революциями, писаными и неписаными законами, героями и мучениками. Миры, взаимодействующие между собой иногда самым удивительным образом... Короче, жутко интересно, стоит только начать...

Однако к делу. Порылся я тут в своих конспектах и попытаюсь уточнить и дополнить кое-что из сказанного А. Кулабуховым. Для начала - определение шрифта из одной умной книжки.

Шрифт - это способ кодирования текстовой информации, используемый при ее передаче в виде изображения. Шрифт определяет взаимное соответствие между символами определенного алфавита и их изображениями, которые называются литерами [1]. Из чего состоит литера и как это называется - смотри рисунок 1.

Элемент литеры, называемый "засечка/serif", играет большую роль в классификации шрифтов. Классификация эта порядком запутана и противоречива. Точнее, существует несколько классификаций, частично противоречащих друг другу. Компьютеризованный народ обычно имеет дело с классификацией, опирающейся на англо-американскую типографскую традицию. Вот с последней и начнем. Рассмотрим сначала деление шрифтов на группы по изображению литер и историческому происхождению.

Появившиеся в позднем средневековье шрифты для новомодного дьявольского изобретения - книгопечатанья поначалу никак особенно не назывались, а позже получили общее название Text, иногда - Black Letter. Они изображали рукописные буквы того времени. У нас такие шрифты обычно называют готическими. "У них" готическими называют совсем другие шрифты, о чем мы еще поговорим, но иногда (например, в пакете AutoCAD) gothic однозначно соответствует нашему "готический".

В конце XV в Италии появились шрифты Roman, у нас они называются "гуманистическая антиква". Их заглавные (caps) буквы были наподобие древнеримских, с характерными короткими толстыми засечками на концах штрихов. Начертание же строчных букв происходило от готического (в нашем понимании), но было проще и изящнее.

"У них" все шрифты с засечками относятся к группе Roman. Но внутри этой группы есть варианты (подгруппы). Упомянутые только что шрифты конца XV века, а также сделанные в том же стиле в более позднее время - это Roman Old Style. В конце XVIII века итальянский типограф Джамбатиста Бодони разработал шрифты с тонкими засечками и весьма заметной на глаз разницей в толщинах штрихов (что называется контрастностью). Эти шрифты стали основой подгруппы Roman Modern (у нас - новая антиква) и по сей день так называются, хотя современными были больше двухсот лет назад. И есть еще переходная подгруппа - Roman Transitional (переходная антиква), сочетающая черты двух предыдущих. Достаточно распространенный шрифт Баскервилл (Baskerville) как раз и относится к этой подгруппе. Назван он так не в честь "Собаки Баскервилей", но по имени своего создателя Джона Баскервилла, английского типографа середины XVIII века. Вся группа Roman иногда называется Serif, то есть шрифты с засечками. Хотя засечки имеют шрифты не только этой группы.

Да, и вот что интересно. Словом Roman в англо-американской типографской практике, а также и в некоторых компьютерных программах еще называется прямое начертание (о начертаниях разговор впереди) любого шрифта. Кстати, увлечение типографов тонкими засечками и штрихами обусловлено было прогрессом технологии металлов: применявшиеся прежде сплавы для отливки литер были слишком мягкими и при всем желании не смогли бы "держать" мелкие тонкие элементы. Вообще в традиционной технологии проблемы с качеством металла, краски и бумаги существенно влияли на разработку и применение шрифтов. Как в наше время на применение компьютерных шрифтов влияет разрешение принтера.

Следующей широко распространенной группой шрифтов являются Gothic, у нас они называются рублеными или "гротеск". Обычно они не имеют засечек (хотя некоторые все-таки имеют). Для этих шрифтов характерна одинаковая или мало отличающаяся ширина штрихов, то есть слабая контрастность. Эти шрифты также называют Block Letter, Contemporary (современные), San-Serif (без засечек). И они не имеют ничего общего с готическими шрифтами в нашем обычном понимании. Разумного объяснения этому названию я нигде не нашел.

Давным-давно, когда я только начал осваивать "Вентуру", то жутко обрадовался, увидев в списке шрифтов (там он называется таблицей ширин, это отдельная история) Letter Gothic. Готический шрифт, мечта поэта! Как же мне было горько и обидно, когда это оказалось чем-то вроде машинописного шрифта.

Начало шрифтам Gothic положил выпущенный в начале XIX века Doric (дорический). Его разработали по мотивам древнегреческих надписей из-за покорившей тогда Европу моды на все древнегреческое, вплоть до талии под грудью в дамских платьях. Вторая волна увлечения этими шрифтами пошла в 20-х годах нашего века из Германии.

Еще одна группа - это Cursive и Script, шрифты, имитирующие рукопись. Заметим однако, что термин "курсив" имеет у нас несколько иной смысл, и мы еще займемся этим вопросом.

И наконец, все, что не укладывается в классификацию, называется Decorative (декоративными) шрифтами. У нас их еще называют акцидентными. А знакомые всем нам машинописные шрифты с одинаковой шириной букв (моноширинные), похоже, вообще не попадают в традиционную типографскую классификацию.

Кроме описанной, есть еще и другие классификации. По области применения различают шрифты текстовые, выделительные, титульные и акцидентные (декоративные) - названия говорят сами за себя. Есть советская классификация по ГОСТ 3489-71 и 72, в основном близкая к исторической. И другие...

Как уже говорилось, компьютерная полиграфия опирается на англо-американскую традицию, а наша традиционная, имеющая дело с "физическим" набором текста, корнями своими уходит в Германию и Францию. Это приводит ко многим противоречиям и неоднозначностям.

Кому нужны, кроме профессиональных полиграфистов, эти подробности? Мне. Вам. Нам. "Отыщи всему начало, и ты многое поймешь".

Рассказывая о классификации, я несколько раз без объяснения употребил "как бы имена" некоторых шрифтов. По-научному такое имя называется гарнитурой (family). Еще точнее: гарнитура - это семейство вариантов шрифта с общими стилевыми особенностями знаков, имеющее собственное наименование. Например, гарнитура Cheltenham, дальняя прародительница нашей академической, состоит из следующих вариантов шрифтов: - Cheltenham Old Style, - Cheltenham Old Style Italic, - Cheltenham Old Style Condensed, - Cheltenham Wide, - Cheltenham Medium, - Cheltenham Bold, - Cheltenham Bold Condensed, - Cheltenham Bold Extended, - Cheltenham Bold Outline.

И это еще далеко не все...

И снова термины без объяснений? Слова, следующие за наименованием гарнитуры, - это характеристики шрифта. Вот три основные из них.

Насыщенность/Weight. Попросту говоря, жирность шрифта. Возможные варианты: светлый/light, нормальный/normal, жирный/bold. И это тоже не все. Могут быть еще полужирный/semi-bold, сверхжирный/ extra bold и другие.

Наклон/Slanting. Могут быть такие варианты шрифта: прямой/upright (roman), наклонный/slanted, курсив/italic (oblique).

Смысл первых двух ясен из названия. Курсив же отличается от наклонного тем, что некоторые литеры в нем из-за стилизации под рукописное начертание имеют особый рисунок. Это хорошо заметно на буквах "а", "в", "и". Хотя у рубленых гарнитур, как, скажем, Helvetica, под именем курсива часто скрывается просто наклонный шрифт. Некоторые же гарнитуры, например Coronet, существуют только в начертании italic.

Пропорциональность/Width. По соотношению ширины и высоты одноименных знаков шрифты подразделяются на узкие/condensed (narrow), нормальные/normal, широкие/expanded (wide). И здесь тоже могут быть варианты - очень/very и сверх/extra,ultra.

Если надо, в наименование шрифта включаются дополнительные характеристики. Например, рисунок шрифта контурный/outline или оттененный/shadow.

Те, у кого компьютерная жизнь началась под "окошками" 3.1 и 3.11, не говоря уже о 95-ке, считают совершенно естественной возможность свободно установить любой размер шрифта, хотя кого-то, может быть, и удивляют единицы его измерения.

Размер (высота) шрифта определяется так называемым кеглем. Кегль шрифта - это высота области, отведенной под литеру. Если сложить высоту изображения (в типографском деле оно называется очком) заглавной буквы, диакретического значка над ней, свисающего элемента под ней и добавить еще немного свободного пространства, мы как раз и получим кегль.

Кегль измеряется в пунктах. Англо-американский пункт - 1/72 дюйма. И вот, допустим, вы выбрали шрифт кегля 12. Но вы еще не привыкли к этим единицам и вам хочется знать, сколько это будет в привычных нормальным людям миллиметрах. Так вот, тут есть простая эмпирическая закономерность. Для большинства шрифтов высота очка заглавных букв примерно равна кеглю, умноженному на 0,01 дюйма или, с достаточной точностью, на 0,25 мм. На 72 делить ничего не надо - это уже хорошо. То есть, например, при кегле 10 высота заглавной буквы будет примерно 2,5 мм, а при кегле 12 будет примерно 3 мм.

Знатоки истории артиллерии или военного флота, наверное, наизусть знают таблицу перевода дюймов в миллиметры для калибров пушек. Тем, кто работает с не нашим софтом (а в компьютерной графике и издательских системах он не наш почти на 100%), тоже не вредно помнить подобную таблицу для кеглей:
Высота заглавных букв   Традиционное название размера
Пункты Миллиметры  
4 1  
6 1.5 нонпарель
8 2 петит
10 2.5 корпус
12 3 цицеро
14 3.6  
16 4  
18 4.6  
24 6.1  
48 12.2 квадрат
Стоит заметить, что квадрат - это еще и широко применяемая в традиционной (не компьютеризованной) верстке единица длины. И, опять же, если обратитесь в типографию с традиционной технологией, надо помнить, что у них другая величина типографского пункта. К примеру, их цицеро равен 4.5мм.

Так вот, этой свободой в выборе и установке размера шрифта мы обязаны формату TrueType. Кстати, о форматах. Во-первых, они бывают растровые - это когда литеры описываются как совокупности точек, и контурные (масштабируемые) - когда с помощью каких-либо математических средств (векторов, дуг, сплайнов и т.п.) описываются контуры литер. Растровые шрифты для принтера и экрана были популярны в издательских системах лет пять и более тому назад оттого, что процессоры и компьютеров и принтеров были тихоходными. Формирование изображений букв заново при каждой перерисовке страницы на экране или на принтере занимало слишком много времени. Поэтому в память принтера вначале грузился шрифт - растровые картинки, потом отправлялся текст с соответствующей информацией о форматировании, и эти картинки моментально накладывались на нужные места. Так что печать в старой DOS'овской "Вентуре" идет несравненно быстрее, чем в Windows'ской. Но за эту скорость приходилось дорого платить. Каждому кеглю соответствовал свой файл размером от нескольких десятков до нескольких сотен килобайт, и скромненькая коллекция из пяти-шести гарнитур со шрифтами основных кеглей от 6 до 48 вполне могла занять мегабайт 20 на жестком диске. А диски тогда были всего-то на 40-80 мегабайт.

И несколько рекомендаций в заключение.

О необходимости единства стиля уже говорил уважаемый А. Кулабухов. Обратите внимание и на то, какие он, стиль то есть, должен вызвать ассоциации. Вы замечали, как логотипы некоторых белорусских банков похожи на логотипы банков российских? Как логотипы здешних компьютерных фирм похожи на IBM или Digital? Здоровое заимствование проверенных решений... Что же касается шрифтового оформления текста документа, то если вам не нужно скромно намекнуть этим самым оформлением на некую классичность или еще какие нюансы, следуйте совету А. Кулабухова - применяйте шрифты без засечек. Обыкновенный Arial Cyrillic - и никаких проблем с чтением вашего файла.

Разрешение вашего принтера тоже влияет на выбор шрифтов. На 600-точечном "лазере" любой шрифт, начиная с кеглей 9-10, будет выглядеть вполне прилично. А вот на 300-точечном "струйнике" - это еще посмотреть надо. Для 9-игольчатого матричного я бы вообще ничего, кроме Arial и Courier да еще русского машинописного, не рекомендовал даже для кегля 12-14 пунктов.

И не забывайте о том, какой вид может приобрести ваш документ после размножения на "ксероксе" или на выходе из факса. К примеру, благородные серые полоски в графах таблиц могут превратиться в блеклые пятна или, наоборот, в нечто угнетающе черное, на фоне чего прочесть ваши данные будет просто невозможно. И будет ли ваш документ кем-то вводиться в компьютер через систему распознавания (OCR)? Плотно расположенные буквы с засечками могут оказаться нечитаемыми для этой системы.

Вообще - поменьше прибамбасов. Скромненько, но со вкусом. Не стоит путать прайс-лист с приглашением на вечеринку...

Обратите внимание еще и на длину строк. Не зря же газеты и журналы сверстаны обычно в две или более колонок. Для удобочитаемости обычного текста, оформленного кеглем 9-10, оптимальная длина строки примерно 85 мм. Допустимо от 63 до 125 мм. Но жизнь такова, что от этих рекомендаций приходится отступать по разным причинам сплошь и рядом.

Ухудшение читаемости в этом случае можно отчасти компенсировать увеличением расстояния между строками (в полиграфии оно называется интерлиньяжем). Выбрали для основного текста кегль 10 - поставьте интерлиньяж на 1-2 пункта больше (то есть 11-12 пунктов), если длина строки у вас в рекомендованных выше пределах. И добавьте еще 1-2 пункта, если она приближается к 170-180 мм. Можете еще чуть-чуть увеличить расстояние между символами в строке.

И еще о полях пару слов. Знаете ли вы, что в классическом книгопечатанье поля занимают около 50% площади страницы? Назначаются поля по определенным системам разметки, которые тоже разными бывают. Для листа формата А4 в классической пропорции верхнее поле получается 25 мм, боковые по 35 и нижнее - аж 50 мм. Если страница А4 воспринимается как половина разворота, скажем книги, то верхнее поле будет 33 мм, нижнее 66 мм, внутренние боковые - по 23 мм и наружные боковые поля увеличиваются до 47 мм. Для обыкновенных документов это, конечно, "занадто", но экономить на полях все же не стоит.

А вообще, в хороших книжках о том же Word'е есть и рекомендации по дизайну. Если у вас где-то завалялось полмиллиона на такую книжку...

Владимир Каминский Использованная литература: 1. Ю. Ярмола, "Компьютерные шрифты", СПб.: "BHV - Санкт-Петербург", 1994.

2. У. Вудсон, Д. Коновер, "Справочник по инженерной психологии...", стр. 2-62...2-73.

3. В. Ефимов, А. Тарбеев, "ПараГраф: комментарии к шрифтам", журнал "Мир ПК", №7/1993, стр. 89...94.


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 1997 год в рубрике разное :: страна советов

©1997-2024 Компьютерная газета