На что смотреть, о чем спросить

Размер экрана и изображения  
Это не совсем одно и то же. Размер экрана служит признаком, по которому мониторы разделяют на группы - 14-, 15-, 17-дюймовые и т.д. Экран кинескопа при этом измеряют по диагонали от края до края. Но картинка, выводимая на него компьютером, обычно оказывается меньше. Я говорю "обычно", потому что картинку при желании можно растянуть так, что она займет всю площадь экрана. Кроме того, для жидкокристаллических дисплеев размеры экрана и картинки совпадают, так как отсутствуют электронные лучи и причины, по которым на обычных кинескопах изображение предпочтительно не растягивать больше рекомендованной величины.

Дело в том, что цветная картинка формируется тремя лучами - красным, зеленым и синим, сводимыми магнитами отклоняющей системы кинескопа в одну точку изображения. Лучше всего лучи сводятся в центральной области экрана, а ближе к его краям, где отклонение доходит до максимума, обеспечить совмещение лучей труднее. Например, в 15-дюймовых мониторах ViewSonic погрешность сведения в центре экрана в самом худшем случае составляет 0.3 мм, а по краям - 0.4 мм. Вот и не стоит растягивать изображение.

От размера экрана зависит количество информации, на нем помещающейся. Так, переход к следующей категории мониторов сопровождается ростом площади изображения в среднем на 25%. Однако площадь сама по себе значит мало. Что проку, если картинку размером 640 х 480 точек растянуть до 20 дюймов по диагонали? С расстояния меньше метров двух-трех на нее глядеть противно будет.

Размер экрана тесно связан с его разрешением, то есть с размером выводимой на него картинки, выраженным в точках, или пикселах. Расклад простой. На большем экране при одинаковом разрешении мелкие (в точках) объекты, например пиктограммы размером 32 х 32 точки, физически будут крупнее и различимее. С другой стороны, мониторы с большими экранами поддерживают более высокие разрешения. Так, для 14-дюймовых максимальный размер картинки составляет 1,024 х 768, а для 17-дюймовых - 1,600 х 1,200 пикселов. То есть на площади 17-дюймового экрана при примерно одинаковых физических размерах объектов (пиктограмм или букв текста) их поместится в 2.5 раза больше. Это существенно не только для профессиональной графики, но и при работе с электронными таблицами, базами данных и другими приложениями, в которых важно сразу видеть большое количество информации.

Тип экрана и шаг маски  
Я специально вывел универсальное название "шаг маски", чтобы избежать путаницы с "шагом точек" и "шагом полосок". Но без упоминания о двух типах масок кинескопов не обойдешься. Маска защищает соседние триады, образующие пикселы, от засветки не совсем точно сфокусированными электронными лучами.

Сегодня в мониторах применяются кинескопы двух типов - с теневой маской, состоящей из круглых отверстий, и со щелевой, или апертурной маской, образованной тонкими натянутыми вертикально струнами. В первом случае правильнее говорить о шаге точек, а во втором - о шаге полосок. Но в любом случае речь идет о маске, так что назовем этот показатель шагом маски.

Шаг маски измеряется между центрами соседних элементов люминофора одного цвета, например красного. Практически он равен размеру наименьшего воспроизводимого монитором пиксела (элемента изображения) с учетом зазора между соседними пикселами.

В целом сложно сказать, какая из технологий лучше. Апертурные мониторы немного ярче, но разница не столь существенна. Далее, поверхность апертурных экранов цилиндрическая, то есть по вертикали не изогнутая, а у кинескопов FST - сферическая, изогнутая и по вертикали, и по горизонтали. Теоретически геометрические искажения меньше у мониторов с апертурной маской, но на практике разница также невелика, так как радиус закругления и в том и в другом случае очень велик. С другой стороны, теневые экраны обычно имеют защитное антибликовое и антистатическое покрытие, кроме своего прямого назначения еще повышающее контрастность изображения. Кинескопы с апертурной маской часто оставляют без покрытия, так как они меньше страдают от бликов и отражений и имеют большую яркость и контрастность. В результате все и выравнивается.

Разрешение  
Если обычно под разрешением понимается способность какого-либо устройства воспроизводить (или считывать) некоторое число элементов на единице длины или площади - так принтеры печатают с разрешением N точек на дюйм, - то для мониторов под этим понимается общий размер картинки в пикселах независимо от реальных геометрических размеров. Это забавное отличие. Но производители мониторов лукавят не только в этом. Сугубо геометрического происхождения величину - разрешение - они увязывают с параметром, относящимся к электронике устройства - к частоте кадров.

В результате указанное в спецификации максимальное разрешение при такой-то частоте кадров характеризует качество не самой картинки, а электронной схемы монитора, то есть показывает, сколько пикселов изделие способно нарисовать за единицу времени. Это хорошо, но, согласитесь, не совсем то.

Давайте заглянем под плащ фокусника. Если разрешение трактуют как количество пикселов, а нам известен их минимальный возможный размер (шаг маски), попробуем восстановить справедливость и увязать разрешение с размером картинки (результаты расчетов сведены в таблицу 1).

Таблица 1. Минимальные размеры изображения для заданных разрешения и шага маски
Шаг маски, мм640 x 480800 x 6001,024 x 7681,280 x 1,0241,600 x 1,200
Ширина х высота, смДиаго-
наль, дюймы
Ширина х высота, смДиаго-
наль. дюймы
Ширина х высота, смДиаго-
наль, дюймы
Ширина х высота, смДиаго-
наль, дюймы
Ширина х высота, смДиаго-
наль, дюймы
0.2214.1 x 10.66.917.6 x 13.28.722.5 x 16.911.128.2 x 22.514.235.2 x 26.417.3
0.2415.4 x 11.57.619.2 x 14.49.424.6 x 18.412.130.7 x 24.615.538.4 x 28.818.9
0.2516.0 x 12.07.920.0 x 15.09.825.6 x 19.212.632.0 x 25.616.140.0 x 30.019.7
0.2616.6 x 12.58.220.8 x 15.610.226.6 x 20.013.133.3 x 26.616.841.6 x 31.220.5
0.2717.3 x 13.08.521.6 x 16.210.627.6 x 20.713.634.6 x 27.617.443.2 x 32.421.3
0.2817.9 x 13.48.822.4 x 16.81128.7 x 21.514.135.8 x 28.718.144.8 x 33.622
0.2918.6 x 13.99.123.2 x 17.411.429.7 x 22.314.637.1 x 29.718.746.4 x 34.822.8
0.319.2 x 14.49.424.0 x 18.011.830.7 x 23.015.138.4 x 30.719.448.0 x 36.023.6
0.3119.8 x 14.99.824.8 x 18.612.231.7 x 23.815.639.7 x 31.72049.6 x 37.224.4
По этой таблице вы сможете выбрать необходимый вам размер экрана монитора, исходя из требуемого разрешения и реального шага маски. Или проверить, способен ли предлагаемый монитор, не глотая пикселы, воспроизвести картинку желаемого вами разрешения.

Но и производители кое в чем правы, увязывая разрешение с частотой кадров.

Частоты разверток и полоса пропускания  
Во-первых, эти величины и в самом деле тесно взаимосвязаны. А во-вторых, от разверток и полосы пропускания зависят и качество картинки, и ваша утомляемость при работе с монитором.

Как создается картинка на экране монитора? Она формируется построчно, все три цветовых луча пробегают строку на экране, затем возвращаются к началу следующей строки и т.д. По окончании прорисовки экрана лучи возвращаются в угол, с которого начали его заполнение. Процессом управляет электронная схема монитора с помощью сигналов строчной и кадровой синхронизации. На обратный ход лучей затрачивается значительно меньше времени, чем на прорисовку пикселов, сколько - зависит от качества схемотехники и электронных компонент монитора. Для приблизительных расчетов можно использовать коэффициент 1.05, отражающий успехи производителей мониторов.

Прорисовка каждой строки в отдельности управляется строчной, или горизонтальной разверткой, а кадровая развертка занимается экраном в целом. Частота кадров равна частоте строчной развертки, деленной на количество строк в изображении (разрешение по вертикали) и на коэффициент обратного хода лучей.

С периодичностью, равной частоте кадров, монитор выводит на экран количество пикселов, равное произведению горизонтальной и вертикальной составляющих разрешения. Это довольно большое число. Произведение общего числа пикселов на экране при заданном разрешении на частоту кадровой развертки с учетом коэффициента обратного хода лучей дает минимальную пропускную способность электроники монитора, необходимую для работы в заданном режиме. Запас по полосе пропускания беды не чинит, более того, чем он солиднее, тем с меньшим напряжением работает электроника и тем более высокое качество картинки она обеспечивает.

Чтобы у вас была возможность проверить соответствие параметров предлагаемого монитора декларируемым возможностям или определить, какие частоты разверток должен как минимум иметь ваш будущий монитор, я собрал эти данные в таблице 2. Так будет проще, чем лезть за калькулятором.

Таблица 2. Частота строк и полоса пропускания, необходимые для заданного разрешения и частоты кадров
Частота кадров, Гц640 x 480800 x 6001,024 x 7681,280 x 1,0241,600 x 1,200
Частота строк, кГцПолоса пропус-
кания, МГц
Частота строк, кГцПолоса пропус-
кания, МГц
Частота строк, кГцПолоса пропус-
кания, МГц
Частота строк, кГцПолоса пропус-
кания, МГц
Частота строк, кГцПолоса пропус-
кания, МГц
6030.219.437.830.248.449.564.582.675.6121
6633.321.341.633.353.254.57190.883.2133.1
7236.323.245.436.358.159.577.499.190.7145.2
7537.824.247.337.860.561.980.6103.294.5151.2
8040.325.850.440.364.566.186110.1100.8161.3
8542.827.453.642.868.570.291.4117107.1171.4
9045.42956.745.472.674.396.8123.9113.4181.4
10050.432.36350.480.682.6107.5137.6126201.6

Почему частота кадров взята мной как исходный параметр? Именно от частоты кадров, как известно, зависят эргономические качества монитора. При частоте ниже 60 Гц картинка на экране будет мигать, как в старом кинофильме. Для просмотра фильмов хватило бы и ее, но работа с компьютером требует не пассивного наблюдения, а пристального всматривания в изображение. Поэтому международная ассоциация VESA определила в качестве минимально допустимой частоту в 72 Гц. Это было пару лет назад, и сегодня планка поднята до 80-85Гц. Кстати, и телевизоры нынче в моде 100-герцовые.

Чем выше частота кадров, тем качественнее будет картинка и тем меньше будут уставать ваши глаза при многочасовом бдении перед монитором. Советую исходить из того, что ваш монитор просто обязан работать при выбранном вами разрешении с кадровой частотой не ниже 80 Гц и иметь как можно больший запас по полосе пропускания.

Управление и настройка  
До этого речь шла о технических характеристиках. Пора поговорить о более тонких материях. Утомлять может не только нечеткая и мерцающая картинка, но и неудобное управление и настройка монитора, наконец, его внешний вид может вас раздражать.

Сегодня в большинстве мониторов, за исключением старых 14-дюймовых моделей, применяется цифровое управление, в том числе и с помощью выводимых на экран меню. Цифровое управление позволяет точно выставить параметры. Мониторы с меню отличаются богатством настроек, если же все их вынести отдельными кнопками на лицевую панель, то на ней не останется места для кинескопа.

Понятно, что органы управления должны быть под рукой, то есть расположены в легкодоступном месте - спереди, а не сбоку корпуса. Хорошо, кода кнопки удобны для нажимания, то есть достаточно велики, но не настолько, чтобы отвлекать от экрана. В некоторых моделях предусмотрена индикация текущего режима работы с помощью небольшого жидкокристаллического экрана.

В монитор с цифровым управлением встроена память, в которой хранятся параметры его работы. При переключении режима, инициированном компьютером, заранее подобранные настройки вызываются из памяти, и вам не надо подстраивать экран вручную. Это удобно, когда часто приходится переключать разрешение, запускать игры или другие программы, экранный режим которых отличается от установленного в операционной системе. В память производитель закладывает свои стандартные настройки, но там остается место и для пользовательских.

Поддерживаемые стандарты  
Как и остальные устройства компьютера, монитор не работает сам по себе. Он тесно взаимодействует с графической платой и программным обеспечением. Когда компьютер посылает монитору команды, а тот ничего не отвечает, система не в состоянии сама проверить его работу и определить, оптимальный ли режим установлен.

Проблема решается с помощью технологии Plug & Play. Большинство современных мониторов оснащено двунаправленным интерфейсом DDC, позволяющим системе узнать, какой к ней подключен дисплей, что за режим на нем установлен и нельзя ли выбрать что-нибудь получше. Есть разные версии этого интерфейса, чем больше их поддерживает монитор, тем лучше. Как-нибудь сумеет договориться и с видеоплатой, и с Windows.

Как всегда, пользователей волнует радиационная безопасность нахождения перед экраном. Производителей мониторов, как флажками, со всех сторон обложили стандартами, регулирующими допустимые уровни всевозможных излучений. Практически невозможно сегодня найти модель, которая не соответствовала бы требованиям стандарта MRP-II. Этого уже достаточно, чтобы не навешивать на экран фильтры пачками и не обкладывать дисплей со всех сторон свинцовыми кирпичами. Более боязливые могут потребовать соответствия самым суровым нормам TCO 95.

Качество изображения, об улучшении которого так хлопочут выпускающие фильтры фирмы, повышается за счет нанесения на стекло экрана специальных антибликовых и антистатических покрытий. В самом простом случае - это тонкое кремниевое покрытие. В моделях, на которые делают ставку солидные фирмы, используются патентованные средства. Названия, естественно, разные, но суть одна и та же - надо избежать бликов от бокового света, снять с экрана накапливающееся на нем статическое напряжение, притягивающее пыль.

Я не могу утверждать, что то или иное покрытие хуже или лучше справляется с этими функциями. Но что видно на глаз, так это, что более дешевые покрытия снижают резкость изображения. Качественное покрытие в сочетании с более темной маской повышает контрастность и резкость, что, согласитесь, приятно.

Резюме Приступая к выбору монитора, сначала определите подходящее для ваших задач разрешение, учитывая количество выводимой на экран информации. Исходя из разрешения, подберите требуемый размер изображения и, соответственно, экрана. При изучении предлагаемой вам модели не забудьте удостовериться в том, что шаг маски и размер изображения позволяют отобразить все пикселы.

Частота кадров при выбранном разрешении не должна быть меньше 80-85 Гц, проверьте также, достаточен ли верхний предел строчной частоты и каков запас по полосе пропускания. Рассматривая рекламные призывы, учитывайте, что фраза "поддерживает разрешения до 1,280 х 1,024 точек и частоту кадров до 160 Гц" не говорит о том, что это происходит в одном режиме. Если нет сведений о максимальном рекомендуемом режиме, оцените, исходя из частот строчной развертки, достижимо ли желаемое.

При равных технических характеристиках предпочтение отдавайте моделям, оснащенным меню и поддерживающим больше стандартов и интерфейсов. Это убережет вас и от радиационного облысения, и от нервотрепки при попытках заставить компьютер на полную катушку использовать возможности монитора.

Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 1997 год в рубрике разное :: страна советов

©1997-2024 Компьютерная газета