Кровавые танцы 97
В конце прошлого года по интернетовским каналам новостей поступило сообщение: компания Monolith Productions приобрела корпорацию Q Studious. "Ну и что?" - спросите вы. Да ничего особенного, если не учитывать тот факт, что вместе с акциями Monolith получила и все эксклюзивные права на игру Blood, которую Q Studious кропотливо разрабатывала в течение двух лет. "Ну и что?" - опять спросите вы. Да ничего особенного, только вот по прогнозам "Кровь" обещает стать самой популярной и наиболее продаваемой игрой 1997 года, обогнав по всем показателям таких game-китов, как Red Alert, Diablo, Duke Nukem 3D и Shadow Warrior. Вот так-то.
Америка, Дикий Запад, семидесятые годы девятнадцатого века - шальное и веселое время. По выжженной солнцем прерии на взмыленном мустанге галопом несся молодой ковбой. У него не было определенной цели, ему было наплевать, куда он скачет и что его ждет впереди. Наслаждение, получаемое от этой бешеной гонки, было ответом на все вопросы. Он знал, что в случае чего три настоящих друга - верный скакун, безотказный карабин и надежный кольт придут ему на помощь и выручат из любой беды. Была бы его воля, он не вылезал бы из седла и скакал, скакал, скакал. Но всему всегда приходит конец. Мустанг устал и выбился из сил, сумерки опустились на землю. Выбирая место для ночлега, молодой ковбой приметил развалины старого храма. Удобно расположившись и приготовив на костре свои любимые тушеные бобы, он хотел было уже приступить к ужину, как увидел неподалеку молодую прекрасную девушку. Одетая в черные одежды, она бродила среди древних камней и словно искала что-то. Влюбившись с первого взгляда, наш ковбой подошел к ней и, галантно представившись, любезно пригласил разделить с ним скромную трапезу. Девушка, ответив взаимностью, согласилась. Опустим все романтические подробности, нас интересует совсем другое. От своей случайной гостьи молодой парень узнал, что Офелия - сатанистка, поклоняющаяся могущественному дьяволу - Чернобогу, на месте храма которого они сейчас и ужинают. Под конец рассказа девушка предложила ковбою присоединиться к ней и остальным сектантам и посвятить свою жизнь служению Хозяину, взамен получив безграничную власть на Земле, когда силы Тьмы захватят ее. За любимым человеком пойдешь и на край света - парень согласился.
Вскоре он уже перестал быть просто лихим ковбоем, а стал Калебом - посвященным, адептом и одним из приближенных Чернобога. Пожертвовав ради этого частью своей бессмертной души, он верой и правдой служил господину, сердцем продолжая любить прекрасную Офелию. И именно эта любовь стала роковой не только для Калеба и его возлюбленной, но и для остальных посвященных. Разгневанный тем, что его приближенные отдали ему всего лишь частицу себя, Чернобог решил наказать непокорных. Созвав всех на кровавый ритуал, он одного за другим уничтожил адептов, причем весьма изощренным способом - воплотил их в тела простых смертных и похоронил в обычных могилах.
Практически невозможно убить демона, а адепты темного вероучения уже стали ими, пройдя Зал крещения. И вот, ожив в могиле, Калеб не понимает, за что он, верный слуга и поклонник Чернобога, наказан. Единственное желание - вернуть себе прежнее положение и обещанную власть побуждает его приступить к активным действиям. Но он прекрасно понимает, что сначала необходимо отыскать Офелию, Габриэля и Ишмаэля. Только вчетвером, объединив силы, они смогут вновь предстать перед Чернобогом в Зале крещения, узнать причину его недовольства и, получив прощение, снова занять свои места возле его трона. Итак, подхватив валяющиеся рядом вилы, Калеб отправляется на поиски собратьев по несчастью.
Именно таким образом вы, дорогой геймер, начинаете игру в роли Калеба. Очнувшись в сырой и темной могиле, вы уже своими силами отодвинете надгробную плиту, вылезете, разомнетесь и с вилами наперевес броситесь вперед, в атаку на полчища монстров, преграждающих путь к вашей заветной цели. Основное правило, которое вы не должны забывать ни на секунду, - "убей сам или убьют тебя". Хотите вслух или мысленно, но постоянно повторяйте и повторяйте эти слова, пробираясь через крепости и замки, проходя по открытой местности и в пещерах, охраняемых самыми коварными и жестокими тварями Чернобога, на сорока двух уровнях в четырех эпизодах.
Для всех нас стало уже привычным такое понятие, как фильм ужасов, но еще в диковинку - игра ужасов, а ведь именно под такое определение и подпадает "Кровь". А как, простите, можно еще охарактеризовать игру, на всем протяжении которой отрывают головы, отделяют плоть от костей, сжигают заживо, и все это сопровождается мучительными стонами и предсмертными криками, полными невообразимого ужаса? Если вы, например, убиваете культиста, то можете просто постоять и полюбоваться зрелищем, как его ноги дергаются в конвульсиях, разбрызгивая кровь из рваных ран. Эта игра по количеству жутких сцен и по объему проливаемой крови сможет дать фору любому видео-"ужастику".
Но не спешите с выводами, ибо не только вы будете иметь возможность убивать и осквернять останки противников. Как только зазеваетесь или замешкаетесь, так сразу же дадите нескольким монстрам реальный шанс принести вас в жертву Чернобогу и окропить вашей кровью его алтарь. Будьте внимательны и осторожны, ведь вашими противниками станут более полутора десятков разновидностей монстров. Причем каждый из них дьявольски интеллектуален, и вы должны на собственном опыте познать, как лучше уберечься от них и чем именно необходимо пользоваться для более эффективного уничтожения той или иной твари. Врага надо знать в лицо, поэтому давайте познакомимся с каждым монстром в отдельности.
Начнем с летучих мышей. В принципе они не очень опасны, но когда из темноты, пронзительно пища и шелестя кожаными крыльями, на вас несется добрая сотня таких милашек и все стараются когтями подпортить вашу внешность, то тут уже мало не покажется. Остается одно из двух: или убегать сломя голову, или, безрассудно паля в воздух, тратить боеприпасы в надежде, что их все-таки хватит. Другой представитель тварей - крыса. Обычно вам будут встречаться их гнезда, особенно в местах, где есть лежалые трупы. Крысы не опасны до тех пор, пока вы не вторглись в их владения, после этого нападают без предупреждения. Берегите ноги, кусая за лодыжки, они значительно уменьшают уровень вашего здоровья.
Пауки - большие и маленькие, быстрые и медлительные, хитрые и глупые, то есть всякие. Сначала может показаться, что особого вреда от этих насекомых не будет, но не надо недооценивать их. Каждый паук в игре, до самых кончиков волосатых лапок, напичкан очень сильным ядом. После одного укуса вы можете, например, временно ослепнуть, и дай вам бог, чтобы в это время поблизости не оказался какой-нибудь монстр посерьезней. Под действием яда можно на какой-то срок потерять двигательную активность и даже умереть.
Культисты - очень плохие мальчики. А если вы еще и помешали им в проведении какого-либо обрядового ритуала, то пиши пропало. Вы сразу же становитесь кандидатом номер один на хорошую взбучку. Культисты одинаково ловко умеют обращаться и с дробовиками (одеты в коричневые хламиды), и с автоматами (в черных одеяниях), и с динамитом. Они напористы и безрассудны в атаке, поэтому будьте начеку.
Следующий противник - зомби. Они бывают двух видов (разница в используемом ими оружии). Их тела уже мертвы, и поэтому убить окончательно "ходячий труп" очень сложно. Вы расстреливаете его из автомата - он оживает, стреляете в упор из дробовика - поднимается из праха во второй раз, и только третье попадание отправит его в небытие. Есть, правда, один способ, как убить зомби с первого раза. Для этого, взорвав его динамитом, поиграйте в футбол, вместо мяча используя безмозглую голову этого недоумка. И чем дальше вы ее зафутболите, тем спокойнее будет у вас на душе.
Теперь на очереди горгольи - жуткая помесь летучей мыши и птицы, и очень большая. Вам повезет, если нападать будет обычная горголья. Все, что она может, так это содрать когтями мясо с ваших костей. Смерть, конечно, мучительная, зато быстрая. Но есть еще разновидность этих тварей - каменная горголья. Они очень умные, хитрые и смертоносные. Обычно каменная горголья сидит где-нибудь в сторонке, прикидываясь мраморной скульптурой, но, как только вы попадете в поле ее зрения, тут же оживает. Если вы видите, что ее глаза загораются светом, можете смело заказывать заупокойную службу по вашей душе. Именно орган зрения у горгольи является своеобразной энергетической пушкой. Прямое попадание этой порции света является оплаченным билетом на тот свет.
Собака ада. Предстань такой песик перед жюри на любой кинологической выставке - и все награды принадлежали бы только ему. Огромный, обладающий мощной мускулатурой и злобным взглядом, этот дог любит хорошо поесть, и особенно ему по вкусу человечинка.
Не зная броду, не суйся в воду. Угри, обитающие в водоемах "Крови", самые настоящие пираньи. Если упадете к ним в воду, то на дно опустится уже чисто обглоданный скелет. С ними по соседству живет джиль - тоже водный зубастик, но иногда выходящий на сушу из своей естественной среды обитания. Такого гада лучше убивать на твердой земле, ибо в воде он может позвать на помощь угрей - и тогда уже не надейтесь на спасение.
Остерегайтесь адских рук -паукоподобных созданий, бегающих по стенам и потолкам. Упадет такая ручка сверху и обменяется крепким рукопожатием с вашим горлом. Очередной защитник Чернобога - фантом. Они уязвимы, когда стоят на границе между мирами (этим и тем), но косы в их руках - страшное оружие. Чисто из уважения к вам советую не лезть к ним с вилами. Без толку, проверено. А как вы, дорогой геймер, относитесь к овощам? Нормально? И очень даже зря. На вашем пути обязательно повстречается овощная (по внешним признакам) культура - хрисалид. Этот милый "цветочек" своим кислотным соком и длинными щупальцами быстренько приспособит вас под удобрения, только подойдите поближе.
В лабиринтах игры вас уже поджидает еще один представитель собачьего рода-племени, только на этот раз двухголовый и огнедышащий. Догадались? Правильно, это Цербер - сторож ворот ада. Он узнает о вашем приближении заблаговременно и заставит потанцевать перед собой джигу, подогревая ритм своим огненным дыханием. Миновав монстра-охранника, приготовьтесь к встрече с Тем, Который Связывает, с Пожирателем Душ, с Темным Богом - Чернобогом. Здесь я вам уже не помощник, разбирайтесь сами. Но сдается мне, что придется вам еще разок пройти весь путь от могилы до Зала крещения.
Ах да, совсем забыл сообщить вам маленькую, но приятную новость. Оказывается, в "Крови" некоторые монстры на дух не переносят других созданий дьявола (ничего подобного я еще не встречал ни в одной игре). Например, очень отрадно наблюдать, как горголья прямо на ваших глазах нападает на раненного культиста и буквально разрывает бедолагу на части. Зрелище, скажу я вам, не для слабонервных. Ну да ладно, вернемся непосредственно к практической части игры и поговорим об оружии, которым вам придется успокаивать вышеописанных монстров.
Как вы, наверное, помните, начинать длинную череду праведных убийств придется, имея в руках "грозное" сельскохозяйственное орудие - вилы. Уже расстроились и приуныли? Напрасно. Вспомните изумительную логику Антуана де Сент-Экзюпери: если даны вилы, значит, ими можно кого-нибудь порешить. Тем более что после убийства парочки монстров вам будет предложен классический дробовик, а это уже кое-что: худо-бедно, но можно смело лезть в драку. Еще чуть-чуть терпения и самую толику везения - и, смотришь, вот он, уже ставший привычным (по другим играм) пистолет-пулемет Томпсона. Его рукоять приятно холодит ладонь и заметно придает уверенности в своих силах. Ну-ка, где эти чертовы культисты? Подать их сюда, разговор есть! Но вы все еще хмуритесь, почему? Ах, маловато будет? Все понял. В глубине вашей души живет пироманьяк и требует, жаждет огня, чтобы побольше и пожарче. "Нема базару", потрудитесь получить настоящий армейский, добротный и надежный, огнемет. Опять не то? Ваш пироманьяк - мелкий пакостник с садистскими наклонностями? Ну что же, вот вам в левую руку Zippo'вская зажигалка, а в правую - аэрозольный баллончик лака для волос. С одной стороны, и незаметно, а с другой - идеальное средство для издевательства над паучками, крысами и летучими мышами. Когда вам надоест заниматься детскими шалостями, только скажите, и уже стоит готовый к использованию, заправленный под завязку прикуриватель для настоящих мужчин - напалмовая установка. С таким агрегатом и против Цербера выступить не страшно. Хоть все вокруг и советуют, что на рандеву со сторожем адских ворот лучше брать с собой огнетушитель, не слушайте никого. Лечи подобное подобным: он вас огнем, а вы его напалмом - выздоровление полное и за один сеанс, даже Чумак-конденсатор не мог похвастаться такими результатами.
В "Крови" вы даже найдете "последний провод". В вашем распоряжении столько динамита, что хоть ложкой его ешь, все равно останется. Причем использовать его можно несколькими способами. Например, как обыкновенную гранату - поджег, подождал и бросил. Или поджег и сразу бросил. А можно установить мину и спрятаться, враги подойдут к ней, вы кнопочку на пульте тись - и путь свободен.
Про Tesla я вам ничего рассказывать не хочу, ибо это оружие для лентяев, никакого азарта с ним не ощущается. Лучше послушайте про всякие особые убойные новшества. Во-первых, если во время своих похождений наткнетесь на непонятную штуку под африканским названием "акимбо", ни в коем случае не проходите мимо, обязательно заберите. Благодаря этой "акимбе" у вас в каждой руке окажется по "стволу" (прямо как Клин Иствуд). Стреляйте на здоровье, только помните, что с увеличением вдвое скорострельности, во столько же раз ускоряется расходование боеприпасов. Увлечетесь процессом и не заметите, как у вас в руках снова окажутся вилы.
Покажите мне геймера, который настолько не образован, что ему надо на пальцах объяснять суть колдовства Вуду. Нет, ко мне никого приводить не надо. Я лучше расскажу один раз и для всех. Так вот, колдун Вуду из любых подручных материалов делает куклу, хоть отдаленно, но хотя бы чуток похожую на жертву. В процессе изготовления используются волосы, ногти, слюна, экскременты или что-то одно, но принадлежащее будущему покойнику. Потом берется длинная ритуальная булавка и после произнесения нескольких заклинаний ею тыкают в куклу - все повреждения и ощущения боли, страха и ужаса передаются жертве. Например, укол в голову - и у кого-то инсульт, ремиз в сердце - и обширный инфаркт миокарда обеспечен. Надеюсь, что я не зря сейчас распинался и вам все ясно. Так найдите себе такую куклу по ходу игры и будете, как самый заправский Вуду-профи, уничтожать своих врагов. Может, и в жизни кому-нибудь пригодится. Как знать, я всего лишь рассказываю о компьютерной игрушке.
Самое бесценное приобретение, о котором только можно мечтать, - магический череп какого-то малого, называемый Пиявкой жизни. Чтобы привести его в действие, достаточно показать ему (черепу) противника - и все остальное он сделает сам. Его глаза загорятся дьявольским огнем, из глаз брызнут лучи неведомой энергии и уничтожат любого монстра. Очень полезная штуковина - абсолютное оружие.
Итак, вперед, на поиски оружия и всякой остальной дребедени. Да простят меня умудренные опытом геймеры, отдавшие игровому поприщу по нескольку драгоценных диоптрий, утратив остроту зрения, но под дребеденью я подразумеваю разнообразнейший инвентарь, начиная от боеприпасов и заканчивая магическими шмотками. Ну, естественно, без патронов, снарядов и зажигательной смеси, как при кариесе без бленд-а-меда, обойтись никак невозможно. Так подбирайте все, что попадется вам на глаза, тем более что кроме вас воспользоваться этим добром некому. Рекомендую особое внимание уделять armour-доспехам. Всего их пять типов: броня духа, броня тела, броня жизни, основная броня, броня высшего качества. И еще одна, с назначением которой, я честно признаюсь, так и не разобрался. Ну, не беда, уверен, что вы дойдете своим умом. Есть еще несколько вещиц, которые не мешало бы иметь в своем арсенале. Из них особо отмечу "кристальный шар" - позволяет видеть расположение всех противников, "прыгучие ботинки" - назначение ясно из названия, и "рефлекторный контроль" - тот, кто стреляет в вас, умирает от собственной пули.
Логически напрашивается вопрос: а где же, собственно говоря, можно заиметь все это хозяйство? Кое-что вы будете находить прямо в коридорах. Кроме того есть рычаги, за которые не мешало бы потянуть, вдруг вам повезет и откроется тайник, полным-полнехонек всяких полезных прибамбасов. Остаются еще вазы и урны, по которым при большом желании можно пострелять. Зачем? Попробуйте, а там узнаете.
Игровой интерфейс и все управление в "Крови" практически полностью совпадают с использовавшимися в Duke Nukem 3D. Хорошо это или плохо, решать вам. Лично у меня в связи с этим никаких нареканий не возникало. Если играть сингл, то компьютер является довольно сильным противником. Ставлю один доллар США (по курсу Нацбанка) на то, что вы за несколько дней, не прибегая к посторонней помощи и не используя обманных кодов, не сможете пройти все уровни от начала и до конца в полной версии игры. К сожалению, мне пока еще не довелось попробовать Blood на предмет мультигейма, и я могу сообщить вам по этому поводу только то, что одновременно может подключаться к игре до восьми игроков.
В целом игра хорошо продумана, до самых незначительных нюансов. Меня, например, впечатлил один момент, может, для вас это и пустяк, но все же. Судите сами, вы бросаете динамит под ноги незадачливого зомби, он, естественно, взрывается, и на полу дымится лишь кучка внутренностей. Предвижу вашу реакцию, не спешите, яеще не закончил. Так вот, если вы бросите еще одну динамитную шашку, то взрывом разметает по сторонам все, что оставалось от первого раза. Ну как? На мой взгляд, впечатляет. А еще хочу предупредить, что, когда стреляете, старайтесь занять безопасную позицию: пули рикошетят от стен. Не ровен час, сами себя и убьете.
В "Крови" использована потрясающая 2.5D SVGA-графика, вы можете смотреть на объект с любого угла и всегда будете все полностью и отчетливо видеть. Архитектура всех уровней игры очень интересно и реалистично выполнена. Все предметы на экране монитора различимы до мельчайших подробностей. Когда вы стреляете из автомата, гильзы, вылетающие из затвора, не имеют тенденции исчезать неизвестно куда (проблема многих стрелялок), а навсегда остаются лежать на полу коридора, являясь своеобразной отметкой вашего присутствия в этом месте. Все монстры в игре отбрасывают тень, что заставляет поверить в реальность происходящего.
Создатели "Крови" скорее всего являются большими "приколистами". Это ж надо додуматься, чтобы на одном из уровней на гвоздь в стене повесить свитер и шляпу Фредди Крюгера. Когда я в первый раз наткнулся на них, то еще минут десять продвигался вперед по коридорам, только предварительно постреляв в темноту или бросив осветительную шашку. Подсознательно я уже был готов к тому, что сейчас меня всего "порежут на меха". Если вы внимательный человек, то сможете подметить еще несколько стебовых штучек в том же духе.
Сопровождает игру, помимо леденящей кровь музыки, голос диктора за кадром, который вставляет свои "пятикопеечные" реплики в отношении всего, к чему вы будете прикасаться или во что будете стрелять. На фоне завываний ветра, поскрипывания цепей, звука падения стреляных гильз на пол или разбивающегося стекла очень отчетливо слышны все реплики монстров. Зомби стонут: "Присоединяйся к нам", культисты поют мантры на тарабарском языке: "Перошай, бебахс мала", да и ваш Калеб тоже большой любитель загнуть парочку-другую мудреных фраз типа "Нет никакого дела такого, как мое дело, и нет никакого дела, до которого мне не было бы дела". Так что, если будете вслушиваться в каждую реплику и тем более пытаться осмыслить ее, недолго до того, чтобы провести остаток лета в отделении пограничных состояний в Новинках. Поэтому выход один: пусть они себе бубнят, а вы слушайте музыку и делайте свое кровавое дело.
Игра Blood выпускается в двух версиях: для работы под Windows 95 и в DOS 6.2 или выше. Для нормальной работы, без сбоев и зависаний, рекомендуется "железка" Pentium 100 с шестнадцатью мегабайтами оперативной памяти, восьмьюдесятью мегабайтами свободного пространства на "винте" и четырехскоростным CD-ROM. Для управления используются джойстик, клавиатура или мышь. Игра поддерживает SVGA-режим, причем с любой разрешающей способностью монитора (от 320*200 до 800*600). Для нормального звукового воспроизведения подойдет даже старенький Sound Blaster, но если у вас имеется что-то получше, то, ради Бога, используйте на здоровье, игра поддерживает практически все звуковые карты.
Единственная оговорка, к которой все же лучше прислушаться, - возрастной критерий. Учитывая прогрессирующую акселерацию нынешней молодежи, рекомендуется допускать к "кровавым разборкам" детей от тринадцати лет, но никак не младше (и так вечером по улицам ходить страшно).
Когда-то, выступая на какой-то пресс-конференции, директор Monolith Productions подчеркнул, что их компания гордится тем, что в ее лабораториях именно профессиональные геймеры занимаются разработкой новых игр. Сдается мне, так оно и есть, ибо "Кровь" стремительно завоевывает сердца и души игроманов по всему миру. И не смейтесь, скоро она доберется и до вас.
Евгений Бубенников
Америка, Дикий Запад, семидесятые годы девятнадцатого века - шальное и веселое время. По выжженной солнцем прерии на взмыленном мустанге галопом несся молодой ковбой. У него не было определенной цели, ему было наплевать, куда он скачет и что его ждет впереди. Наслаждение, получаемое от этой бешеной гонки, было ответом на все вопросы. Он знал, что в случае чего три настоящих друга - верный скакун, безотказный карабин и надежный кольт придут ему на помощь и выручат из любой беды. Была бы его воля, он не вылезал бы из седла и скакал, скакал, скакал. Но всему всегда приходит конец. Мустанг устал и выбился из сил, сумерки опустились на землю. Выбирая место для ночлега, молодой ковбой приметил развалины старого храма. Удобно расположившись и приготовив на костре свои любимые тушеные бобы, он хотел было уже приступить к ужину, как увидел неподалеку молодую прекрасную девушку. Одетая в черные одежды, она бродила среди древних камней и словно искала что-то. Влюбившись с первого взгляда, наш ковбой подошел к ней и, галантно представившись, любезно пригласил разделить с ним скромную трапезу. Девушка, ответив взаимностью, согласилась. Опустим все романтические подробности, нас интересует совсем другое. От своей случайной гостьи молодой парень узнал, что Офелия - сатанистка, поклоняющаяся могущественному дьяволу - Чернобогу, на месте храма которого они сейчас и ужинают. Под конец рассказа девушка предложила ковбою присоединиться к ней и остальным сектантам и посвятить свою жизнь служению Хозяину, взамен получив безграничную власть на Земле, когда силы Тьмы захватят ее. За любимым человеком пойдешь и на край света - парень согласился.
Вскоре он уже перестал быть просто лихим ковбоем, а стал Калебом - посвященным, адептом и одним из приближенных Чернобога. Пожертвовав ради этого частью своей бессмертной души, он верой и правдой служил господину, сердцем продолжая любить прекрасную Офелию. И именно эта любовь стала роковой не только для Калеба и его возлюбленной, но и для остальных посвященных. Разгневанный тем, что его приближенные отдали ему всего лишь частицу себя, Чернобог решил наказать непокорных. Созвав всех на кровавый ритуал, он одного за другим уничтожил адептов, причем весьма изощренным способом - воплотил их в тела простых смертных и похоронил в обычных могилах.
Практически невозможно убить демона, а адепты темного вероучения уже стали ими, пройдя Зал крещения. И вот, ожив в могиле, Калеб не понимает, за что он, верный слуга и поклонник Чернобога, наказан. Единственное желание - вернуть себе прежнее положение и обещанную власть побуждает его приступить к активным действиям. Но он прекрасно понимает, что сначала необходимо отыскать Офелию, Габриэля и Ишмаэля. Только вчетвером, объединив силы, они смогут вновь предстать перед Чернобогом в Зале крещения, узнать причину его недовольства и, получив прощение, снова занять свои места возле его трона. Итак, подхватив валяющиеся рядом вилы, Калеб отправляется на поиски собратьев по несчастью.
Именно таким образом вы, дорогой геймер, начинаете игру в роли Калеба. Очнувшись в сырой и темной могиле, вы уже своими силами отодвинете надгробную плиту, вылезете, разомнетесь и с вилами наперевес броситесь вперед, в атаку на полчища монстров, преграждающих путь к вашей заветной цели. Основное правило, которое вы не должны забывать ни на секунду, - "убей сам или убьют тебя". Хотите вслух или мысленно, но постоянно повторяйте и повторяйте эти слова, пробираясь через крепости и замки, проходя по открытой местности и в пещерах, охраняемых самыми коварными и жестокими тварями Чернобога, на сорока двух уровнях в четырех эпизодах.
Для всех нас стало уже привычным такое понятие, как фильм ужасов, но еще в диковинку - игра ужасов, а ведь именно под такое определение и подпадает "Кровь". А как, простите, можно еще охарактеризовать игру, на всем протяжении которой отрывают головы, отделяют плоть от костей, сжигают заживо, и все это сопровождается мучительными стонами и предсмертными криками, полными невообразимого ужаса? Если вы, например, убиваете культиста, то можете просто постоять и полюбоваться зрелищем, как его ноги дергаются в конвульсиях, разбрызгивая кровь из рваных ран. Эта игра по количеству жутких сцен и по объему проливаемой крови сможет дать фору любому видео-"ужастику".
Но не спешите с выводами, ибо не только вы будете иметь возможность убивать и осквернять останки противников. Как только зазеваетесь или замешкаетесь, так сразу же дадите нескольким монстрам реальный шанс принести вас в жертву Чернобогу и окропить вашей кровью его алтарь. Будьте внимательны и осторожны, ведь вашими противниками станут более полутора десятков разновидностей монстров. Причем каждый из них дьявольски интеллектуален, и вы должны на собственном опыте познать, как лучше уберечься от них и чем именно необходимо пользоваться для более эффективного уничтожения той или иной твари. Врага надо знать в лицо, поэтому давайте познакомимся с каждым монстром в отдельности.
Начнем с летучих мышей. В принципе они не очень опасны, но когда из темноты, пронзительно пища и шелестя кожаными крыльями, на вас несется добрая сотня таких милашек и все стараются когтями подпортить вашу внешность, то тут уже мало не покажется. Остается одно из двух: или убегать сломя голову, или, безрассудно паля в воздух, тратить боеприпасы в надежде, что их все-таки хватит. Другой представитель тварей - крыса. Обычно вам будут встречаться их гнезда, особенно в местах, где есть лежалые трупы. Крысы не опасны до тех пор, пока вы не вторглись в их владения, после этого нападают без предупреждения. Берегите ноги, кусая за лодыжки, они значительно уменьшают уровень вашего здоровья.
Пауки - большие и маленькие, быстрые и медлительные, хитрые и глупые, то есть всякие. Сначала может показаться, что особого вреда от этих насекомых не будет, но не надо недооценивать их. Каждый паук в игре, до самых кончиков волосатых лапок, напичкан очень сильным ядом. После одного укуса вы можете, например, временно ослепнуть, и дай вам бог, чтобы в это время поблизости не оказался какой-нибудь монстр посерьезней. Под действием яда можно на какой-то срок потерять двигательную активность и даже умереть.
Культисты - очень плохие мальчики. А если вы еще и помешали им в проведении какого-либо обрядового ритуала, то пиши пропало. Вы сразу же становитесь кандидатом номер один на хорошую взбучку. Культисты одинаково ловко умеют обращаться и с дробовиками (одеты в коричневые хламиды), и с автоматами (в черных одеяниях), и с динамитом. Они напористы и безрассудны в атаке, поэтому будьте начеку.
Следующий противник - зомби. Они бывают двух видов (разница в используемом ими оружии). Их тела уже мертвы, и поэтому убить окончательно "ходячий труп" очень сложно. Вы расстреливаете его из автомата - он оживает, стреляете в упор из дробовика - поднимается из праха во второй раз, и только третье попадание отправит его в небытие. Есть, правда, один способ, как убить зомби с первого раза. Для этого, взорвав его динамитом, поиграйте в футбол, вместо мяча используя безмозглую голову этого недоумка. И чем дальше вы ее зафутболите, тем спокойнее будет у вас на душе.
Теперь на очереди горгольи - жуткая помесь летучей мыши и птицы, и очень большая. Вам повезет, если нападать будет обычная горголья. Все, что она может, так это содрать когтями мясо с ваших костей. Смерть, конечно, мучительная, зато быстрая. Но есть еще разновидность этих тварей - каменная горголья. Они очень умные, хитрые и смертоносные. Обычно каменная горголья сидит где-нибудь в сторонке, прикидываясь мраморной скульптурой, но, как только вы попадете в поле ее зрения, тут же оживает. Если вы видите, что ее глаза загораются светом, можете смело заказывать заупокойную службу по вашей душе. Именно орган зрения у горгольи является своеобразной энергетической пушкой. Прямое попадание этой порции света является оплаченным билетом на тот свет.
Собака ада. Предстань такой песик перед жюри на любой кинологической выставке - и все награды принадлежали бы только ему. Огромный, обладающий мощной мускулатурой и злобным взглядом, этот дог любит хорошо поесть, и особенно ему по вкусу человечинка.
Не зная броду, не суйся в воду. Угри, обитающие в водоемах "Крови", самые настоящие пираньи. Если упадете к ним в воду, то на дно опустится уже чисто обглоданный скелет. С ними по соседству живет джиль - тоже водный зубастик, но иногда выходящий на сушу из своей естественной среды обитания. Такого гада лучше убивать на твердой земле, ибо в воде он может позвать на помощь угрей - и тогда уже не надейтесь на спасение.
Остерегайтесь адских рук -паукоподобных созданий, бегающих по стенам и потолкам. Упадет такая ручка сверху и обменяется крепким рукопожатием с вашим горлом. Очередной защитник Чернобога - фантом. Они уязвимы, когда стоят на границе между мирами (этим и тем), но косы в их руках - страшное оружие. Чисто из уважения к вам советую не лезть к ним с вилами. Без толку, проверено. А как вы, дорогой геймер, относитесь к овощам? Нормально? И очень даже зря. На вашем пути обязательно повстречается овощная (по внешним признакам) культура - хрисалид. Этот милый "цветочек" своим кислотным соком и длинными щупальцами быстренько приспособит вас под удобрения, только подойдите поближе.
В лабиринтах игры вас уже поджидает еще один представитель собачьего рода-племени, только на этот раз двухголовый и огнедышащий. Догадались? Правильно, это Цербер - сторож ворот ада. Он узнает о вашем приближении заблаговременно и заставит потанцевать перед собой джигу, подогревая ритм своим огненным дыханием. Миновав монстра-охранника, приготовьтесь к встрече с Тем, Который Связывает, с Пожирателем Душ, с Темным Богом - Чернобогом. Здесь я вам уже не помощник, разбирайтесь сами. Но сдается мне, что придется вам еще разок пройти весь путь от могилы до Зала крещения.
Ах да, совсем забыл сообщить вам маленькую, но приятную новость. Оказывается, в "Крови" некоторые монстры на дух не переносят других созданий дьявола (ничего подобного я еще не встречал ни в одной игре). Например, очень отрадно наблюдать, как горголья прямо на ваших глазах нападает на раненного культиста и буквально разрывает бедолагу на части. Зрелище, скажу я вам, не для слабонервных. Ну да ладно, вернемся непосредственно к практической части игры и поговорим об оружии, которым вам придется успокаивать вышеописанных монстров.
Как вы, наверное, помните, начинать длинную череду праведных убийств придется, имея в руках "грозное" сельскохозяйственное орудие - вилы. Уже расстроились и приуныли? Напрасно. Вспомните изумительную логику Антуана де Сент-Экзюпери: если даны вилы, значит, ими можно кого-нибудь порешить. Тем более что после убийства парочки монстров вам будет предложен классический дробовик, а это уже кое-что: худо-бедно, но можно смело лезть в драку. Еще чуть-чуть терпения и самую толику везения - и, смотришь, вот он, уже ставший привычным (по другим играм) пистолет-пулемет Томпсона. Его рукоять приятно холодит ладонь и заметно придает уверенности в своих силах. Ну-ка, где эти чертовы культисты? Подать их сюда, разговор есть! Но вы все еще хмуритесь, почему? Ах, маловато будет? Все понял. В глубине вашей души живет пироманьяк и требует, жаждет огня, чтобы побольше и пожарче. "Нема базару", потрудитесь получить настоящий армейский, добротный и надежный, огнемет. Опять не то? Ваш пироманьяк - мелкий пакостник с садистскими наклонностями? Ну что же, вот вам в левую руку Zippo'вская зажигалка, а в правую - аэрозольный баллончик лака для волос. С одной стороны, и незаметно, а с другой - идеальное средство для издевательства над паучками, крысами и летучими мышами. Когда вам надоест заниматься детскими шалостями, только скажите, и уже стоит готовый к использованию, заправленный под завязку прикуриватель для настоящих мужчин - напалмовая установка. С таким агрегатом и против Цербера выступить не страшно. Хоть все вокруг и советуют, что на рандеву со сторожем адских ворот лучше брать с собой огнетушитель, не слушайте никого. Лечи подобное подобным: он вас огнем, а вы его напалмом - выздоровление полное и за один сеанс, даже Чумак-конденсатор не мог похвастаться такими результатами.
В "Крови" вы даже найдете "последний провод". В вашем распоряжении столько динамита, что хоть ложкой его ешь, все равно останется. Причем использовать его можно несколькими способами. Например, как обыкновенную гранату - поджег, подождал и бросил. Или поджег и сразу бросил. А можно установить мину и спрятаться, враги подойдут к ней, вы кнопочку на пульте тись - и путь свободен.
Про Tesla я вам ничего рассказывать не хочу, ибо это оружие для лентяев, никакого азарта с ним не ощущается. Лучше послушайте про всякие особые убойные новшества. Во-первых, если во время своих похождений наткнетесь на непонятную штуку под африканским названием "акимбо", ни в коем случае не проходите мимо, обязательно заберите. Благодаря этой "акимбе" у вас в каждой руке окажется по "стволу" (прямо как Клин Иствуд). Стреляйте на здоровье, только помните, что с увеличением вдвое скорострельности, во столько же раз ускоряется расходование боеприпасов. Увлечетесь процессом и не заметите, как у вас в руках снова окажутся вилы.
Покажите мне геймера, который настолько не образован, что ему надо на пальцах объяснять суть колдовства Вуду. Нет, ко мне никого приводить не надо. Я лучше расскажу один раз и для всех. Так вот, колдун Вуду из любых подручных материалов делает куклу, хоть отдаленно, но хотя бы чуток похожую на жертву. В процессе изготовления используются волосы, ногти, слюна, экскременты или что-то одно, но принадлежащее будущему покойнику. Потом берется длинная ритуальная булавка и после произнесения нескольких заклинаний ею тыкают в куклу - все повреждения и ощущения боли, страха и ужаса передаются жертве. Например, укол в голову - и у кого-то инсульт, ремиз в сердце - и обширный инфаркт миокарда обеспечен. Надеюсь, что я не зря сейчас распинался и вам все ясно. Так найдите себе такую куклу по ходу игры и будете, как самый заправский Вуду-профи, уничтожать своих врагов. Может, и в жизни кому-нибудь пригодится. Как знать, я всего лишь рассказываю о компьютерной игрушке.
Самое бесценное приобретение, о котором только можно мечтать, - магический череп какого-то малого, называемый Пиявкой жизни. Чтобы привести его в действие, достаточно показать ему (черепу) противника - и все остальное он сделает сам. Его глаза загорятся дьявольским огнем, из глаз брызнут лучи неведомой энергии и уничтожат любого монстра. Очень полезная штуковина - абсолютное оружие.
Итак, вперед, на поиски оружия и всякой остальной дребедени. Да простят меня умудренные опытом геймеры, отдавшие игровому поприщу по нескольку драгоценных диоптрий, утратив остроту зрения, но под дребеденью я подразумеваю разнообразнейший инвентарь, начиная от боеприпасов и заканчивая магическими шмотками. Ну, естественно, без патронов, снарядов и зажигательной смеси, как при кариесе без бленд-а-меда, обойтись никак невозможно. Так подбирайте все, что попадется вам на глаза, тем более что кроме вас воспользоваться этим добром некому. Рекомендую особое внимание уделять armour-доспехам. Всего их пять типов: броня духа, броня тела, броня жизни, основная броня, броня высшего качества. И еще одна, с назначением которой, я честно признаюсь, так и не разобрался. Ну, не беда, уверен, что вы дойдете своим умом. Есть еще несколько вещиц, которые не мешало бы иметь в своем арсенале. Из них особо отмечу "кристальный шар" - позволяет видеть расположение всех противников, "прыгучие ботинки" - назначение ясно из названия, и "рефлекторный контроль" - тот, кто стреляет в вас, умирает от собственной пули.
Логически напрашивается вопрос: а где же, собственно говоря, можно заиметь все это хозяйство? Кое-что вы будете находить прямо в коридорах. Кроме того есть рычаги, за которые не мешало бы потянуть, вдруг вам повезет и откроется тайник, полным-полнехонек всяких полезных прибамбасов. Остаются еще вазы и урны, по которым при большом желании можно пострелять. Зачем? Попробуйте, а там узнаете.
Игровой интерфейс и все управление в "Крови" практически полностью совпадают с использовавшимися в Duke Nukem 3D. Хорошо это или плохо, решать вам. Лично у меня в связи с этим никаких нареканий не возникало. Если играть сингл, то компьютер является довольно сильным противником. Ставлю один доллар США (по курсу Нацбанка) на то, что вы за несколько дней, не прибегая к посторонней помощи и не используя обманных кодов, не сможете пройти все уровни от начала и до конца в полной версии игры. К сожалению, мне пока еще не довелось попробовать Blood на предмет мультигейма, и я могу сообщить вам по этому поводу только то, что одновременно может подключаться к игре до восьми игроков.
В целом игра хорошо продумана, до самых незначительных нюансов. Меня, например, впечатлил один момент, может, для вас это и пустяк, но все же. Судите сами, вы бросаете динамит под ноги незадачливого зомби, он, естественно, взрывается, и на полу дымится лишь кучка внутренностей. Предвижу вашу реакцию, не спешите, яеще не закончил. Так вот, если вы бросите еще одну динамитную шашку, то взрывом разметает по сторонам все, что оставалось от первого раза. Ну как? На мой взгляд, впечатляет. А еще хочу предупредить, что, когда стреляете, старайтесь занять безопасную позицию: пули рикошетят от стен. Не ровен час, сами себя и убьете.
В "Крови" использована потрясающая 2.5D SVGA-графика, вы можете смотреть на объект с любого угла и всегда будете все полностью и отчетливо видеть. Архитектура всех уровней игры очень интересно и реалистично выполнена. Все предметы на экране монитора различимы до мельчайших подробностей. Когда вы стреляете из автомата, гильзы, вылетающие из затвора, не имеют тенденции исчезать неизвестно куда (проблема многих стрелялок), а навсегда остаются лежать на полу коридора, являясь своеобразной отметкой вашего присутствия в этом месте. Все монстры в игре отбрасывают тень, что заставляет поверить в реальность происходящего.
Создатели "Крови" скорее всего являются большими "приколистами". Это ж надо додуматься, чтобы на одном из уровней на гвоздь в стене повесить свитер и шляпу Фредди Крюгера. Когда я в первый раз наткнулся на них, то еще минут десять продвигался вперед по коридорам, только предварительно постреляв в темноту или бросив осветительную шашку. Подсознательно я уже был готов к тому, что сейчас меня всего "порежут на меха". Если вы внимательный человек, то сможете подметить еще несколько стебовых штучек в том же духе.
Сопровождает игру, помимо леденящей кровь музыки, голос диктора за кадром, который вставляет свои "пятикопеечные" реплики в отношении всего, к чему вы будете прикасаться или во что будете стрелять. На фоне завываний ветра, поскрипывания цепей, звука падения стреляных гильз на пол или разбивающегося стекла очень отчетливо слышны все реплики монстров. Зомби стонут: "Присоединяйся к нам", культисты поют мантры на тарабарском языке: "Перошай, бебахс мала", да и ваш Калеб тоже большой любитель загнуть парочку-другую мудреных фраз типа "Нет никакого дела такого, как мое дело, и нет никакого дела, до которого мне не было бы дела". Так что, если будете вслушиваться в каждую реплику и тем более пытаться осмыслить ее, недолго до того, чтобы провести остаток лета в отделении пограничных состояний в Новинках. Поэтому выход один: пусть они себе бубнят, а вы слушайте музыку и делайте свое кровавое дело.
Игра Blood выпускается в двух версиях: для работы под Windows 95 и в DOS 6.2 или выше. Для нормальной работы, без сбоев и зависаний, рекомендуется "железка" Pentium 100 с шестнадцатью мегабайтами оперативной памяти, восьмьюдесятью мегабайтами свободного пространства на "винте" и четырехскоростным CD-ROM. Для управления используются джойстик, клавиатура или мышь. Игра поддерживает SVGA-режим, причем с любой разрешающей способностью монитора (от 320*200 до 800*600). Для нормального звукового воспроизведения подойдет даже старенький Sound Blaster, но если у вас имеется что-то получше, то, ради Бога, используйте на здоровье, игра поддерживает практически все звуковые карты.
Единственная оговорка, к которой все же лучше прислушаться, - возрастной критерий. Учитывая прогрессирующую акселерацию нынешней молодежи, рекомендуется допускать к "кровавым разборкам" детей от тринадцати лет, но никак не младше (и так вечером по улицам ходить страшно).
Когда-то, выступая на какой-то пресс-конференции, директор Monolith Productions подчеркнул, что их компания гордится тем, что в ее лабораториях именно профессиональные геймеры занимаются разработкой новых игр. Сдается мне, так оно и есть, ибо "Кровь" стремительно завоевывает сердца и души игроманов по всему миру. И не смейтесь, скоро она доберется и до вас.
Евгений Бубенников
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных