Основной танк Америки

Прямой наследник рыцарской конницы средневековья - современный танк. Кто видел, тот подтвердит. Именно танк является самым наглядным олицетворением мощи, силы и несгибаемой воли к победе.

Во время знаменитой шестидневной войны 1967 года всего одна израильская танковая дивизия смогла осуществить такой прорыв, который до сих пор изучают в военных академиях различных стран как образец проявления несокрушимой мощи танков. Именно танковая дивизия смогла рвануть из-под Тель-Авива в сторону Египта. Стальным клином она вспорола наступающие порядки египетских войск, вступив в бой уже на израильских границах. За одни сутки ее танки пробились к Суэцкому каналу. И это при семикратном численном превосходстве противника! Каждая уважающая себя страна мира не жалела денег, сил и времени на создание своего бронированного идеала. В Германии - это "Леопард". В Великобритании - "Челленджер". В СССР - Т-80. Во Франции - "Леклерк". Американцы создали свое чудо - М1 "Абрамс". После нескольких лет эксплуатации и участия в локальных конфликтах его модернизировали, назвали М1А1 и поставили на поток, ибо получилась вещь...

Другое дело - на основе прекрасной боевой машины создать хотя бы хорошую и привлекательную игру. С самолетами да вертолетами - просто. Там все оптимизировано под одного пилота. Сам рулишь, сам прицеливаешься и сам стреляешь. На местности ориентируешься тоже сам. Повторить такое в программе - проще пареной репы. Всего и работы-то, что с окружающим ландшафтом повозиться. Может, когда-нибудь и танки станут персональными, но пока их экипаж никак ужать менее чем до трех человек не получается. Все потому, что каждый по-своему уникален. Да и успех всего экипажа напрямую от индивидуального мастерства зависит.



Тут вам не детские игры: навел маркер на цель, дождался уверенного захвата, запустил нечто самонаводящееся и думать про врага забыл. Чуть наводчик замешкался - и все, ушел в молоко снаряд. Танк движется. Цель движется. Снаряд тоже движется. Тут каждая потерянная секунда оборачивается гибелью. Вы только представьте себе. Механик путь высматривает и машиной рулит. Наводчик обязан цель засечь, лазерным дальномером расстояние определить, орудие в соответствующее положение выставить, выстрелить и попасть. Есть еще заряжающий. Он, бедолага, обязан нужный снаряд из укладки извлечь, к выстрелу подготовить, в ствол затолкать и орудие к выстрелу подготовить. А вокруг в это время добрый десяток Т-80 норовит испытать крепость вашей брони... Кроме них всякие БРДМ с БМП кровь портят своими ракетами. Да еще вражеская пехота гранаты под гусеницы сует. Над всем этим бардаком кружат стаями МИ-24 HIND, злобно постреливая по всему наземному.

Вам в это время следует спокойно и рассудительно выполнить ряд мелких формальностей. Оценить обстановку на тактическом дисплее. Распределить задачи подразделений. Уточнить, кому, куда и как стрелять. Присмотреть прелестный кустик с холмиком, за которым предстоит спрятать собственную машину при очередном броске. Своим огневым взводом покомандовать и проконтролировать выполнение. Желательно все это проделать быстро, ибо враг не дремлет - палит со всех стволов...

До тех пор, пока ваш танк является частью чего-нибудь цельного и большого, у противника целей достаточно много. Но если какой-нибудь горячей голове вздумается погарцевать впереди своих на белом коне или одному остаться на поле боя (при особо умелом командовании), то каждый снаряд - ваш. Ибо только в кино отважный одиночка единолично крушит врагов пачками, попадает с закрытыми глазами сквозь пургу и туман, шинкует на винегрет все летающее и ездящее и выходит из воды сухим, из огня - только слегка загоревшим, из моря водки - трезвым. А злокозненные вороги палят мимо, набегают в стиле Матросова на скорострельные пулеметы и мрут вагонами от единственного пистолетного выстрела в воздух. Даже холостого. Жизнь, знаете ли, кардинально отличается. Обычно в ней все наоборот.



Именно такую игру создала знаменитая ваятельница стратегий и симуляторов - фирма Interactive Magic. М1А1 Abrams представляет собой военную стратегию уровня командира танкового полка. Именно такой ступени в армейской иерархии, когда уже следует про весь полк думать, как министру обороны, но в то же время приходится еще торчать в обычном танке посреди поля боя в самый разгар большой заварушки, как самому последнему рядовому.

По стилю игра абсолютно похожа на все, что делает Interactive Magic. Ее визитной карточкой является достаточно отсталая графика и ограниченный звук. Если только вы не ощущаете особого кайфа от грохота танкового выстрела, треска малопонятного радиообмена и суховатого "ОК" от вашего заряжающего. Естественно, на фоне утробного урчания танковой турбины. В остальном игра представляется смесью атрибутов стратегии и симулятора.

Причем стратегия получилась очень удачной. В распоряжении командира масса всяких групповых и одиночных команд. Как самый главный начальник, вы можете творить с вверенными вам войсками все, что заблагорассудится. И построение менять. И маршем гонять. И назначать добровольцев для выполнения особо ответственных заданий. Сие богатство, как и положено в хороших стратегиях, полностью автоматизировано и закреплено за массой горячих клавиш. Такие сонаты можно сыграть на клавиатуре - даже Шопен позавидовал бы.



Правда, не стоит забывать про тактику и про коварство врага. Уже со второй миссии вы не видите всех целей. Они способны внезапно вынырнуть из-за бархана в самый неподходящий момент. Поэтому старайтесь в первую очередь направлять свои БРДМ'ы на все господствующие высоты для разведки и контроля. А сами в это время не высовывайтесь из лощин и помните: артиллерия есть не только у американцев, и, по их собственному признанию, у русских она значительно лучше... Если же, не приведи Господи, прилетят МИ-24... Тогда вам совсем тяжело придется.

Единственное, что еще как-то помогает минимизировать потери, так это наличие собственных вертолетов. Если их дали. Тогда "вертушки" противника можно связать боем и попробовать оттянуть на позиции своих танков. Если повезет, то они нарвутся на залп танковых противовертолетных снарядов. Про самолеты я вообще не говорю. Эти гады вываливаются внезапно, бьют крайне больно и смываются мгновенно. Ничто им не помеха. Они, как слоны из рекламного ролика, никогда не платят.

В общем, стратегия сделана хорошо. Бесконечные списки всевозможных боевых миссий возрастающей сложности в самых различных уголках света. От Украины (о Боже, опять Украина!) до знаменитой войны в заливе. Естественно, не забыли и про Панаму, и про Центральную Европу, и про множество других приятных мест.

Для любителей морды бить самолично в эту прекрасную стратегию подмешали танковый симулятор. И вышла с ним промашка. Не слишком большая, но на серьезный конфуз тянет. Прежде всего следует отметить, что после разработки стратегии кнопок уже не хватало и даже самые необходимые операции, вроде включения дальномера или принудительного ввода огневой дальности с цифрового блока, придется делать вручную, то есть мышью, что не слишком удобно. Да и саму идею создать симулятор боевого танка по принципу симуляторов авиационных трудно назвать удачной. Когда идет серьезный бой и вы сошлись стенка на стенку, крайне утомительно прыгать по разным местам, выполняя по очереди операции за каждого члена экипажа. Хотя, пока ваше наступление развивается по плану, можно сесть и за наводчика... Если успеете, а то ваши подчиненные тоже не даром денежное довольствие получают.

В итоге Interactive Magic сделала классную танковую стратегию среднего звена. Если не обращать внимания на спартанский стиль оформления, присущий изделиям этой фирмы, то получите массу удовольствия от командования и одержанных побед. Во всяком случае, это внесет разнообразие в забеги по мрачным коридорам среди безобразных чудовищ. Ну а если очень тянет в горящий танк и в клубы дыма... И чтобы обязательно раскаленный металл капал на казенные сапоги... Так никто вам не запрещает на завершающем этапе взъехать на подходящий пригорок и организовать дуэль на танках...

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2022 Компьютерная газета