Когда секундомер тикает

Когда секундомер тикает

Как это ни странно, но у подавляющего большинства нормальных людей такие понятия, как спецназ, группа "Дельта", отряд "Вымпел" и контртеррористическая борьба, ассоциируются исключительно с потрясающей красоты взрывами в ночной темноте.

Бегает эдакий добрый малый и активно портит кровь батальону плохих дядей. Все экспромтом. Все на бегу. Целых полтора часа киношного времени. Зато как успешно и как впечатляет. Так и тянет если не записаться добровольцем, то уж отжаться от пола пару раз - точно.

Не спорю. Красиво все это. Если только смотреть по телевизору. На самом деле реальный процесс значительно отличается. Да и по времени уж никак на фильм не тянет. Даже на самый короткий. Кто помнит, сколько времени длился бой за освобождение авиалайнера "Панам" в Филадельфии в 1991 году? Семнадцать секунд! И тем не менее эту операцию признали одной из худших за весь девяносто первый год. Во-первых, один из террористов успел произвести пять выстрелов и даже ранить заложника. Во-вторых, штурмовым подразделением были использованы газовые гранаты и часть заложников пришлось на сутки госпитализировать. В-третьих, видите ли, несколько выстрелов не попали в цель и несколько пуль самолет попортили. По плану весь захват должен был закончиться через двенадцать секунд полной победой сил правопорядка. И чтобы со всей наглядностью продемонстрировать, как это делается, фирма Millenium Interactive выпустила игру с поэтическим названием Deadline.

Это именно про то, про что вы подумали. Спецназ. Боевая задача. Арсенал. Террористы. Заложники. И суровый профи, спасающий мир. Совершенно верно. Вам предстоит влезть в шкуру, простите, бронежилет служителя правопорядка и встать на защиту населения. В вашем распоряжении полтора десятка личностей обоего пола с явно криминальными физиономиями. Из их личных дел можно узнать, кто на что способен. Насколько "соображалка" работает. Какова специализация и насколько богат боевой опыт.

Дозвонившись до своего непосредственного начальства, получаете очередное задание. Иногда несколько - на выбор. Вы такой незаменимый и знаменитый, что террористы прямо в очередь строятся, лишь бы сразиться с вами. Тут и начинается игра.

Это так же замечательно, как выстраивать дорожки из костяшек домино. Необходимо с местностью ознакомиться. Пути подхода-отхода прикинуть. Насчет последовательности действий сообразить. Естественно, с вооружением разобраться.

Это не менее интересно, чем игра в бильярд. Всякого оружия много. Тут и пистолеты, и автоматы, и винтовки, и гранаты, и еще много чего. Правда, запасы не безграничны. Нельзя, например, увешать с ног до головы своего бойца гранатами. Даже если очень надо. Во-первых, это вам не новогодняя елка, а во-вторых, их выделяется в обрез. Если все дать одному - другим не достанется. Да и в вашем подчинении бойцы, а не тягловый скот. Кроме того, вам необходимо четко и быстро поставленную задачу выполнить, а не сражаться месяц с превосходящим противником. Так что следует серьезно подумать, сколько предстоит открыть дверей и каких. Возможно ли огневое сопротивление. Если да, то откуда, какими средствами и как его быстрее всего подавить. Может, простых автоматов мало и стоит гранатометик присмотреть? По собственному опыту могу кое-что посоветовать. Не берите оружие только потому, что понравился его внешний вид. Скорее всего оно окажется если не вредным, то уж точно бесполезным. Так, если предстоит изоляция объекта внутри одиноко стоящего дома, имеет смысл усадить двух снайперов за стрельбу по окнам и выделить им по комплекту инфравизоров или приборов ночного видения (в зависимости от времени суток). Это позволит уже в первое мгновение активных действий значительно уменьшить количество террористов. А вот во время операции среди массы вагончиков жилого района или штабелей ящиков на складе снайперы нужны, как каноэ в Каракумах. Значительно эффективнее заменить их простыми стрелками, вооруженными девятимиллиметровыми "хеклерами" или Р6. Не забудьте, что всякие химические или магниевые штучки для ваших людей не менее опасны, чем для противника. Если предполагается применить слезоточивый или любой другой газ, то не стоит пренебрегать противогазами. Иначе первыми могут очнуться террористы и перебить всех ваших, а за это уже начальство по головке не погладит.

Когда со снаряжением наведен порядок, самое время приступить к планированию предстоящей операции. Вообще-то, операций очень много предусмотрено. На самые разные темы. Включая и несколько не совсем законных. Например, грохнуть очень плохого дядю в его собственном доме. Насколько я понял, без санкции местного прокурора и без согласования с начальником местной полиции. Поэтому четких рекомендаций не существует. Это как в шашки. Солдат может двигаться и стрелять, а в результате получается увлекательная игра. Собственно, на этом действия подчиненных не заканчиваются. Могут они и бегать, и ползать, и украдкой подбираться. И гранаты швырять могут. И конвоировать. И обездвиживать. Вам же предстоит самым подробным образом объяснить каждому бойцу его маневр. Ну совсем как у Суворова.

Потом стоит все синхронизировать. Видите ли, огневое соприкосновение - штука коварная. Предположим, запланировали вы отправить парочку своих орлов внутрь дома. Так, зайти проверить. А перед зданием - площадь. А огневое прикрытие опоздало на рубеж, безнадежно застряв перед пятиметровым бетонным забором, который преградил путь. Задачу-то они решат, но провозятся слишком долго, а штурмовики побегут, как Матросовы. Грудью на пулемет. Погибнут. Причем зря.

Когда наконец все готово - можно начинать. Вы машете рукой, и план приступил к реализации. Если расчет точен, то все закончится быстро и с медалями. Если нет, то, как в соответствующих боевиках, исправлять все придется по ходу и лично. Это свидетельство очень плохой работы. Как планирование и проведение операции федеральных войск в Чечне. Масса жертв. Острый дефицит самого необходимого. И полнейшая неопределенность в плане выполнения задачи. Любое успешное действие требует планирования. Планирование требует времени. А где его взять, если только что, прямо на глазах, взлетела на воздух заминированная автостоянка, а вместе с ней и практически вся ваша группа? Выжили только вы с напарником. Да и то изо всех окон по вам молотят - головы не поднять. Таким образом, значительно приятнее поднапрячь извилины до, а не в процессе.

Положительные рекомендации, награды и продвижение по службе тесно зависят от успешности выполнения мудрых распоряжений начальства по охране и обороне. В зачет идет буквально все. От длительности огневого контакта до протяженности всей операции в целом. Включая подготовку. Учитывается количество пострадавших заложников и подчиненных. Степень их страданий. И даже количество врагов, захваченных в плен живыми и невредимыми. Если все идет успешно, то и задания становятся интереснее, и выбор снаряжения шире, и желающих попасть под ваше командование значительно больше. При этом их мастерство заметно увеличивается, что не может не радовать. При неудачах, соответственно, все наоборот...

Несмотря на кажущуюся простоту игра затягивает надолго. Как шахматы с достойным противником. Собственно, вся прелесть игры - в шевелении мозгами. Поэтому VGA'шная графика и достаточно грубый интерфейс не слишком бросаются в глаза. Местами он даже воспринимается как своеобразный армейский юмор суровых профессионалов. Не склонных к слюнявой сентиментальности.

Под стать графике и звук. Без всяких музыкальных фонов и специальных эффектов. Только звуки боя, если таковые имеются, да скупые переговоры в эфире. Нечто типа "зеленый-два вышел в точку четыре, конец связи".

Между прочим, именно так все и происходит на самом деле, если работают настоящие профессионалы. Вся активная операция длится считанные секунды и заканчивается чаще всего без жертв. Во всяком случае, среди посторонних. Если же рации давятся матом, если все кругом рушится и громко рыдает автоматический гранатомет, то дело дрянь. Все планы к черту. И во вторую атаку может оказаться не с кем идти...

Надеюсь, вам это не грозит и вашим именем все мировые террористы (без различия взглядов, вероисповедания или национальной принадлежности) будут пугать своих детей...

Александр Запольскиc.

Игра предоставлена фирмой "Видеопечать"



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета