Недешево и сердито, или Снова brand name?

Недешево и сердито, или Снова brand name?

Прочитал я статьи Романа Соболенко "Недешево и сердито" и Юрия Козловского "Компьютер бизнес-класса: что это такое" - и что же? Опять как панацею от всех проблем предлагают brand name, простите, "солидные компьютеры от солидных фирм". А может разберемся, что такое солидный компьютер и солидная фирма? Итак, по порядку: что считать приличным компьютером?

В общем, согласен, что машину Pentium 133-150 c 16 Мбайтами ОЗУ можно назвать приличной. Хотя в совместном заявлении Microsoft и Intel машиной 1998 года назван Pentium 200 c 32 Mбайтами ОЗУ, а если вспомнить репутацию Microsoft, то можно утверждать, что для MS Windows 97-98 и MS Office 98 эта машина будет минимальной конфигурации. Между прочим, некоторые игры уже сейчас требуют 16 Мбайт памяти и даже 32 Мбайта, только чтобы запуститься (например, Eraser). Что касается винчестера, если учесть прожорливость 32-разрядных приложений (MS Office, например) и сделать запас на будущее (он ведь кармана не тянет), то 2 Гбайта будет в самый раз.

Теперь о компьютерных таблицах и ценах. В компьютерных таблицах, которые печатаются в "КГ", приводится базовая конфигурация того или иного компьютера и его цена. В них намеренно не указано дополнительное оборудование, чтобы покупатель мог выбрать нужную машину за приемлемую цену, не ломая голову, сколько будет стоить точно такая же, но без "перламутровых пуговиц" - CD-ROM или SB16. Когда же вы выбрали базовую машину, можно оговорить дополнительное оборудование, которое вы хотите, чтобы продавец установил (за дополнительную цену, конечно). А можно сделать еще проще - написать желаемую конфигурацию и отдать продавцу. Многие фирмы в течение дня соберут требуемый компьютер, если не заказано что-нибудь экзотическое. И никаких комплектующих и самостоятельной многомесячной сборки.

Вернемся к "солидным". Brand name переводится как "громкое имя", а громкое имя - это прежде всего реклама. Чем громче имя, тем больше рекламы, а за нее, как известно, надо платить нам, покупателям. Поэтому brand name всегда будут дороже компьютеров любой сборки. Вы согласны платить за чью-то рекламу? Могут возразить, что реклама помогает выбрать оптимальный компьютер. По каким критериям? Цена/производительность? Надежность? Срок гарантии? Начнем с критерия цена/производительность. По-моему, этот критерий придумали маркетинговые службы компаний brand name, чтобы затушевать недостатки и подчеркнуть достоинства своих изделий. Итак, выберем из таблиц "КГ" несколько компьютеров следующей конфигурации: р-133, 16 Mбайт памяти, кэш второго уровня на 256 Кбайт, винчестер на 1,024 Мбайта, монитор 14" 0.28, PCI-видеокарта 1,024 Кбайта - и сравним:
Модель Цена
VP-41 870
Sky P-133-16/1300 820
Dell OptiPlex GsL * 1215 (без монитора)
HP Vectra VE3 * 1300
* отмечены компьютеры brand name Видно, что по цене компьютеры местной сборки вне конкуренции. А по производительности? Без серьезных испытаний - не ответить. В литературе и периодике утверждается, что brand name производительнее при той же конфигурации, - поверим. А теперь давайте посмотрим на это с точки зрения покупателя. Допустим, на покупку компьютера мы (или нам) выделили $1,400 и перед нами стоит вопрос - что выбрать? В литературе хвалят и HP, и Dell - и производительность выше, чем у "наших", и качество, и гарантии 3 года, и по цене подходят. А давайте выберем "наши". При таком выборе мы экономим $300-400. Этих денег вполне хватит, чтобы оснастить машину процессором p-166 и дополнительными 16 Мбайтами памяти.

А теперь вернемся к производительности - кто-нибудь сомневается, что машина с p-166 и 32 Мбайтами производительнее р-133 с 16 Мбайтами, но brand name? Можно возразить, что необходимо сравнивать с такой же конфигурацией. Можно, сравнивать можно по-разному. Есть много способов выбора оптимального решения при наличии нескольких критериев. Один из них - зафиксировать один из критериев (обычно наиболее важный) и сравнивать остальные. Вопрос, что важнее - цена или тип процессора. Перед вами вряд ли стоит задача купить именно р-133, скорее, машину не хуже р-133 за $1,400. Иными словами, важнее цена, вот ее и надо фиксировать при сравнении.

Теперь о надежности. Договоримся не учитывать откровенно кустарное производство. Отчего зависит надежность? От качества комплектующих (как микросхем, так и готовых узлов), условий хранения, транспортировки и т.д. Качество комплектующих у разных производителей отличается не сильно (микросхемы одни и те же, а технология изготовления сходная), при соблюдении условий транспортировки, хранения ухудшиться оно тоже не может. Тогда за счет чего у brand name оно выше? За счет того, что там компьютер собрали люди в фирменной спецодежде, а здесь "китайские товарищи"? Не верю.

Дело в том, что надежность любого изделия можно оценить заранее, но для этого надо обладать специфичной информацией. Brand name ее может получить и использовать, а местный сборщик - нет. Так и рождается миф о высокой надежности изделий brand name. Здесь речь не идет о специальных средствах и мероприятиях, повышающих надежность (например, о промышленных компьютерах).

С надежностью очень часто связывают срок гарантийного обслуживания, считая, что чем выше срок гарантии, тем надежнее система. А ведь это не так. Фирма может заявить любой срок гарантии независимо от качества (конечно, если качество хуже некуда, то она просто обанкротится, но это случится в любом случае). Реально срок гарантии определяется целым рядом причин, надежностью в том числе. Давайте посмотрим на срок гарантии с другой стороны. Когда покупаем компьютер, мы оплачиваем и гарантийное обслуживание, хотя и не полностью, однако чем дольше срок гарантии, тем больше платим. Например, фирмапроизводитель оценивает надежность своих компьютеров в 5 выходов из строя на каждую тысячу в течение года. Тогда гарантия на год будет стоить 0.5% стоимости компьютера.

Тут необходимо учесть еще вот что: чем дольше компьютер работает, тем выше вероятность его выхода из строя. Изнашиваются движущиеся части, из-за нарушения теплового режима может повреждаться структура кристалла (повреждения небольшие, но накапливающиеся и могут привести к выходу из строя), нарушаются условия эксплуатации (машину перенесли и включили вчера, а заземление будут делать только завтра) и т.д. В результате количество выходов из строя за два года будет уже не 10, а больше, например 12, соответственно и гарантийное обслуживание будет 1.2% от стоимости машины (имейте в виду, что цифры взяты с потолка, реальные значения можно получить только у производителя).

Реально стоимость гарантийного обслуживания определяется сложнее, мы, например, не учитывали содержание службы поддержки, которая обеспечивает гарантийное обслуживание. Для снижения затрат многие фирмы (brand name в том числе) могут повторно устанавливать исправные компоненты (снятые с возвращенной машины) в новые компьютеры и т.д. В итоге получается, что чем дольше гарантия, тем больше приходится переплачивать, а ведь никто не может гарантировать, что вам придется воспользоваться гарантийной службой (правда, и обратного тоже).

В общем, если перефразировать классика, можно смело написать: платить, платить и платить.

Что касается ноутбуков. По-моему, их стоит покупать, только если вам приходится много разъезжать и необходим компьютер в дороге. В остальных случаях это напрасная трата денег. Почему? Ноутбук - это переносной компьютер, то есть он должен быть небольшим. Но в этом же его главный недостаток. Сравните, например, клавиатуру ноутбука и обычную или эргономичную. Есть разница? А ведь это удобство работы. Есть, правда, раздвигающиеся клавиатуры на некоторых ноутбуках, но они все равно меньше стандартной. Да и сколько она прослужит, если ее раздвигать/сдвигать каждый раз, включая компьютер? Кроме того, экран у ноутбука хоть и близок к 14" монитору, но все же меньше (например, у Goldstar 1468 - размер видимой области больше 13"). Но кто вам мешает приобрести 15" или 17" монитор - по цене все равно будет выигрыш. А если учесть, что современные 15-20" мониторы оснащаются трубками Trinitron, то никаких проблем с "арбузностью" не будет. И еще один недостаток экранов ноутбуков: максимальное разрешение ноутбука обычно 800 х 600 точек (для маленького экрана и этого много), а что будет, если установить разрешение 640 х 480? Изображение на экране станет ужасным. В этом режиме каждую точку изображения отображают или один элемент экрана, или два (зависит от того, четная строка или нет). Чтобы представить более наглядно, сделайте вот что: в MS Paint загрузите любую картинку, выделите ее и уменьшите в 1.5 раза, а затем растяните до первоначального размера. Ну как, нравится? Еще один недостаток ноутбука опять связан с его размерами. Чтобы сделать его компактным и экономичным, разработчикам приходится все, начиная от процессора и до экрана и устройств ввода, разрабатывать специально, а это стоит денег. А вообще за нас можно порадоваться. У нас на рынке появился Tecra 730 CDT - вещь вроде и неплохая.

Илья Иванов


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 1997 год в рубрике разное :: мелочи жизни

©1997-2024 Компьютерная газета