Версаль, дворец и эпоха

Версаль, дворец и эпоха



Семнадцатый век. Западная Европа. Королевство французское. И вот уже встают перед глазами бессмертные мушкетеры - Атос, Портос, Арамис и шалопут д'Артаньян. Кардинал Мазарини, плетущий хитроумнейшие интриги. Белокурая бестия - миледи. Все это необычайно красочно описал Дюма в романах.

А вот место, в котором произошло большинство описанных событий, дворец Версаль, было создано раньше. Как-то надоело до чертиков тогдашнему королю, четырнадцатому Людовику из рода Бурбонов, однообразие и обветшалость монарших резиденций - дворцов Трианон и Марли. Морально устарели и для дальнейшего постоянного проживания перестали подходить. На охоте заехать, стаканчик вина пропустить - еще куда ни шло, а жить - нет уж, извольте. Необходимо что-то новое, современное и непременно великое. Чтобы и послов не стыдно было принять. Да и чтобы было чем перед соседями похвастать. Ради такой благороднейшей цели он решил перестроить старое отцовское имение в Версале.

Началось это в 1661 году и затянулось аж до 1687. Зато как получилось! До сих пор Версаль сияет драгоценной жемчужиной в дворцовом ожерелье Франции. Под чутким королевским руководством мастера такое чудо сотворили, что сам Петр Алексеевич (он же ПетрI) позавидовал. Именно дворцу в Версале мы обязаны началом строительных работ в Петергофе.



Там, где ведется строительство, всегда есть деньги. А где деньги, там и подряды на работы. А где одновременно деньги и подряды - там, само собой, конкуренция. Добавьте сюда козни родовой знати. Хроническую грызню среди королевских отпрысков за право сидеть в Тронном зале, когда все вокруг обязаны стоять. Окуните все это в истерию религиозных столкновений (гугенотов помните?) - получится непередаваемая романтическая атмосфера второй половины семнадцатого века Франции. С ослепительным блеском богатства, с крайне изощренным коварством и солидной долей жестокости пополам с благородством.

Вот эту-то атмосферу и попытались передать специалисты фирмы Cryo совместно с Canal+Multimedia, создав игру Versailles. Естественно, про интриги, раз действие происходит в 1685 году. Само собой - квест, ибо распутывать хитросплетения интриг посредством ручного противомонстрового автоматического лазерного гранатомета совершенно неудобно. С головоломками, логическими задачами, тупиковыми ситуациями и пространственной болтовней на околовсяческие темы.

Игра получилась обычная. Не хуже и не лучше других. Есть некая тайна. Есть парочка недовольных артистических личностей, постоянно сетующих на вечные козни явных и тайных злопыхателей. Есть вы - в роли Лаланда, порученца некоего сеньора Бонтемпса, королевского валета (нечто среднее между тайным советником, секретарем и личным помощником короля). Под вашим чутким руководством Лаланд бродит по всяким закоулкам дворца, собирает различные предметы (от обрывков веревки до бильярдных киев) и пытается найти им применение. Он, то есть вы, то есть он, но по вашему прямому приказу, подслушивает чужие разговоры и сам несет всякую ахинею. Все это делается, как оказывается потом (а вы начинаете смутно догадываться где-то между первым и вторым игровыми компактами), не ради тяги к подглядыванию, а ради раскрытия тайного заговора против ныне здравствующего короля. И предстоит вам не только пальцем в заговорщиков ткнуть, но и доказательства неопровержимые предоставить. Причем на все про все отводится один-единственный день.

Собственно, больше о сюжете и говорить нечего, не Doom же, в конце-то концов. Да и вы, надо полагать, не маленькие... Если бы не одна маленькая тонкость. Среди авторов и распространителей Versailles в титрах присутствует Reution des Musees Nationaux (RDMN), ну совсем не игроделательная контора, ибо занимается она французскими национальными музеями. Содержит, ремонтирует, просветительствует. Малость историю исследует.

Именно эта скромная контора на обложке компакта, пусть и исторического, и привлекла внимание. Как оказалось потом, интуиция не подвела. Ребята из RDMN заставили программистов из Cryo создать настоящий игровой шедевр. Такого, судари мои, вы еще ни в одной игре не видели и, наверно, еще не скоро увидите.

Вся игра проходит в настоящем дворце второй половины семнадцатого века. В Версале. Именно таком, каким он был в 1685 году. И дело не в трехмерности происходящего. Дело в его реальности. Так, если вам вздумается вдруг замереть и прикинуться шкафчиком, то стоять этот шкафчик будет на фоне шелковых обоев и вы сможете даже рисунок на них рассматривать. Не скопище мутных квадратиков, а узор, вытканный на ткани. Причем абсолютно идентичный настоящему. В виртуальном дворце смоделировано буквально все! От наборного паркета до росписей по стенам и потолкам. Одних только картин авторы изобразили аж двести штук! Про всякие там люстры и светильники я даже не говорю. Это само собой... И всю эту красоту вы можете детально рассматривать, не отрываясь от процесса. Просто натуральная и очень интересная экскурсия, а не игра-бродилка. В свое время мне довелось посетить Петродворец, так что есть с чем сравнивать. Конечно, хоть Cryo и разработала уникальную OMNI 3D-технологию, но заменить настоящую живую экскурсию ей не под силу. Однако когда вы в последний раз были в Версале или в Сан-Суси? То-то и оно.

Игра не может полностью заменить экскурсию реальную, но впечатление производит просто неизгладимое и потрясающее. Особенно если на большом мониторе с хорошей цветопередачей...

Даже если вы и не собираетесь играть, то можно просто побродить по дворцу и откровенно полюбоваться. Тем более в игре предусмотрена целая справочная система по тому времени, в которой есть все. От истории строительства самого дворца до самых известных персонажей того времени. Ни один лектор или экскурсовод вам не расскажет подробнее и интереснее.

Только просто бродить зевакой по этой красоте - значит пропустить самое интересное. Ведь игра происходит при королевском дворе. О том, как прорисованы трехмерные персонажи, а их более тридцати, я лучше промолчу. Это просто надо видеть. Но дело даже не в них, а в ощущении собственного присутствия при происходящих событиях. Приемы. Выходы. Аудиенции. Дворец буквально живет той жизнью. Такого вы ни на одной экскурсии не ощутите. Венцом этого исторического чуда является сорокаминутный саундтрэк музыки барокко, совершенно ненавязчиво звучащий в качестве фона.

Получилась замечательнейшая ролевая приключенческая игра на тему средневековья. Она настолько выделяется, что ее стоит попробовать пройти, даже если вы не страстный поклонник RPG. Хотя бы для общего образования. Ибо когда еще вы сможете смотаться во Францию ради осмотра исторических достопримечательностей? А так, нет проблем и за совершенно смешные деньги.

Александр Запольскис. Игра предоставлена фирмой "Видеопечать"


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2022 Компьютерная газета