Добро пожаловать в самые главные?

Добро пожаловать в самые главные?



Сколько можно обсуждать реалии жизни? Судачить на темы добра и зла, правильности и ошибочности? Сколько можно вечно находиться в оппозиции и довольствоваться брюзжанием в стиле "я же предупреждал!.."? Мудрецы говорили: желающий ищет путь решения, а нежелающий - препятствия.

Ладно, ладно, ладно. Вспомните историю. Все великие вначале преодолевали чудовищные препоны. Думаете, Ломоносову было легко притащиться из дремучего медвежьего угла в первопрестольную и основать Академию? Джордано Бруно, можно сказать, сгорел на работе при большем стечении народа. Петра Великого сломило кормило власти. В общем, хватит ныть. Тяжело было всем и во все времена. Титанический труд, судари мои, и голова - вот и весь рецепт архимедова рычага. Точек опоры вокруг предостаточно.

Что значит "зачем"? По самым скромным подсчетам невооруженным глазом на небосводе в ясную ночь можно различить около двух с половиной тысяч звезд. Профессиональные астрономы следят уже почти за десятком миллионов далеких и близких (по их меркам) небесных светил. Математики полагают, что, с учетом звезд с Земли не видимых, цифирь уже дотягивает до сотни миллиардов. Сто миллиардов звезд только в нашей Галактике! Теория вероятности однозначно доказывает наличие планет хотя бы у некоторой части их. Есть планеты - есть жизнь. Пусть в одном случае из тысячи, но есть. Какая - неизвестно. А вдруг такая же, как наша. Пусть не по внешнему виду, хоть по характеру мыслей и стремлений. Если это справедливо хотя бы отчасти, то работы - поле непаханое!


Кто сказал, что повышение уровня научных знаний однозначно понижает агрессивные склонности?! Покажите этого умника. А лучше загоните его в библиотеку и пока историю открытия Африки, Америки и Азии не изучит - на свет Божий не выпускайте. Эрнан Кортес с сотоварищами для ацтеков и майя олицетворял, по современным меркам, двадцать третий век. Пушки. Галионы. Для коренных жителей Латинской Америки все это - как антигравитационный двигатель для нас нынешних. Это гораздо позже ученые с превеликим удивлением обнаружили великие научные достижения древних. Значительно превосходящие тогдашние открытия в Европе. Какая жалость! Нет больше майя. Вымерли все. Про Африку мы даже и начинать не будем. Хорошо хоть за последние сто лет негров за людей считать стали, а то ведь были и иные времена... В просвещенных Соединенных Штатах индейские резервации до сих пор существуют. Перечень только самых убойных примеров неисчерпаем. Например, покупка Манхэттена за пять долларов...

Ладно, хватит лясы точить. Если всякие там зеленые человечки еще не заполонили наши улицы и площади, это еще не означает, что такое не произойдет уже завтра. Нация возлагает на тебя все свои надежды. Полномочия себе сам назначишь. Мировая общественность заранее согласна. Под свое начало получаешь абсолютно все. От промышленности до армии и бюджета на научные исследования. Давай, кухонная оппозиция, покажи, на что способна! Хит всех времен и народов фирмы Microprose - звездная стратегия Master Of Orion в конце прошлого года обрела новое рождение. Вторая часть получила название Battle At Antares. С первого взгляда эта игра не производит сколь-нибудь приятного впечатления. Достаточно ограниченный интерфейс. Маловразумительная звездная карта. Невнятные надписи. Однообразные планеты, набор которых вызывает уныние. Графика эпохи PC/AT 386. Управление набивает оскомину. Просмотрел доклады. Глянул в отчет госкомстата - сравнил итоги. Наметил ориентиры на следующую пятилетку. Раздал ценные указания. Лично вмешался, если нужно. Перетасовал кадры. Послов принял или сам на аудиенцию съездил. Нажал кнопку следующего хода. Потом цикл повторяется. Ни тебе мрачных запутанных коридоров, в коих так приятно звенят стреляные гильзы по каменным полам да пули рикошетят по стенам. Ни величественных замков, по которым с восторгом будет палить ствольная артиллерия всех калибров. Ни покрытых кустиками холмов, меж которыми так любит скакать кавалерия. Нет даже самого захудалого домика с привидениями или трупом в шкафу. Просто тоска.

Вся игра сводится к общему руководству. Правда, руководству глобальному. Выбрав в самом начале один из семи уровней сложности и один из четырех размеров галактики (игрового поля), уточнив стартовое техническое состояние собственного мира (всего три градации) и принцип формирования планет (один из трех возможных), быстренько назначаете своему человечеству звучное и емкое название, широко обнародуете свое имя (его достоверностью никто не интересуется) и приступаете к игре. Вот тут-то и начинается самое сложное.

Оказывается, что подчиненное мировое научное сообщество в поте лица своего трудится по восьми фундаментальным направлениям. Конструирование. Энергетика. Химия. Социология. Вычислительная техника. Биология. Физика. Военные технологии. Причем каждое направление включает в себя до пяти ключевых тем. Все, как в жизни, требует денег и ресурсов. И, как в жизни, все больших и больших. Если завершение работ по проекту гидропонной фермы стоит восемьдесят денежных единиц и укладывается в пять-восемь ходов, то биологический купол (автономная подземная ферма для производства продуктов питания) обходится уже в пятнадцать раз дороже и создается в пять раз дольше.

Это вам не примитивный WarCraft с его простейшими производственными соотношениями "два лесоруба на одного рудокопа". Вам, как единственному крайнему, предстоит поломать голову над вопросом, отдать ли две тысячи и пятьдесят ходов за титановую броню или тысячу пятьсот за псионный компьютер. Китайская мудрость гласит: каждый шаг открывает множество новых дорог. В Master Of Orion II вы это поймете со всей наглядностью. Усилия, приложенные в нужном месте и в нужное время, могут сэкономить массу ходов и денег, ибо, кроме оговоренной цели, способны привести к важнейшим открытиям в сопутствующих направлениях. И наоборот. Особо опасны перекосы.

Хочу сразу предупредить: ни в коем случае не стройте свой вариант развитого социализма! Чрезмерный перекос в военную сторону сильно подорвет всю экономику, значительно замедлит общие темпы развития вашей цивилизации и приведет, как ни печально, к значительному отставанию от вражеских миров. Через одну-две сотни шагов вы с горьким удивлением внезапно обнаружите себя "счастливым" обладателем гигантского парусного флота, когда соседи уже давно обзавелись бронированными дредноутами. Насколько я помню историю, именно так Швеция потеряла свое господство на море. Кроме того, враг (особенно пока он остается таинственным) может попробовать испытать на вашей планете свое химическое или биологическое оружие... Естественно, при полном официальном отрицании своей причастности к такому варварскому акту. Если ваша экономика на последней грани, то такой террористический акт может привести к массовой смерти населения планет от голода, и галактического господства (республике, федерации и т.п.) не видать, как живого единорога.

В общем, баланс необходимо соблюдать. Равновесие. Иначе упасть можно. И чем позже, тем больнее. С другой стороны, опыт Югославии тоже не бесполезен. Если вновь открытый мир может порадовать только глаз потомственного альпиниста, то не стоит пытаться развивать на камнях сельское хозяйство. Даже если что-нибудь и вырастет, то обойдется такой сельскохозяйственный эксперимент на вес золота. Значительно дешевле бананы и парную говядину транспортными кораблями возить из более благоприятных мест. И ускорять исследования в области изменения климата и улучшения почв.

Все эти труды праведные и ночи бессонные не страсти ради, а дабы не сплоховать перед соседями. Даже если очень долго не слышно про братьев по разуму, это вовсе не означает, что таковые отсутствуют вовсе. Кроме вас, неповторимого, в космических просторах живут и развиваются еще тринадцать рас, в одной игре вы можете столкнуться максимум с семью. Их количество задается в самом начале и секрета не составляет. Зато конкретное лицо (способности, хитрость, агрессивность, ресурсы) соседа по космической коммунальной квартире до столкновения абсолютно непредсказуемо.

Если повезет, то столкнетесь с Elerians - амбициозными и туповатыми феодалами. Кроме первоначальных трескучих заявлений о невозможности совместного проживания других неприятных внезапностей можно не ждать. Если, конечно, вы прилично обставите их в масштабах научных исследований и темпах промышленного строительства. Они очень быстро инициируют подписание массы торговых и прочих дружественных договоров. Подписывайте смело. Потом купите у них недостающие технологии и спокойно идите дальше. Даже если все прочие торговые предложения Elerians вами будут без разговоров отклонены, то это нисколько не скажется на "теплоте отношений и взаимном уважении".

Совершенно по-другому себя ведут, например, Trilarians - крайне агрессивная диктатура. Размножаясь как саранча, они быстро занимают все свободное жизненное пространство и сразу же требуют "скромных подарков" в виде приглянувшихся планет. Малейший отказ приводит к войне, ибо на момент столкновения уровень развития Trilarians может значительно опережать ваш собственный.

Необходимость одновременно контролировать достаточно большое количество параметров способна привести к анекдотичной ситуации. Ваши ученые уже успешно освоили технологию мезонного ракетостроения, поглощающие экраны и протонный двигатель, а по досадному недосмотру со стапелей все еще продолжают сходить устаревшие прогулочные яхты с единственной сигнальной хлопушкой на борту. В отличие от других стратегий, новое научное достижение не приводит к его автоматическому внедрению в производство. Хоть вы и великий президент или император, а придется лично сесть за кульман и сконструировать новейшую посудину с учетом передовых технологий. И только после принятия на вооружение вашего свеженького творения заводы смогут приступить к производству.

Устаревшие корабли значительно эффективнее пускать на металлолом, чем накапливать для массового наступления. В бою их скорее всего поголовно уничтожат. Если же вы их спишите в утиль, то полученное вторсырье можно будет использовать для более современных построек. Кстати, такой хлам вполне способен добраться до верфей своим ходом, так что совершенно незачем занимать дефицитные трюмы транспортников.

Как я уже говорил, с первого взгляда игра не производит эпохального впечатления. Честно говоря, все попытки хоть слегка в ней разобраться диктовались исключительно любознательностью. Как-никак кроме варианта для PC еще существуют, и очень успешно, несколько вариантов аналогичных игр по переписке (РВеМ Galaxy и Galaxy Plus, Atlantis и Dragon's Galaxy) с подозрительно похожими правилами и методом игры. Недаром же в них играют миллионы человек. В общем, разбирался я разбирался и взглянул на часы. Каково же было удивление! Оказывается, неинтересная игра затянула на пять часов, и уже скоро взойдет солнце. Настоящее. Не виртуальное. Это тем более удивило, если учесть, что в мои руки попала хакерски русифицированная версия.

Русификация требует особого внимания. Не спорю, приятно читать всяческие сообщения и развитый "хелп" на родном языке. Особенно при немереном их количестве и большой значимости. По большому счету, можно пережить слишком буквальный перевод английских терминов. Можно было и не переводить список "лидеров", "артистов" и "предводителей". Более чем уверен, что настоящие разработчики Master Of Orion II вкладывали в них совершенно иной смысл. Можно даже закрыть глаза на расширение списка разработчиков игры группой "хакеры". Все-таки трудились люди. Взламывали. Тиражировали. Вот только зачем хвастать плохой работой? Доставшаяся мне версия упорно вываливается при попытке модифицировать уже имеющийся тип корабля или станции и вываливается через раз при конструировании нового. Причем ошибка однозначно связана именно с корявой русификацией. Проведенный опрос продавцов на "Динамо" подтвердил наличие похожих проблем и в других релизах "полной русской версии". Некоторые поставщики даже снижают цену на эту игру из-за ошибок. В общем, если надумаете пополнить собой армию поклонников орионовских "мастеров", то предварительно убедитесь в полной работоспособности покупаемой версии. Или хотя бы в возможности получить свои деньги назад в случае возникновения проблем. Если же английский язык для вас как родной - берите обычную английскую версию и не имейте головной боли.

В общем и целом после добрых двух десятков игровых часов Master Of Orion II захватывает даже противников стратегического жанра. Скука вам не грозит. Дело в том, что даже самый запутанный думмовский коридор статичен. Всяческие кнопки, двери, лифты или тайники находятся всегда на одном и том же месте. Да и весь выбор в игре сводится к дилемме пальнуть ракетницей в толпу издалека или подойти и расстрелять в упор из ремингтона. На худой конец, даже самый зеленый, но терпеливый стрелок с помощью "сохраненок" способен пройти самый навороченный уровень.

Черта с два подобная тактика сможет выручить в Master Of Orion II. Даже восстанавливая ранее сохраненную ситуацию, вы не повторяете ее полностью. Игра многолика и обаятельно полиморфна. Множество путей развития науки позволяет создавать абсолютно уникальный алгоритм игры. А ведь я еще ничего не сказал о возможности изменить облик самой вашей расы. Достоинства и недостатки, полученные вместе с биологическим видом вашего народа, не являются на веки застывшими. Через некоторое время предстоит задуматься над исправлением самых явных ошибок, допущенных матушкой-природой. Эти изменения, в свою очередь, снова изменят ситуацию и откроют новые возможности.

Наличие многовариантного дипломатическо-торгового направления вносит в игру потрясающую реалистичность. То, что не удалось самостоятельно открыть, можно купить. Занятую противником планету или планетную систему удается заполучить иногда даже без боя. Конечно, если ваш авторитет, промышленный и военный потенциал находятся на должном уровне. Не менее значимым отличием Master Of Orion II от прочих стратегических поделок является возможность заключения военного союза с одним (или несколькими) оппонентами, даже если за них играет компьютер. Более того! Вы сможете лично покомандовать совместным флотом. Правда, союзники очень болезненно относятся к любым вашим полководческим промахам и прекращают посылать своих на верную гибель ради достижения ваших целей.

Гибкая, опробованная в веках политика "кнута и пряника", а также знаменитая "разделяй и властвуй" позволяют если и не избежать неудобной войны, то хотя бы оттянуть ее начало до более подходящего момента. Например, до окончания очередного этапа вашей кораблестроительной программы и сосредоточения внушительного (читай - многократно превосходящего) флота в точке предполагаемого сражения.

О сетевых возможностях умолчу. Их наличие уже стало обязательным атрибутом любой уважающей себя современной игры. В общем, надоест компьютер - поищите ближайшую сеть или модем, и Master Of Orion II снова станет потрясающе интересной игрой. К тому времени, когда удастся победить всех друзей и знакомых, наверняка выйдет следующая версия и звездная экспансия никогда не прекратится.

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета