Age of Sail

Свистать всех наверх!



Мы уже две недели были в море. Шли из Плимута на Барбадос. Погода стояла ясная. Ровный попутный бриз, баллов восемь, надувал паруса. Волны в три балла лениво покачивали фрегат. Солнце уже встало и разогнало утреннюю дымку.

Я завтракал. Так приятно выпить чашечку крепкого кофе утром, после завтрака. Когда "Юнион Джек" уже гордо реет на флагштоке и команда трудится над внешним видом горячо любимого судна. Надраивают палубу. Полируют орудийную бронзу. Штопают парусину и тренируются в плетении пеньки. Просто идиллия. Что бы там ни рассказывал падре, а райские моменты и на бренной земле бывают. Точнее в море.

Вижу вымпел на правом траверсе - голос впередсмотрящего из вороньего гнезда, как проповедь на доброй пирушке, портит всю картину. Вижу два вымпела. Нет, три. Беру подзорную трубу и подхожу к планширу. Так и есть. Господь наградил Джека хорошими глазами. Надо будет проставить парню двойную порцию грога. Ладно, это все лирика.



Итак. Рассмотрим диспозицию. Против нас два корвета и фрегат. Определенно американские. Вот и полосатый матрас уже отчетливо виден. Странный народ эти янки. Даже приличный флаг себе придумать не смогли. А наглости-то, наглости... Ну куда этим простофилям тягаться с флотом Ее Величества?! Вы только посмотрите. Они ведь напрашиваются на хорошую драку. Повернув "все вдруг", американцы явно направились в нашу сторону. Ладно. На то и мы в море, чтобы всякие оборванцы тут не шастали. Чем мы располагаем. Тридцать шесть пушек. На первый взгляд, маловато. Против нас аж шестьдесят. Но скорость у нас повыше и ветер наш. Драке быть! Свистать всех наверх! Право руля! К бою! Порты открыть! Заряжать ядрами! Такелажную команду на ванты! И пришел в движение механизм. Боцман эхом повторил команды.

Экипаж рванулся согласно боевому расписанию. Заскрипел остов фрегата. Зашуршала разрезаемая форштевнем вода.

Какая красота! Лазурь вокруг. Паруса трепещут. Десяток орудий в окнах портов. Вражеская эскадра белоснежными птицами приближается. Напряжение возрастает.



На гроте американского флагмана взвивается вереница сигнальных флагов. Громада фрегата начинает разворот на параллельный курс. Опаздываете, господа каторжники! Мой красавец уже поворачивается. Сектор огня вот-вот накроет цель. Еще чуть-чуть. Еще немного... Первому и второму декам левого борта - огонь!!! Корабль содрогается бортовым залпом и скрывается в клубах порохового дыма. С жутким свистом улетают ядра. Ждем попаданий. Пока они летят, надо бы увернуться от ответного выстрела. В море - как в рыцарском поединке: ударил, увернулся, опять ударил. Вот головной "американец" скрылся в пороховом дыму. На вантах - поворот оверштаг! Ветер уносит клубы дыма и открывает взору радостную картину всплесков вокруг цели. Залп накрыл цель. Правда, и нас малость зацепило. На корме стекла побило, и в борту прибавилось дырок. Не беда. Плотники уже приступили к ремонту. Первый корвет прошел точку поворота и произвел залп. Опоздали, оболтусы. Мы уже в мертвой зоне, а они нет. Левому борту - огонь, и головной фрегат получает очередную порцию "подарков".

Ситуация идеальная, как в учебнике. Мы выиграли качество. Американцы, совершив поворот, стали против ветра и потеряли маневренность. Их скорость упала. Эскадра превратилась в чудеснейшую мишень. Брамсели убрать! Фоки подтянуть! На вантах закипела работа. Площадь парусов сократилась, и мой фрегат стал терять ход. Пока янки развернутся, мы вполне успеем залепить минимум три залпа. А если повезет, то четыре. Дистанция между нами неумолимо сокращается. Канониры на деках, черные от пороховой копоти, пляшут вокруг орудий. От вражеского огня потерь почти нет, и наши залпы не теряют убойной силы.

А подлым янки достается все больше. Дистанция зловеще сокращается. Вот уже дигель-блоки можно без подзорной трубы различить. Первый залп. Канониры вертятся, как черти в святой воде. Наша виктория сейчас в руках этой чумазой братии. Второй залп. Ура-а-а! Янки порвали строй. Хриплый ликующий рык команды на мгновение перекрывает канонаду. В эскадренном бою огромную роль играет количество орудий, вес бортового залпа и скорость перезарядки. Все достоинства и недостатки компенсирует строй. Успеваешь сделать один выстрел. Идешь вдоль вражеского строя, а по-другому просто невозможно, и тебя пинает каждый, кому не лень. Иные молодые горячие головы уже в первом бою не доходили до конца чужого строя. Когда стенка на стенку - еще могут быть варианты, а в одиночку - ужом вертеться надо. Если же противник порвал строй, фортуна вам явно улыбнулась. Теперь каждый за себя, а победа зависит от мастерства капитана и везучести корабля.

До американского фрегата уже рукой подать. Четко различимы фигурки матросов на вантах. Левому борту - бугелями зарядить! Сейчас мы наведем порядок в их парусном хозяйстве. Бугель - это два ядра, скованные цепью. Далеко такая сладкая парочка не достает. И высокой пробивной способностью не обладает. Но вы только посмотрите, как чудненько сносит такелаж. С какой легкостью рвутся канаты и всяческие концы.

Есть такая беда на парусном флоте - паруса. Они крепятся к вантам, таким горизонтальным брусьям на мачтах. Вы в порту когда-нибудь бывали? Ну, на худой конец, картины Айвазовского видели? Парусные суда там видели? Ну вот. Эта белоснежная красота в прямом смысле слова привязана множеством концов и ими же управляется.

От каждой мачты к бортам тянутся десятки канатов. По ним еще штормтрапы проложены. Эти веревочные лестницы еще служат для удержания мачт при ветровой нагрузке. Мачты-то деревянные, а значит, поломаться могут. Мало, что команду подавят, судно потеряет ход. В бою это верная смерть. Даже скромный корвет не способен ходить на веслах. Не говоря уже о фрегатах и тем более линкорах. Это мы сейчас и продемонстрируем янки со всей наглядностью. Левому борту - огонь! Раздавшийся грохот звучит приятнейшей музыкой. Все застилает пороховым дымом. Когда он развеивается, становится ясно, что "подарок" понравился. Фок-мачта фрегата представляет жалкое зрелище. Искалеченная команда горохом сыплется вниз. Это вам не светский прием. Тут, знаете ли, война идет.

Успех впечатляет, но до победы далеко. Левому борту - пол-фунта на ствол. Это такие симпатичные маленькие ядрышки. На манер картечи. На малых дистанциях борт корежат квадратными футами, вместе со всем, что встретят на своем пути.

Тем временем корветы занялись отсебятиной. Нарушив строй, они взяли значительно левее, надеясь поймать меня на самой границе сектора огня и этим вынудить подставить борт под полный залп сильно помятого, но еще довольно опасного фрегата. Они что, в самом деле думают, что я опия обкурился? С какой это стати мне обходить этих сопляков левым бортом? Пока суд да дело, пока команда под огнем на вантах с парусами возиться перестанет, пока инертная туша судна закончит маневр и опять разгонится... я со всей командой получу персональные приглашения на банкет к Нептуну и буду не в состоянии отказаться. Учебники кораблевождения вообще-то именно так и учат. Но если бы я по книжкам воевал, то уже давно стал бы рыбьим кормом.

Левому борту - беглым, огонь! Их фрегат закончил поворот и вот-вот начнет огрызаться. Их понять можно. Кому понравится получить по морде и не дать сдачи? Так и есть. Грохот. Дым. И пятнадцатифунтовые ядра с громким треском дырявят борт и гробят чистейшие матросские души. Какой садизм! Если прибавить парусов, то удастся быстро проскочить. Ибо ветер пока на нашей стороне. Правому борту - бугелями! Левый борт постоянно гремит выстрелами и полностью скрыт дымом. Не беда. Дистанция столь мала, что и слепой не промахнется.

Эй, на руле, три румба левее! Через считанные минуты корветы в секторе огня правого борта. Правому - залп! Теперь уже все имеющиеся орудия вступили в игру. Вот она, редкая возможность слегка уравнять наши шансы.

Тут наконец их фрегат полностью теряет ход и выбрасывает белый флаг. Ладно, потом разберемся. Пора объяснить корветам всю опасность плаваний в этих водах. Тут уж дело времени. Мы их превосходим и в скорости, и в весе залпа. Отсутствие у противника верховного командования нам только на руку. Один час грациозного порхания по лазурному морю с криками, треском, яростной стрельбой - и дело сделано. Один фрегат потоплен, а второй взят на абордаж.

Мы, остатки команды, наслаждаемся очередной скромной победой.

Фирма Talon Soft выпустила игру с поэтическим названием "Век парусов" (Age of Sail). Компакт-диск сопровождается множеством рекламных заявлений, вселяющих нешуточный оптимизм. И стратегия морская. И 3D. И в реальном времени. И прочая, и прочая, и прочая...

Правда, демонстрашка несколько настораживает и наводит на мысли о скромности бюджета. Она очень короткая, полностью рисованная и идет в маленьком окошке в центре экрана. Ладно, в конце концов мы собрались на океанских просторах "постратегить", а не движущимися картинками развлекаться.

После короткого ознакомления с довольно приличным "хэлпом" сразу на борт своего первого судна в своем первом учебном походе... Игра предлагает капитану довольно приличный интерфейс с относительно подробными данными о вверенном судне. На этом прелести игры заканчиваются. Управление парусами сводится к выбору одного из трех режимов. Два из которых - полный ход и стоп. Маневрирование вообще упрощенное до невозможности. "Право на борт" - и судно поворачивает на сорок пять градусов.

Заданный заранее профессионализм команды влияет только на скорость выполнения ваших "гениальных" указаний. Всегда спокойное море позволяет не беспокоиться по поводу всяких там штормов и тайфунов независимо от скорости и направления ветра. Будучи несколько знакомым с теорией парусного судовождения, со всей уверенностью могу сказать, что некоторые из моих маневров даже просоленные до состояния тараньки бывалые морские волки назвали просто не выполнимыми без риска опрокидывания.

Все "три дэ" сводятся к приятно нарисованным видам боевых кораблей при сильном увеличении. Правда, такой режим будущие капитаны смогут применить исключительно при рывке на абордаж. Во всех остальных случаях крайне маленький обзор в этом режиме не позволяет хоть сколько-нибудь успешно воевать, ибо противник в экран не лезет.

Сто восемь предложенных миссий позволят попробовать себя в самых разных ситуациях. От рыцарской дуэли между молодыми капитанами скромных корветов до массовых баталий между флотами с собой в роли адмирала. По собственному опыту, коль уж вас так сильно тянет примерить адмиральский китель, советую в крупных баталиях не переусердствовать с ручным управлением. Ибо "персоналка" пытается живописно продемонстрировать все подробности стрельбы и при большом количестве стреляющих во время залпов заметно притормаживает. Вверенный флот может и не услышать ваших приказов...

В целом "Век парусов" не впечатлит любителей анатомических подробностей и потрясающих ландшафтов. Она скорее для любителей настоящих морских стратегий типа "Гарпун II", как в шахматах внешний вид фигурок - дело десятое... Сколько сотен лет внешний вид шахмат практически не претерпел серьезных изменений, а игра от этого не стала ни менее интересной, ни менее популярной. Age of Sail из этой же категории. Миссии кажутся простыми лишь на первый взгляд, если вы только принудительно, под страхом смертной казни не запретите противнику стрелять в вашу драгоценную персону. Во всяком случае, далеко не с первого раза.

Для особых "стратегов" предусмотрен редактор.

Попутного вам ветра, господа. И семь футов под килем.

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета