Чисто украинский бомбардировщик В-52 Stratofortress...

"Чисто украинский" бомбардировщик В-52 Stratofortress...



С громким свистом многоцелевой истребитель F/A-18 Hornet сваливается в крутой правый вираж с креном и пикированием. От законцовок обоих крыльев тянутся длинные белые усы сорвавшегося воздушного потока. Грязно-оранжево-черные хлопья разрывов зенитных снарядов становятся плотнее. Определенно, украинские зенитчики уже пристрелялись. Если так дело дальше пойдет, то...

Лучше об этом не думать, да и, собственно, некогда. Маркер бомбового прицела наконец ложится на цель. Нет. Не сейчас. Еще секундочку. Опаньки. Бомбы пошли. Мгновенно штурвал на себя и газ до упора. Юркая машина, как птица вольная, рвет в небеса. В глазах темнеет от перегрузок. Успеваешь лишь запомнить, что четыре "жэ" было точно. Главное - набрать высоту. Чтобы собственное сиятельное седалище отделяло от грешной земли метров эдак три тысячи. И чем быстрее удастся забраться на верхотуру - тем лучше. Ибо сухопутные, ну те, на чьи буйные головы только что было сброшено четыре Мк-85, по пятисот фунтов каждая, наверняка попробуют с земли "Стрелой" достать. Хочу заметить, это у них очень даже ловко получается. Не успеешь оглянуться, и ты уже "hit" и, если тут же не вспомнил, какими кнопками катапультироваться, очень скоро "dead".



Пока мрак застилает глаза, успеваешь насладиться результатом бомбометания. Хорошо легли. Кучно. Бронетанковая колонна накрыта с первого захода. Чудненько. Можно не повторять. Да и не особо хочется, ибо индикаторы уже истошно орут, предупреждая о массе всяких жутких опасностей. Гораздо более неприятных, чем ручной комплекс "Стрела". Что-то я засмотрелся на ладно сделанную работу. Так недолго и вообще больше ничего не увидеть. Да и турбины уже воют надсадно, израсходовав запас мощности на практически вертикальный рывок.

Не мудрствуя лукаво и не дожидаясь, когда самолет сам начнет заваливаться под действием земного притяжения, отстреливаю инфракрасную ловушку, от души сыплю мелко нашинкованной фольги и ложусь на спину. Чем резче будет маневр, чем меньше окажется радиус разворота, чем короче вираж, тем больше шансов увернуться от зенитных ракет. Тех самых, которые уже с большой любовью и пламенным приветом во всю прыть несутся наперерез. Это пока они далеко, зрелище кажется красивым. Симпатичные такие бело-серебристые наконечники на белых стрелах дымной трассы. При ближайшем знакомстве впечатление ниже среднего.



Вроде пронесло. Зрение проясняется. Машина все еще держится в воздухе и слушается управления. Даже автопилот не пострадал, и о проблеме возврата домой можно не думать. Об автопилоте хочу сказать отдельно. Того, кто его таким сделал, я с огромным наслаждением сбросил бы вместо бомбы на очередном задании. После включения автопилота остается только по сторонам глазеть. Все равно машина управления не слушается. Если компьютеру кажется, что скорость в двести узлов является достаточной, то никакие уговоры не помогают. Все, в принципе, не так страшно. Его же и выключить можно. Правда, при внезапном столкновении с атакующими вражескими истребителями трудно успеть приготовиться к спасению собственной жизни€ Вечер стремительно перетекает в ночь. Ночная темнота бархатным покрывалом опускается на окружающий мир и скрывает истребитель в своих объятиях. Совсем хорошо. Артиллерийская стрельба прекращается. Это позволяет достаточно спокойно выйти из опасной зоны и лечь на курс возврата. Дорвавшийся наконец до штурвала автопилот уверенно ведет домой. Остается молиться. Чтобы у всех перехватчиков в округе внезапно кончился бензин и они в воздух подняться не смогли. Чтобы все пилоты повально заболели скарлатиной и боевую задачу по охране и обороне выполнить просто не были в состоянии. Ну, на худой конец, с перепугу, на перехват вылетит совсем зеленый малец, и его удастся снять первым выстрелом.

Ну вот. Докаркался. Центр управления приятным женским голосом (интересно, почему все неприятности сообщают именно женские голоса? Так не долго стать женоненавистником) сообщает "о воздушной угрозе с такого-то направления и на таком-то расстоянии". Ч-ч-че-е-ерт. Не убежать. Три перехватчика Су-37 с явно недобрыми намерениями на форсаже быстро приближаются отнюдь не для дружеской беседы. Уже совсем темно, и разглядеть ничего не удается. Придется по приборам.

Воздушный бой скоротечен и сильно смахивает на поножовщину в переполненном автобусе. Да еще с завязанными глазами и в полной темноте. Мило, не правда ли? Свистопляска началась. Кто сказал, что современный воздушный бой - это ракетная дуэль на средней дистанции? Этого бы "дуэлянта" за штурвал да в пекло. Когда бьешь "Атоллом" с тысячи метров буквально в хвост убегающему "Тандерболту", а ему все ни по чем. Хорошо штурмовик. Не с первого выстрела, но все же можно достать. Другое дело "Аваксы" всякие. Огромные, как небоскреб. Живучие, как тараканы. Шансов попасть ракетой любого типа даже в упор практически никаких. Электроникой набиты - как консерва шпротами.€Этой кибернетике облапошить ракету - что отобрать конфету у младенца. Одна радость - в истребителях пока еще предусматривается какая-нибудь пушечка или, на худой конец, пулемет.

Если задание предстоит выполнить на чем-нибудь, встроенной артиллерией не оборудованном, то очень рекомендую не полениться и в виде контейнера подвесить. Скорее всего этот контейнерчик окажется последним, самым решающим аргументом в вашу пользу. Особенно если предстоит охота на вертолеты. В частности, на "Черную акулу". Жутко живучую, очень верткую и невероятно агрессивную. Между прочим, далеко не всегда в такой стычке побеждает самолет. По собственному опыту знаю. Особенно когда бой над пересеченной местностью или над городом. Им легко между домов шастать. А ты поди попробуй драться на скорости да на высоте менее ста метров€ между небоскребами.

Признаться, уже очень давно мне не попадались на глаза действительно хорошие полетные симуляторы. Массовое распространение лазерных дисков привело только к необходимости чем-то заполнить огромное пространство ставшего вдруг доступным компакта. Сами же игры оставались достаточно отсталыми. Как в плане графики, так и в плане самой игры. Достаточно вспомнить хотя бы F-117. Ощущение полета создавалось только совершенно второстепенным антуражем. Дисплеи. Радиопереговоры. Ну что это за бой, если практически любое задание можно выполнить, не отключая автопилота? Это как охота в саванне на слонов с вертолета. Да еще с "Миниганом" вместо "Ремингтона".

Надо отметить, что определенные попытки изменить такое положение вещей все же изредка предпринимались. Правда, приводили они к созданию чего-то уж совсем заумного. Как потенциальная яма для электрона в пятимерном пространстве. Вы, наверно, еще не забыли F-16 "Сражающийся сокол"? При чудесной задумке уж очень шокировал авангардизм исполнения. Действие "штурвал на себя", кроме придания самолету положительного тангажа (когда он взлетает, если по-русски), приводило и к необходимости глядеть в зенит. Может, разработчики видели настоящий истребитель только в ангаре и всерьез опасались за сохранность потолка при резком маневрировании? Словом, явных несуразностей и излишних "наворотов" было слишком много. Столь явный перебор очень быстро отбивал охоту продолжать игру. Тем более что возможность отключения лишних "эффектов" не предусматривалась. Особенно раздражала необходимость постоянно манипулировать комбинациями из трех клавиш для самых элементарных действий. Не полет, а "Лунная соната" на рояле.

Наконец количество переросло в качество. Это наглядно демонстрирует "U.S. Navy Fighters" производства одного из старейших разработчиков различных имитаторов фирмы Electronic Arts.

"Морские истребители ВМС США" уже с первых минут знакомства производят приятное впечатление. Игра изначально рассчитана на Win95 и не требует перехода в DOS-режим. Хорошо продуман интерфейс. Инициализация компакта приводит к загрузке стартового окна и начального диалога. Инсталляция занимает всего несколько минут, позволяя при этом самому определить, куда что писать. Вместо тупого созерцания абсолютно самостоятельных действий программы. Сделанная с большим вкусом заставка в течение тридцати пяти секунд объясняет, что есть такой военный справочник "Jane" и что это книга толстая и интересная. Мне особенно понравились "морские котики", лихо соскользнувшие по тросу и после кинжальной стрельбы по вынырнувшей из справочника подводной лодке скрывшиеся за настольной лампой. Потом еще полторы минуты оцифрованное видео вкратце рассказывает о соленой романтике флотской авиации.

Дальше - на выбор стреляющего, простите, играющего. Солидная емкость компакт-диска позволила собрать и систематизировать массу информации о двадцати семи различных самолетах. Наших и не наших (с точки зрения простого патриота-колхозника из Айдахо). Рассказ о большинстве американских машин сопровождается документальными кадрами из богатой истории американских вооруженных сил. Советские машины освещены значительно хуже. Но старание разработчиков налицо. Они ухитрились откопать фотографию новейшего СУ-37, правда пластмассовой модели, но€ Вы это видели? Вот то-то же. Словом, работа в историческом плане проделана внушительная. Подробная история. Описание. Фотографии. Даже вид кокпита (кабины) и трехмерные модели. Любо-дорого посмотреть.

Начинающим предлагается самостоятельно создать "быструю" миссию. Без таких досадных неудобств, как взлет, посадка, выслеживание цели и проникновение к объекту. Правда, не стоит обольщаться. Даже новички за штурвалами самолетов противника могут доставить массу неприятностей. Например, советские стратегические бомбардировщики Ту-160 только на первый взгляд безобидны и неповоротливы. Если не получится его завалить на встречных курсах, то догнать практически не останется шансов.

При подготовке к "очередной" победе есть возможность подобрать что-либо из сорока семи возможных кандидатов в "жертвы" и шестнадцати машин, "достойных руки великого аса". Кроме того, к вашим услугам соответствующие ландшафты. Например, Вьетнам или Украина. Вообще, если судить по предлагаемым театрам военных действий, флот дяди Сэма всерьез настроен воспользоваться развалом СССР и оттяпать у дружественной нам Украины все черноморское побережье и заодно окончательно разрубить гордиев узел с независимостью Крыма.

Следует отметить прекрасную проработку пилотажных характеристик самолетов. Разные машины летают по-разному. Очень по-разному. Так, пилотирование F-22 напоминает полет на взбесившемся торнадо. А Sea Harrier FA 2 позволяет практически мгновенно остановиться в воздухе и "пропустить" противника вперед. Естественно, с немедленным наказанием за неосмотрительность.

Меню для профессионалов включает двадцать одну тренировочную (например, посадка на авианосец в сплошном тумане) и сорок шесть боевых миссий. Но если вдруг предложенные варианты кому-нибудь покажутся не заслуживающими внимания высокопрофессиональных асов, то вот пожалуйста - держите карты, линейки, самолеты, всяческие цели и создавайте себе на здоровье задачи, достойные себя. С туманами, джунглями зенитных батарей, гроздьями всяческих объектов для атаки и роем истребителей прикрытия.

Возможность настройки разрешения монитора вплоть до 1,024 х 768 позволяет с желаемой степенью детализации рассмотреть опознавательные знаки пролетающего мимо самолета. Художники тут уж постарались. Самолеты, корабли, танки и прочие объекты действительно внешне похожи на настоящие, а не жалкая их имитация. Вообще, в USNF'97 настроить можно решительно все. Звук. Свет. Уровень интеллекта противника и подготовленность собственного напарника.

К сожалению, не обошлось без некоторых шероховатостей. Прежде всего настораживает отсутствие возможности взглянуть на полетную карту не только до вылета, но и в полете. Они, всерьез уверены, что все окружающие обладают исключительной фотографической памятью? Далеко не всегда можно пилотировать современный истребитель, полагаясь только на команды вышестоящих командиров. Особенно если рация приказала долго жить и ЦУ принимать просто не в состоянии. В общем, ориентироваться в полете сложновато. Можно использовать автопилот. Но сия хрупкая штука норовит отказать при малейшем сотрясении от близкого разрыва или прямого попадания из пулемета чуть позади пилотской кабины. Все это становится особенно актуальным, если учесть, что возможность посмотреть в сторону принципиально не предусмотрена.

Зачем, собственно, современному пилоту глазеть по сторонам? Надобно взирать либо вперед (на хвост ненавистного противника), либо на собственный хвост (дабы ненавистный противник невзначай...), либо вверх (вознося молитвы). Взглянуть на мир со стороны. Полюбоваться собой сквозь блестящий плексиглас. Со всех сторон. Сверху. Снизу. Сбоку. Со стороны противника. Это сколько угодно. Любуйтесь! А глазеть по сторонам в кабине во время полета нечего. И точка! Нельзя не отметить некоторую фантасмогоричность части полетных заданий и графических решений. Если сбросить бомбу на мелководье, то появится воронка, но вода ее уже никогда не заполнит. Даже если кругом бушует штормовой прибой. Упавший в море самолет вызывает не мелкий локальный пожар, а как вечный огонь. Сбив стратегический бомбардировщик B-52, можно вдруг с удивлением узнать, что это был украинский или русский B-52 Stratofortress. Или украинский Phantom F-4F. Наверно, на подобные мысли навели русские двадцать девятые МиГи, после объединения Германий ставшие оружием ВВС бундесвера.

Но это уж я совсем придираюсь. Однозначно, если просмотреть список различных вариантов коллективных действий. Тут и игра через COM-порты, и по модему, и по сети. Как хотите. И вместе громить супостата. И попробовать сравнить, чей вираж короче... И просто (естественно, во имя мира и международной безопасности) крушить все, во что можно выстрелить или на что можно уронить...

В общем, U. S. Navy Fighters представляет прекрасно проработанную и составленную игру из серии "леталок". Без излишних заумностей, но в то же время без чрезвычайных упрощений. На компьютере с Р-100 и 16 мегабайтами летает, стреляет и перемещается просто прекрасно. Правда, каждое дополнительное "улучшение" визуальных характеристик (облака перистые и кучевые, волнение на море, 1,024 х 768, детальная видимость эмблем и бортовых номеров и т. п.) прилично загружает компьютер и заметно усложняет пилотирование. Но это уже зависит не от игрушки, а от размера кошелька каждого конкретного пилота. Зато можно, не выходя из собственной квартиры, достаточно точно прочувствовать прелести и нюансы пилотирования.

Играйте и выигрывайте. Летайте и возвращайтесь домой. Если получится. Рекомендую.

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 1997 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета