Игромания и как с ней бороться
Игромания и как с ней бороться
Перефразируя известное выражение, можно сказать: "Игре все возрасты покорны". И это не будет преувеличением. Компьютер удивительно органично совмещает в себе мощный рабочий инструмент и средство развлечения. Играют практически все - от безбородых юнцов до почтенных мужей, чьи виски уже посеребрила седина.
"Да ради Бога!" - усмехнется читатель. Дело в том, что производители компьютерных игр, стараясь сделать свои продукты как можно реалистичнее, создают некоторое подобие другого измерения, ту самую "виртуальную реальность", о которой так долго говорили большевики и в которую мы с вами попадаем, едва присев за монитор.
Проблема кроется в том, что вышеописанная реальность от реальности естественной имеет весьма существенные отличия, искусно скрыть которые и пытаются фирмы-производители.
Хотите провести небольшой эксперимент? Находясь в общественном транспорте, обратите внимание на поведение окружающих вас людей. Все старательно прячут друг от друга глаза, а если кто-то прямо и открыто смотрит на вас, вы можете принять это за оскорбление или вызов.
Видимо, здесь и скрывается таинственная и притягательная сила компьютерных игр. Находясь перед монитором, вы сколь угодно долго можете наслаждаться возможностью созерцать искусственного оппонента и общаться с ним.
Есть и другой аспект. Посмотрите на список наиболее популярных игр. Что вы видите? В основном это игры, где главную задачу можно выразить одним словом - уничтожить. Перед монитором есть безопасная возможность в невинной, игровой форме осуществить то, что в реальной жизни многие предпочли бы скрыть. Посадите перед своим компьютером знакомого поклонника Duke 3D и незаметно понаблюдайте за ним со стороны. Нет, скорее всего это не будет искаженная ненавистью гримаса. Это будет внимательное и хладнокровное лицо охотника за живой плотью, с настороженностью в горящих глазах.
В каком-то издании была опубликована статья о том, что в Японии, где дети слишком много времени проводят у экранов телевизоров и за мониторами, этой проблемой занимаются вполне серьезно. Ребенок настолько захвачен происходящим в игре, где все зависит от его действий, что, попадая в реальные жизненные ситуации, он оказывается беспомощным. Это вызывает у него стрессовое состояние, и он снова спешит к компьютеру, где все знакомо и предсказуемо.
Взрослых же игры зачастую отвлекают от служебных обязанностей (вспомните резидентные "тетрисы", которые можно было мгновенно скрыть при появлении начальника и, озабоченно покачивая головой, продолжать "работу"), не говоря уже о том, что простаивает дорогостоящая техника.
"Ко мне это не относится", - скажете вы. Что же, давайте проверим. Попробуйте честно ответить на следующие вопросы, себя не обманешь: 1. Случалось ли вам оставаться на работе (учебе) до позднего вечера с одной лишь целью - поиграть в любимую игру одному или с коллегами? 2. Не ездили ли вы на противоположный конец города к знакомому или другу с пачкой дискет только затем, чтобы полтора часа архивировать и переписывать интересную игру? 3. Не снились ли вам по ночам эпизоды из игр или что-либо похожее на них? 4. Не приходилось ли вам садиться за компьютер и запускать игру "на полчасика", зная, что еще есть незавершенные дела? 5. Теряли ли вы когда-либо чувство времени, играя в любимую игру? 6. Не приходилось ли вам отдавать последние (предпоследние) деньги за компакт с новой широко рекламируемой игрой? Итак, если вы ответили "да" более чем на три-четыре вопроса, можете радостно потереть руки. Если же все вопросы - про вас, мужайтесь: скорее всего вы игроман, "много и давно".
Ладно, шутки в сторону. Несколько простых общечеловеческих рекомендаций: чаще звоните родителям, ходите в гости и бывайте на свежем воздухе.
Будьте здоровы!
Александр Садовщиков
Перефразируя известное выражение, можно сказать: "Игре все возрасты покорны". И это не будет преувеличением. Компьютер удивительно органично совмещает в себе мощный рабочий инструмент и средство развлечения. Играют практически все - от безбородых юнцов до почтенных мужей, чьи виски уже посеребрила седина.
"Да ради Бога!" - усмехнется читатель. Дело в том, что производители компьютерных игр, стараясь сделать свои продукты как можно реалистичнее, создают некоторое подобие другого измерения, ту самую "виртуальную реальность", о которой так долго говорили большевики и в которую мы с вами попадаем, едва присев за монитор.
Проблема кроется в том, что вышеописанная реальность от реальности естественной имеет весьма существенные отличия, искусно скрыть которые и пытаются фирмы-производители.
Хотите провести небольшой эксперимент? Находясь в общественном транспорте, обратите внимание на поведение окружающих вас людей. Все старательно прячут друг от друга глаза, а если кто-то прямо и открыто смотрит на вас, вы можете принять это за оскорбление или вызов.
Видимо, здесь и скрывается таинственная и притягательная сила компьютерных игр. Находясь перед монитором, вы сколь угодно долго можете наслаждаться возможностью созерцать искусственного оппонента и общаться с ним.
Есть и другой аспект. Посмотрите на список наиболее популярных игр. Что вы видите? В основном это игры, где главную задачу можно выразить одним словом - уничтожить. Перед монитором есть безопасная возможность в невинной, игровой форме осуществить то, что в реальной жизни многие предпочли бы скрыть. Посадите перед своим компьютером знакомого поклонника Duke 3D и незаметно понаблюдайте за ним со стороны. Нет, скорее всего это не будет искаженная ненавистью гримаса. Это будет внимательное и хладнокровное лицо охотника за живой плотью, с настороженностью в горящих глазах.
В каком-то издании была опубликована статья о том, что в Японии, где дети слишком много времени проводят у экранов телевизоров и за мониторами, этой проблемой занимаются вполне серьезно. Ребенок настолько захвачен происходящим в игре, где все зависит от его действий, что, попадая в реальные жизненные ситуации, он оказывается беспомощным. Это вызывает у него стрессовое состояние, и он снова спешит к компьютеру, где все знакомо и предсказуемо.
Взрослых же игры зачастую отвлекают от служебных обязанностей (вспомните резидентные "тетрисы", которые можно было мгновенно скрыть при появлении начальника и, озабоченно покачивая головой, продолжать "работу"), не говоря уже о том, что простаивает дорогостоящая техника.
"Ко мне это не относится", - скажете вы. Что же, давайте проверим. Попробуйте честно ответить на следующие вопросы, себя не обманешь: 1. Случалось ли вам оставаться на работе (учебе) до позднего вечера с одной лишь целью - поиграть в любимую игру одному или с коллегами? 2. Не ездили ли вы на противоположный конец города к знакомому или другу с пачкой дискет только затем, чтобы полтора часа архивировать и переписывать интересную игру? 3. Не снились ли вам по ночам эпизоды из игр или что-либо похожее на них? 4. Не приходилось ли вам садиться за компьютер и запускать игру "на полчасика", зная, что еще есть незавершенные дела? 5. Теряли ли вы когда-либо чувство времени, играя в любимую игру? 6. Не приходилось ли вам отдавать последние (предпоследние) деньги за компакт с новой широко рекламируемой игрой? Итак, если вы ответили "да" более чем на три-четыре вопроса, можете радостно потереть руки. Если же все вопросы - про вас, мужайтесь: скорее всего вы игроман, "много и давно".
Ладно, шутки в сторону. Несколько простых общечеловеческих рекомендаций: чаще звоните родителям, ходите в гости и бывайте на свежем воздухе.
Будьте здоровы!
Александр Садовщиков
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 1997 год в рубрике разное :: виртуальные радости