Какого цвета ваш компьютер?

Будем бить красных -пока не побелеют. Будем бить белых -пока не покраснеют. Из популярного кинофильма

Вот уже больше десяти лет в нашу республику поставляются персональные компьютеры. Каких только нет - и американские, и английские, и китайские, и местные. В глазах рябит от многообразия торговых марок, фирменных наименований и сленговых сокращений. Теперь, кажется, можно с уверенностью сказать, что вычислительная техника перешла из заморской диковинки в разряд обычного рабочего инструмента. Вот только до сих пор покупатели продолжают задавать вопрос о цветовой принадлежности предлагаемого им чуда техники. После того как они услышат (узнают от соседа, прочитают на упаковке), что место изготовления расположено в Азии, но не Япония, даже без глубоких знаний в области физиономики можно достаточно точно предсказать их отношение.

Такие страны, как Таиланд, Сингапур, Тайвань, Малайзия или Филиппины, в глазах подавляющего большинства потребителей ассоциируются исключительно с папуасами, путешественником Куком, змеино-жучковой кулинарией, грязными наркотиками, душной жарой, тропическими зарослями и лихорадками, а также продукцией крайне низкого качества.

Когда-то, когда по планете еще бегали стада "экономических динозавров" (а для экономики цивилизованного мира пять-семь лет - целая эпоха), быстро растущий азиатский рынок был способен предложить только товары народных промыслов. Зато крайне дешево. Чем и "прославились" в странах явно бесперспективных с точки зрения платежеспособного спроса.

Что же происходит на этих заморских территориях сегодня? И почему Made in Asia все чаще и чаще попадается на глаза, безнадежно вытесняя гораздо более "благородные" страны? Кстати, некоторое время назад был придуман новый лозунг: brand-name - это уж точно "белая" сборка. На что многие и купились. Действительно, поди сегодня разберись, что и где сделано. Вот если взять нечто очень крутое, очень прилично заплатить, конечно, то получишь настоящую вещь, а не тайваньскую поделку. Настоящий brand сродни египетским пирамидам - потрясающая надежность и невероятная долговечность! Согласен. Пять лет назад подобный подход имел под собой определенные основания. Но много воды с тех пор утекло, многое изменилось. Если верить последнему докладу ООН, который недавно удалось откопать в Интернете, то в 1995 году Малайзия, Сингапур, Таиланд и Индонезия совместно привлекли 17.9 млрд. долларов США иностранных инвестиций. Хочу заметить, что в 1993 году эта милая четверка преспокойно освоила 12.5 млрд. простых американских рублей. (Буду рад пообщаться с человеком, способным наглядно представить себе такую кучу денежных знаков.) И эти деньги не на сникерсы потрачены. И не на личные мерседесы. Эти "скромные" суммы ушли на техническое перевооружение старых заводов и строительство новых. Заодно создавалась инфраструктура - это средства связи, дороги, офисы, автостоянки и гостиницы, супермаркеты и учебные заведения.

В результате персональные компьютеры Apple и Compaq собираются именно в Сингапуре, а не в США. В Малайзии свои заводы построили Gateway 2000 и Motorola. Сингапур может похвастаться наличием у себя производства Hewlett-Packard и Seagate, самых что ни на есть "белых" фирм.

Дешевая рабочая сила - скажете. И ошибетесь. Экономический успех, например Сингапура (а это и качество производимой продукции, и известность торговых марок, и их распространение по всему миру, в том числе и в нашей стране), строится на налоговых льготах для иностранных инвесторов на срок от 5 до 10 лет, отсрочек по налогам на инвестиции и прямые государственные капиталовложения в стратегически важные предприятия. В результате в подавляющем большинстве персоналок, работающих в наших границах, установлены приводы гибких дисков и винчестеры именно сингапурского происхождения.

Это лишь малая доля того, что выпустила электронная промышленность Сингапура в 1995 году на общую сумму в 45 млрд. долл. Теперь им мало просто собирать готовые устройства из привозных конструкторов, они нацелились на собственное производство микросхем. Например, микросхем памяти. В этом благородном стремлении им намерены помочь HP и Canon. Брукфилдская фирма Photronics (США) вообще взялась за строительство своего завода по выпуску фотошаблонов. Первого в Юго-Восточной Азии. Для облегчения этой грандиозной задачи правительство оказывает очень широкую помощь со скромной целью строительства еще примерно 25 фабрик за ближайшие 10 лет. Думаю, по истечении этих самых двух пятилеток уже не Силиконовая долина, а эти заводы будут определять технический уровень вычислительной техники.

От Сингапура не отстает Малайзия. Еще в 1971 году, создав в Пенане новую промышленную зону, малайзийскому правительству удалось привлечь внимание и деньги таких мировых монстров, как AMD (один из серьезных конкурентов Intel), Texas Instruments (различные микросхемы, модули памяти, технологическое и измерительное оборудование), National Semiconductor (технологические микросхемы).

Для закрепления успеха и его расширения на участке в 1,080 га в окрестностях Куала-Лумпура строится новый промышленный парк Multimedia Super Corridor со всеми причитающимися добавками. Включая освобождение от налогов на пять лет, умеренные цены на лизинг, дешевую аренду и оптоволоконный магистральный кабель с пропускной способностью 10 гигабит в секунду. Судя по всему, размах процесса поразил даже абсолютно американскую Microsoft. Поразил настолько, что Джен Лауэр, главный менеджер Microsoft в Юго-Восточной Азии, перенес в Малайзию свой офис.

В общем и целом Юго-Восточная Азия производит уже практически все компоненты: от корпусов и клавиатур до материнских плат, контроллеров, процессоров, винчестеров и мониторов. Список можно продолжать до бесконечности. То же справедливо для сектора портативной техники. Compaq и Dell уже в течение последних пяти-шести лет пользуются услугами Тайваня для изготовления ноутбуков, впоследствии гордо носящих высокие имена.

Дело зашло уже так далеко, что Юго-Восточная Азия не справляется собственными силами. Не хватает их, квалифицированных, трудолюбивых и непривередливых. Приходится импортировать рабочую силу из Китая, Филиппин, Новой Зеландии и даже из Соединенных Штатов. Места пригодного под строительство заводов не хватает - дополнительно море засыпают.

В последние пару лет наметилась также явная тенденция переноса производства в Латинскую Америку. В Бразилию и Аргентину. Именно туда навострили лыжи специалисты из IBM.

Словом, сегодня уже совершенно не важно, где изготовлено то, на чем вам предстоит работать. В Азии, Африке, Европе, Ирландии, Бразилии или Канаде. Важна репутация фирмы-производителя, ее отношение к качеству, уровень достижимого сервиса. Какое вам дело до количества сервис-центров известнейшей корпорации по всему миру, если в Минске они гарантированно отсутствуют? А во что обойдется даже самая незначительная модернизация такого "белого" брата? Особенно учитывая, мягко говоря, "неблагородное" происхождение его внутренностей? Вот и оказывается, что место сборки совершенно не влияет на потребительские показатели (производительность, совместимость с программным обеспечением, надежность или долговечность). А если принять во внимание влияние отсутствия хоть сколько-нибудь развитой инфраструктуры сервиса (гораздо больнее бьющей именно по brand-name), то решающим фактором становится способность местного производителя обеспечить сопровождение собственной вычислительной техники в реальные сроки по приемлемым ценам. Вытекающая просто из его территориальной близости к покупателю и подразумевающая дополнительно лишь элементарную порядочность и растущие откуда положено руки.

А цвет тут совершенно ни при чем.

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 1997 год в рубрике разное :: мелочи жизни

©1997-2024 Компьютерная газета