Видеоадаптеры STB Systems

Например, наиболее привлекательным для пользователя качеством POWERGRAPH 64 VIDEO компания считает его способность воспроизводить полноэкранное видео с частотой кадров 30, а не 15 и не 7 Гц. При этом качество изображения не уступает телевизионному.
Если взглянуть на POWERGRAPH 64 VIDEO под иным углом зрения, окажется, что это 64-битовый адаптер с 1 или 2Мбайтами быстродействующей EDO-памяти. Он построен на микросхеме графического контроллера S3 Trio64+. Особенностью адаптера является аппаратная поддержка ускоренного воспроизведения файлов видеоклипов в форматах Video for Windows, Indeo, Cinepak и других. Также поддерживается GUI для Windows 95, Windows NT и OS/2 Warp. На плате есть разъем для подключения декодирующего модуля MPEG или телевизионного тюнера. POWERGRAPH 64 VIDEO выпускается в модификациях для PCI и для VLB.
Другой 64-битовый адаптер той же серии - POWERGRAPH 3D VIDEO. Он может оснащаться 1 или 2 Мбайтами памяти. STB адресует его пользователям Windows 95, обещая непревзойденные гладкость воспроизведения видео и качество игровой графики.
Адаптер реализован на графическом контроллере S3 VIRGE, характеризующемся высоким качеством полноцветных изображений. Наряду с аппаратной поддержкой GUI для Windows и OS/2, POWERGRAPH 3D VIDEO предоставляет ускорение типичных операций компьютерной графики. STB считает это качественным скачком в технике акселерации.
Дело в следующем: существуют спецификации Microsoft Direct Video, Direct3D и DirectDraw, а также инструментарий разработчика игр, называющийся Microsoft Game SDK. DirectDraw - это двумерные примитивы, Direct3D - трехмерные и DirectDraw - живое видео и MPEG-последовательности. Так вот, POWERGRAPH 3D VIDEO осуществляет поддержку программ Game SDK, аппаратно реализуя спецификации Direct. Например, производится расчет яркости в сочетании с наложением текстур и перспективной коррекцией. Кроме того, POWERGRAPH 3D VIDEO имеет механизм двойной буферизации изображений.
Следующие режимы одинаковы для двух описанных адаптеров POWERGRAPH с 2Мбайтами памяти. Сначала указано разрешение и количество цветов, а потом - перечень частот вертикальной развертки, допустимых в соответствующем режиме. Буква "i" при частоте кадров означает чересстрочную развертку.
Приступим. Разрешение 640х480, 256 цветов - 60, 72, 75, 85, 100, 120, 140, 160 Гц; 65К цветов - 60, 72, 75, 85, 100Гц; 16.7М цветов - 60, 72, 75, 85, 100 Гц. Разрешение 800х600, 256 цветов - 60, 72, 75, 85, 100, 120, 140 Гц; 65К цветов - 60, 72, 75, 85, 100 Гц; 16.7М цветов - 60, 72, 75, 85Гц. Разрешение 1024х768, 256 цветов - 60, 72, 75, 85, 100, 120 Гц; 65К цветов - 60, 70, 75, 85, 88i Гц. Разрешение 1280х1024, 256 цветов - 60, 72, 75, 88i Гц. Наконец, разрешение 1600х1200, 256 цветов - 96i Гц.
Последний адаптер, о котором хотелось рассказать, - LIGHTSPEED 128 VIDEO. Это "просто" 128-битовый акселератор для Windows и OS/2. Его основа - микросхема графического контроллера Tseng ET6000. LIGHTSPEED 128 VIDEO выпускаются в версиях с 1 или 2 Мбайтами памяти. Память последней модели можно нарастить до 3 или 4 Мбайт. Поскольку все эпитеты были использованы при описании возможностей адаптеров POWERGRAPH, остается только привести полный перечень режимов и частот вертикальной развертки, поддерживаемых LIGHTSPEED с 4 Мбайтами памяти.
Итак, разрешение 640х480, 256 цветов - 60, 75, 85, 100, 120, 140, 160 Гц; 65К цветов - 60, 75, 85, 100, 120 Гц; 16.7М цветов - 60, 75, 85, 100 Гц. Разрешение 800х600, 256 цветов - 60, 75, 85, 100, 120, 140Гц; 65К цветов - 60, 75, 85, 100 Гц; 16.7М цветов - 60, 75, 85 Гц. Разрешение 1024х768, 256 цветов - 60, 75, 85, 100, 120 Гц; 65К цветов - 60, 75, 85 Гц; 16.7М цветов - 60, 75 Гц. Разрешение 1280х1024, 256 цветов - 60, 75, 85, 100 Гц; 65К цветов - 60, 75 Гц; 16.7М цветов - 60, 75 Гц.
Нужно сказать несколько слов об утилите STB VISION, которой стандартно комплектуются все перечисленные акселераторы. На мой взгляд, она обладает привлекательными свойствами.
Во-первых, изменение разрешения производится "на лету", то есть не требует перезагрузки Windows. Правда, в наше время это уже не редкость.
Во-вторых, утилита позволяет организовать так называемый виртуальный экран (virtual desktop). При этом Windows работает с виртуальным экраном большим, чем фактически выводится на монитор. Монитор служит как бы окошком, через которое обозреваются различные области большего экрана.
Чтобы переместиться от одной области виртуального экрана к другой, достаточно повести мышь "за край" монитора, и "окошко" поплывет над виртуальным экраном в желаемом направлении.
В-третьих, утилита позволяет обращаться к операциям аппаратного масштабирования, когда избранный фрагмент изображения может быть выведен в отдельном окошке увеличенным в размерах до 32 раз. Заметьте, что эта функция работает вне зависимости от того, какая конкретная программа вывела изображение.
Напоследок приведу, по-моему интересные, рекомендации STB, с каким разрешением какие размеры мониторов следует использовать: 640х480 - 14 дюймов, 800х600 - 15 дюймов, 1024х768 - 17 дюймов, 1280х1024 - 19 дюймов и 1600х1200 - 21 дюйм.
Евгений Щербатюк
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 1997 год в рубрике hard :: video