Видеоадаптеры STB Systems

Фирма из США STB Systems расположена в городе Ричардсон, штат Техас. К сожалению, это все, что мне о ней известно. STB выпускает видеоадаптеры, точнее, мультимедийные акселераторы Windows, а также платы расширения, служащие телевизионными и радио (FM) тюнерами. Изделия компании ориентированы на массового пользователя. Это заметно хотя бы по тому, как STB преподносит свои адаптеры.

Например, наиболее привлекательным для пользователя качеством POWERGRAPH 64 VIDEO компания считает его способность воспроизводить полноэкранное видео с частотой кадров 30, а не 15 и не 7 Гц. При этом качество изображения не уступает телевизионному.

Если взглянуть на POWERGRAPH 64 VIDEO под иным углом зрения, окажется, что это 64-битовый адаптер с 1 или 2Мбайтами быстродействующей EDO-памяти. Он построен на микросхеме графического контроллера S3 Trio64+. Особенностью адаптера является аппаратная поддержка ускоренного воспроизведения файлов видеоклипов в форматах Video for Windows, Indeo, Cinepak и других. Также поддерживается GUI для Windows 95, Windows NT и OS/2 Warp. На плате есть разъем для подключения декодирующего модуля MPEG или телевизионного тюнера. POWERGRAPH 64 VIDEO выпускается в модификациях для PCI и для VLB.

Другой 64-битовый адаптер той же серии - POWERGRAPH 3D VIDEO. Он может оснащаться 1 или 2 Мбайтами памяти. STB адресует его пользователям Windows 95, обещая непревзойденные гладкость воспроизведения видео и качество игровой графики.

Адаптер реализован на графическом контроллере S3 VIRGE, характеризующемся высоким качеством полноцветных изображений. Наряду с аппаратной поддержкой GUI для Windows и OS/2, POWERGRAPH 3D VIDEO предоставляет ускорение типичных операций компьютерной графики. STB считает это качественным скачком в технике акселерации.

Дело в следующем: существуют спецификации Microsoft Direct Video, Direct3D и DirectDraw, а также инструментарий разработчика игр, называющийся Microsoft Game SDK. DirectDraw - это двумерные примитивы, Direct3D - трехмерные и DirectDraw - живое видео и MPEG-последовательности. Так вот, POWERGRAPH 3D VIDEO осуществляет поддержку программ Game SDK, аппаратно реализуя спецификации Direct. Например, производится расчет яркости в сочетании с наложением текстур и перспективной коррекцией. Кроме того, POWERGRAPH 3D VIDEO имеет механизм двойной буферизации изображений.

Следующие режимы одинаковы для двух описанных адаптеров POWERGRAPH с 2Мбайтами памяти. Сначала указано разрешение и количество цветов, а потом - перечень частот вертикальной развертки, допустимых в соответствующем режиме. Буква "i" при частоте кадров означает чересстрочную развертку.

Приступим. Разрешение 640х480, 256 цветов - 60, 72, 75, 85, 100, 120, 140, 160 Гц; 65К цветов - 60, 72, 75, 85, 100Гц; 16.7М цветов - 60, 72, 75, 85, 100 Гц. Разрешение 800х600, 256 цветов - 60, 72, 75, 85, 100, 120, 140 Гц; 65К цветов - 60, 72, 75, 85, 100 Гц; 16.7М цветов - 60, 72, 75, 85Гц. Разрешение 1024х768, 256 цветов - 60, 72, 75, 85, 100, 120 Гц; 65К цветов - 60, 70, 75, 85, 88i Гц. Разрешение 1280х1024, 256 цветов - 60, 72, 75, 88i Гц. Наконец, разрешение 1600х1200, 256 цветов - 96i Гц.

Последний адаптер, о котором хотелось рассказать, - LIGHTSPEED 128 VIDEO. Это "просто" 128-битовый акселератор для Windows и OS/2. Его основа - микросхема графического контроллера Tseng ET6000. LIGHTSPEED 128 VIDEO выпускаются в версиях с 1 или 2 Мбайтами памяти. Память последней модели можно нарастить до 3 или 4 Мбайт. Поскольку все эпитеты были использованы при описании возможностей адаптеров POWERGRAPH, остается только привести полный перечень режимов и частот вертикальной развертки, поддерживаемых LIGHTSPEED с 4 Мбайтами памяти.

Итак, разрешение 640х480, 256 цветов - 60, 75, 85, 100, 120, 140, 160 Гц; 65К цветов - 60, 75, 85, 100, 120 Гц; 16.7М цветов - 60, 75, 85, 100 Гц. Разрешение 800х600, 256 цветов - 60, 75, 85, 100, 120, 140Гц; 65К цветов - 60, 75, 85, 100 Гц; 16.7М цветов - 60, 75, 85 Гц. Разрешение 1024х768, 256 цветов - 60, 75, 85, 100, 120 Гц; 65К цветов - 60, 75, 85 Гц; 16.7М цветов - 60, 75 Гц. Разрешение 1280х1024, 256 цветов - 60, 75, 85, 100 Гц; 65К цветов - 60, 75 Гц; 16.7М цветов - 60, 75 Гц.

Нужно сказать несколько слов об утилите STB VISION, которой стандартно комплектуются все перечисленные акселераторы. На мой взгляд, она обладает привлекательными свойствами.

Во-первых, изменение разрешения производится "на лету", то есть не требует перезагрузки Windows. Правда, в наше время это уже не редкость.

Во-вторых, утилита позволяет организовать так называемый виртуальный экран (virtual desktop). При этом Windows работает с виртуальным экраном большим, чем фактически выводится на монитор. Монитор служит как бы окошком, через которое обозреваются различные области большего экрана.

Чтобы переместиться от одной области виртуального экрана к другой, достаточно повести мышь "за край" монитора, и "окошко" поплывет над виртуальным экраном в желаемом направлении.

В-третьих, утилита позволяет обращаться к операциям аппаратного масштабирования, когда избранный фрагмент изображения может быть выведен в отдельном окошке увеличенным в размерах до 32 раз. Заметьте, что эта функция работает вне зависимости от того, какая конкретная программа вывела изображение.

Напоследок приведу, по-моему интересные, рекомендации STB, с каким разрешением какие размеры мониторов следует использовать: 640х480 - 14 дюймов, 800х600 - 15 дюймов, 1024х768 - 17 дюймов, 1280х1024 - 19 дюймов и 1600х1200 - 21 дюйм.

Евгений Щербатюк


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 1997 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета