Brau Beviale 2012: смотр европейской индустрии напитков

Участники и посетители Brau Beviale приедут на Выставку в Нюрнберг на день раньше привычного срока. С 13 ноября около 1350 экспонентов будут в течение трех дней принимать на стендах этой крупнейшей в 2012 году отраслевой выставке оборудования более 31 500 специалистов по напиткам со всей Европы. В фокусе выставки – информирование посетителей о новинках и инновациях в таких областях, как сырье, технологии, логистика и маркетинг. В рамках сопровождающей программы, включающей тематические экспозиции и форумы для специалистов, будут углубленно рассматриваться темы, актуальные для отрасли.

Каким образом ресурсосбережение повышает конкурентоспособность и одновременно сохраняет экологию, об этом посетители Brau Beviale узнают также на специальной экспозиции "Энергия и вода", прослушав краткие, но в высшей степени содержательные доклады о возобновляемых источниках энергии, рациональном преобразовании энергии, когенерационных установках, контрактинге, дезинфекции, а также о получении и анализе воды и водоподготовке.

Не успевает закончиться презентация годового отчета какого-нибудь предприятия индустрии напитков, как тут же тянет вверх руку журналист, спеша задать неизменный вопрос: "Вы будете в этом году повышать цены?" – На что следует столь же неизменный ответ: "Да". В качестве обоснования, как правило, приводится рост цен на сырье, который уже не удается компенсировать за счет внутренних резервов, так что их приходится перекладывать на потребителей. Бесспорно одно: Повышение цены поначалу ощутимо сказывается на результатах хозяйственной деятельности предприятия. Но именно установление более высоких цен, чем соблазняются многие производители напитков, существенно подрывает доходность предприятия, не сумевшего переложить по цепочке на других свои возросшие затраты.

Столь же бесспорно и другое: Любое повышение цен на пиво (или на бензин) неизбежно вызывает у потребителей во всем мире глубокое психологическое отторжение. И хотя удорожание пива давно уже не приводит к революциям, как это однажды случилось в Баварии, прежде чем повышать цены, надо хорошенько взвесить возможные последствия такого шага. В Европе, по крайней мере, устоялась практика разъяснения потребителям необходимости повышения цен на пиво и напитки возросшими ценами на сырье. И тот факт, что за последние годы цены на сырье взлетели высоко вверх, вряд ли кто станет оспаривать. Если взять только цену солода, то за период с 2008 по 2011 годы для немецких пивоваров она практически удвоилась.

Исследование под заголовком "Best of Times, Worst of Times – Global Beverage Outlook" ("Прекраснейшее из времен, наихудшее из времен – Глобальный прогноз по рынку напитков", январь 2012 года), выполненное нидерландским банком "Rabobank", показывает следующее: Колебания либо рост цен на сырье обусловлены одним из пяти так называемых мегатрендов, с которыми в этом году придется столкнуться производителям напитков. Среди других тенденций, влияющих на планирование сбыта, названы: продолжающийся рост значения рынков стран с переходной экономикой, дробление спроса между дешевыми и премиум-марками, создание стратегических резервов (strategic sourcing) и конвергенция разных сегментов рынка напитков.

Как отмечается в упомянутом исследовании, рост цен на сырье бьет по различным производителям напитков с неодинаковой силой. Так, производители фруктовых соков более болезненно ощущают на себе колебания сырьевых цен, чем скажем, предприятия по розливу безалкогольных напитков. В калькуляции производителей фруктовых соков стоимость сырья (например, апельсинов и яблок) составляет 25-50 % всех производственных затрат. При этом у предприятий по розливу безалкогольных напитков, в меньшей степени затронутых колебаниями цен на сырье, серьезную головную боль вызывают цены на сахар, которые с 2007 года выросли более чем в 2, 6 раза. Крупнейшие предприятия отрасли были вынуждены отреагировать на такое развитие событий повышением цен в первом полугодии 2011 года на 2 %, и во втором полугодии еще примерно на 1, 5 %.

При анализе структуры затрат у пивоварен по всему миру (там, где такая информация доступна), обнаруживаются большие различия. К примеру, сильно разнятся затраты на упаковку. Причем надо проводить различие между рынками, на которых используется оборотная тара, и рынками, где в ходу лишь одноразовые упаковки. Пивоварни, производящие розлив пива в бутылки с возможностью многократного использования или, что еще лучше, имеют большую долю бочкового пива, несут меньшие затраты, связанные с упаковкой, чем те, которые работают с одноразовыми бутылками и банками для пива. Зато у первых возникают дополнительные расходы на мытье бочек, бутылок и т.п., относимые на себестоимость продукции.

По оценкам "Rabobank", на зрелых рынках затраты на упаковку составляют в среднем 15 % от себестоимости (без прибыльной надбавки), и такие же 15 % составляет стоимость сырья. В конечном итоге на солодовое сырье приходится максимум 5 % себестоимости; по крайней мере, такие данные приводит "Rabobank". В этом смысле пивовары совершенно справедливо обосновывают повышение цен на пиво выросшими ценами на сырье. Но это только половина правды, да и она сильно зависит от того, в каком регионе мира работают пивоваренные компании.

Бросается в глаза еще одна вещь: в наши дни у пивоварен во всем мире затраты на персонал (а их относят на себестоимость) уже не столь ощутимы, как это было еще 20-30 лет назад. Пивоваренные заводы извлекают выгоду из модернизации и автоматизации своего оборудования, для обслуживания которого теперь требуется меньше персонала, чем раньше. Согласно оценкам, у пивоварен в Германии затраты на персонал составляют около 20 % от себестоимости производства. В других странах этот показатель, предположительно, существенно ниже. Пивоварам приходится четко отслеживать свои суммарные издержки, изыскивая способы и пути для их уменьшения, если они не хотят отпугнуть клиентов и не собираются мириться с сокращением продаж. Дело в том, что налогово-фискальная нагрузка, включающая пивной акциз и импортные пошлины, размер которых сильно колеблется в разных странах, – это затратный фактор, на который они не в состоянии повлиять или могут повлиять лишь в незначительной степени.

©2006-2024 Выставки сегодня