Cмелость строит города

Когда 50 лет тому назад первые бульдозеры вышли на стройплощадку, планируя основание под будущий фундамент первого дома Стивенэйджа, всего несколько проектировщиков верили, что новая британская строительная программа к концу нашего века будет завершена. Она включает строительство 32 новых городов, первый из которых появился на севере Лондона.

Сейчас в них уже живут больше двух миллионов человек и создано около миллиона рабочих мест. Эта эпопея стала самой крупной строительной программой Великобритании и одновременно социальным экспериментом этого столетия. Более того, это первый проект такого типа в мире.

Специалисты из Кореи, Японии, Индонезии и Таиланда регулярно приезжают в Великобританию, изучают накопленный опыт, восхищаясь тем, что видят, и какие-то из идей, безусловно, везут к себе на родину.

Программа была инициирована в 1946 г. лейбористским правительством. Ее реализация началась со Стивенэйджа, а затем кольцом новостроек был окружен Лондон - оказывалась помощь тем горожанам, чьи дома пострадали от бомбежек, а также тем, кто жил в стесненных условиях.

Многие семьи лондонцев обрели и крышу над головой, и свежий воздух, и зеленые насаждения на улицах и во дворах, и площадки для игр.

Позже новостройки стали служить значительной поддержкой индустриальному и региональному развитию. Именно новые города привлекли более 1300 солидных компаний-производителей со всего мира, включая США, Европу, Японию и Тайвань, что еще раз свидетельствует о важности проекта.

Проблемы жилого фонда не раз обострялись, начиная от средневековья и вплоть до периода, последовавшего непосредственно за второй мировой войной. Но уже в 1903 г. мечтатель по имени Эбенизер Хоуард основывает ассоциацию городов-парков. В этом же году он является идейным руководителем создания севернее Лондона первого в Великобритании такого города-парка - Лэтчворта.

Все 32 новых города построены на единой законодательной базе. Общим является и принцип управления ими. Он состоит в том, что строительство финансируется государством и частично независимыми корпорациями развития под контролем министра городского и сельского планирования.

В течение первых 5 лет с помощью различных корпораций развития "стартовали" 15 городов. Помощь этих корпораций состояла в привлечении профессионалов высокой квалификации, специализировавшихся на проектировании, архитектуре, градостроительстве, финансах, управлении недвижимостью, правовых и административных вопросах. Затем эти же специалисты заложили экспертную базу для последующих разработок.

Пока корпорация завершает свою часть работ, а город начинает успешно развиваться, проходит 20-30 лет. В один прекрасный день бразды правления передаются правительственной комиссии по новым городам, которая, продолжая политику стимулирования заинтересованности, разрешает продажу земельных участков в черте города.

Джон Уокер, исполнительный директор соответствующей городской службы, утверждает, что на этом этапе, окрепнув, город имеет возможность выкупить у государства заем и заинтересован в том, чтобы сделать это. Огромные долгосрочные государственные инвестиции дают прекрасный финансовый результат, как и сами городские строения (почти 500 000 новых домов).

Кроме того, Уокер считает, что важным аргументом в поддержку государственной программы помощи новым городам стал тот баланс между застройкой, эксплуатационными службами, торговой и зеленой зонами, которого удалось достичь проектировщикам. Просторные лужайки, леса и озера в течение долгих лет служат как развлекательным, так и рекреационным нуждам.

Более поздние проекты содержат энергосберегающие технологии сообразно климатическим условиям. В Милтон Кейнес, где опробованы первый в Британии дом с солнечными батареями и первый кинотеатр для демонстрации мультфильмов, сейчас сооружается первый в Европе спортивный центр с круглогодичным снежным покрытием.

"Поскольку относительно высокий уровень жизни в городах уже достигнут, теперь его нужно удержать", - подчеркивает Питер Холл, главный консультант Ассоциации городского и сельского планирования. "Сначала мы создаем новые города, в частности, и для того, чтобы как-то притупить остроту транспортной проблемы, а затем оптимально насыщаем эти самые города, так же, как и пространство между ними, необходимым транспортом.

В Стивенэйдже создана первая в Великобритании пешеходная зона, а в Бракнелле сохранено 80 нетронутых участков местности. В Питерборо перепланирован центр, образцом для которого стал город времен Римской империи, продолжающий процветать в средние века.

"Здесь здорово - высокий жилищный стандарт, много парков, никакого загрязнения окружающей среды. Это прекрасное место для жизни. У нас даже есть своя футбольная команда!" - гордость Лесли Джордан, матери двоих детей из Стивенэйджа, понятна любому современному горожанину.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 1998 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость