Фестиваль "Рок-коронация"
Бодался Цыбин с N.R.M.

Что можно придумать, чтобы основная рок-награда ушедшего года не досталась группе N.R.M.? Дабы и Вольского с коллегами не обидеть, и журналисты не выглядели слишком изнасилованными, и остатки лица сохранить? Варианты есть: трибьют DEPECHE MODE; шумная и громкая "Крамбамбуля", во главе со все тем же Лявоном; достойный во всех отношениях альбом Саши Помидорова. К тому же "Дом культуры" несколько припозднился по времени выхода, хотя релизы, выпущенные под занавес года, свое высокое место на пьедестале по итогам всего рок-сезона в Беларуси все-таки занимали. Короче говоря, придумывать ничего не надо, предпосылки поступить так, как частенько поступают организаторы "Рок-коронации", — на виду. Ну и пусть, что "ДК" — на самом деле лучший рок-альбом года, что N.R.M. как обычно больше других и успешнее других выступала с концертами в 2002-м, премия-то наша, потому и сделаем так, как непонятно почему. Дубина я, необработанная! Вот объясните мне, жалкому дилетантишке от рок-н-ролла, отчего лучшей "рок-песней" прошлого года была признана "Мая краiна Беларусь", состоящая из этих самых трех слов? Все, в "композиции" текста больше не было!!! Как так вышло, что альбом, уже отмеченный на одной из "Коронаций", — "Я нарадзiўся тут" — на следующей вновь попадает в число претендентов на награды и, более того, главную из них и получает?! Я понимаю, что идеолог проекта, человек уважаемый, и по делу, г-н Суша, по меркам некоторой группы белорусского народонаселения, достаточно платежеспособен. Авторитетом по реалиям? Но мы же все как бы стремимся к обществу справедливому, во всех его проявлениях, а выходит, как дойдет до персонального, то все принципы по боку? Дана из IMPETT "Княжна года"?.. Раньше, когда это все начиналось, чтобы заслужить звание Первой рок-леди Беларуси надо было быть Касей Камоцкой или Вероникой Кругловой. Измельчали? Так давайте в этом и признаемся, зачем же народ смешить?! А как по-хамски, как бесцеремонно и нагло обошлись с "ляписами", выпустившими не просто лучший альбом прошлого года ("Юность"), но, пожалуй, и самый удачный на сей день в своей биографии. Видимо, посчитали, что альбом неплох вне рамок Беларуси, но белорусским в полной мере его нельзя считать, ибо группа "не наша". ВВ для украинцев — все мое. ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, для отдельных деятелей местного шоу-бизнеса, ломоть отрезанный. Маслицем может служить разве что Призище за новый клип, не более.
…Пару лет назад вы, Юрий Евгеньевич, произнесли честную и грустную фразу (но парадоксальную, на мой взгляд, и бессмысленную), раздав уйму призов N.R.M., что-то типа того: мол, раз главные награды пошли по второму кругу, то и херить "Коронацию" надо. Херить не хочется дитя единоутробное? Понимаю. А выглядеть в абсолютно неприглядном свете который год?.. Привыкли? Или так не считаете? Тогда я спокоен за будущее (цивилизованное) этой составляющей белорусского рок-н-ролла: его просто нет…

В отдельную главу вынесено мое озлобление, связанное с "НейроКрушением"
Не ссы, Саня, назовешь новый состав АКМ (АЛЕКСАНДР КУЛЛИНКОВИЧ МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ), или НеДюК, или КУЛЛИНКОВИЧ бэНД, или, во! — ЭНД (экс-НЕЙРО ДЮБЕЛЬ), или, на худой конец, КУЛЛИНКОВИЧ ND-ORKIESTRA, и фэны угомонятся.
Саня, друг любезный, что с нами время-то делает, а? Каких-нибудь года три назад ты со мной душевно и с болью делился нелегкими мыслями, что завязывать с политикой надо, что оппозиционеры и руки не подадут, как только к корыту власти доберутся, так как чужд им русский язык, на котором ты поешь. Используют, словно презерватив, и начнут воздвигать на родине отдельно взятого незалежного рок-н-ролла Рок-храм из совсем других кирпичей. Ах, как ты их отымел, загодя предохранившись сам, ай да маладца! На исконном языке запел, пока еще мешая его с языком… оккупантов (вот вам прошлогодняя цитатка, подвергнутая небольшой стилистической и орфографической правке, с "Гостевой" НЕЙРО ДЮБЕЛЯ: "Здравствуйте. Сразу говорю, я — украинец, случайно попавший на этот сайт. Группа — офигенная, правда, не понимаю, почему на русском языке поете? Разве вас там эти оккупанты не так задолбали, как и нас здесь? Пишу по-русски, чтоб поняли, но уже плохо пишу на нем... увы (наверное)…" Отвечает Сам: "Спасибо за оценку. Поем по-русски, потому что на этом языке научили говорить, да и сейчас на нем говорю. Однако у нас появляются песни и на белорусском, и все больше и больше... В альбоме "П.И.О.Т.К.У.К.У.К." есть — скачайте "Tut.by", "Скрыпка дрыгвы". По поводу оккупантов: тут большая половина населения ведет себя, как оккупанты, хрен разберешь, че писать на стенах..."). Ух, как твои взгляды прогрессируют во все стороны: от — людей жалко, но американскому образу существования полагалось нечто похожее на то, что случилось 11 сентября, до твоего косвенного согласия с тем, что русский язык в Беларуси — язык оккупантов (дзякуй табе, Саша, от меня лично. Подпись — О'Ккупант).

Разовьем. Как известно, лидер НД Александр Куллинкович шибчей всего на свете не любит Америку и журналистов. Тут наши с ним антипатии совпадают на пятьдесят процентов: я тоже с удовольствием смотрел "Брат-2". А для еще пущего утверждения АК в вышенаписанном предлагаю вам нижеопубликованное.
Жил себе на свете белорусский парубок Саша Кулинкович, сочинял песни на русском языке (песни хорошие, социальные и не очень) и пел их в ансамбле экстремального владения инструментами НЕЙРО ДЮБЕЛЬ. Имел локальную известность, но ею же и тяготился время от времени, глядя на успехи Биафры и ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО за пределами родной страны. Мечталось ему о признании хотя бы в государстве соседнем, пусть даже так же как и США им нелюбимом. Там и слава — не Гулевич, и банкноты — поконвертируемей. Мечталось, но не осуществлялось, потому как и с(С)лава доставалась ему именно что Гулевич, а может все было и вовсе гораздо обыденней — на фиг там песни НД кому были нужны. И видя его смутные терзания, в один прекрасный день, или ночь, или с бодуна, с дружественным визитом посетила АК Муза-белорусскоязычная, погладила его по голове и слово молвила: "От того твои беды, что не на ту дорогу ты повернуть хочешь. А надо как U2: страну свою почитать продолжать, но желательно на белорусском языке. Пой по-белорусски, Александр, не пренебрегай реалиями, и будет тебе фарт от одной оппозиционной партии, в размере, каком не скажу, но будет. А еще ждут тебя на подлинно верном пути всевозможные блага от "БМАgroup" и книжка Короткевича". И проникся Санек: "Вот, бля, отчего душе моей так было тошно! Гоу к корням, не мать их! Здесь моя Отчизна, и помру я тут, бай!" Конечно, не все гладко складывается на просветленном тракте: добрые люди с Первого музыкального то берут клип "в ротацию" (о! а! Первый канал — ващеее!), то, суки, прекращают его крутить (а! о! Упыри! Ни одного клипа им больше не перепадет (говорят, на Канале жутко этой угрозы испугались)!). Но, кстати, Сашин нонконформизм — это уже давно не смешно. Назовем его метания — периодическим эволюционированием взглядов. Можно вспомнить еще все эти его "истерики" "ни ногой на "Рок-коронацию", чтобы потом — "мы хотели показать песню с альбома Короткевича" ("солянка" сия находится в "анальной стадии", похоже, раз из нее и НЕЙРО ДЮБЕЛЬ, и Кривошеев, и вроде как ULIS свои песни забрали), "Ивашина в группу — ни за что", “все — меняем название”, "в том зале выступать — никогда", ага…
…Не знаю, больно ли мне за группу, не больно… Безразлично стало (чего ж так разогнался тогда?), Саша. Неважный новый альбом (как мне видится, не нужный в дискографии), угробленный составителями "бест", постоянные срывы концертов (при редких великолепных), перспектив — сгущается туман, и точкой — перманентные пертурбации в составе (один из музыкантов, недолгое время проработавший в НД, мне как-то сказал: "Все понимаю — что группы у нас бедные и т.п., но шел-то я в контору, а оказалось — конторка")…

А в остальном…
… Заслуживающая внимание "Крамбамбуля" — очередная суполка (но --- как проект), не дотягивающая до предыдущих, но в ней принял участие Лявон Вольский, а потому — не может она быть хуже, есть такое мнение в обчестве.
Компиляция "Personal Depeche". Важен сам факт, что белорусские исполнители перепели песни не каких-нибудь здесь ПЕСНЯРОВ, а песняров тамошних. Разношерстная сборка, в которую вошли с вещами достойными отстойные вещи: не исключено, что идеологам проекта кое-кто из артистов облизал яйца, снабдив процесс издания диска (проект-то дорогостоящий) требуемым в него вливанием.
Альбом Александра Помидорова. Не будь N.R.M. — готовый претендент на Первый релиз года. Да, без музыкальных переворотов, но добротно, грамотно, мощно, честно, от сердца.
"Бест" Алексея Шедько хорош. Но "бест".
НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ. Аж два диска — хиты и номерной. Оба прошли малозамеченными, знать будут малоотмеченными. А ведь новый альбом, "Неба осколки", — сказка, а не пластинка: наработанный творческий и профессиональный багаж вылился в удивительно гармоничную и добрую работу. Вне рамок и стилей.
КУКЛЫ. Пока ТТ-34 подготавливают почву для завоевания российского рынка, эти парни стали законодателями моды в белорусском хардкоре. Пусть еще все сыренько, не огранено как следует (в НИИ цитологии спеет новая культура грибов), но ребятам есть что петь, и они рвут глотки и струны.
RASTA. Явление на белорусском музыкальном рынке, которое, как это происходит с периферийными группами, Минску до одного анатомического места — играют громко и как-то не по-нашему.
Дмитрий Войтюшкевич. То, что сейчас делает Дмитрий, мне не нравится, я это уже писал. И что из этого следует, собственно? Ничего. Не рок? Не рок. Так ведь "Коронация" не только рок привечает, и попсой ведь "Балады" язык не повернется назвать… дружный смех… Щас объясню свою еще не высказанную мысль. Как мне кажется, пластинка — образец этакой аутентично-духовной попсы, когда, используя прежние наработки в составе KRIWI (теперь — коллектив сопровождения голоса В. Кругловой), выбрав себе влиянием отчасти И. И. Кирчука, талантливый человек строит сам себе памятник при жизни (история знакомая на примере выходцев из глубинки), скрываясь за высокими идеями пропаганды народных эпосов бабушек и дедушек. А полный здец наступит, если г-н Войтюшкевич действительно задумал и осуществит запись песен Маяковского не лирика, а плакатного… Еще пару лет назад для меня это был Димка Войтюшкевич, сегодня — это Дмитрий Отчество Войтюшкевич: иногда он еще по-прежнему звонит в редакцию "МГ", но спустя десяток секунд мне неудержимо хочется замереть у телефона в положении "смирно"…
PARTYZONE. Альбом — один из впечатляющих провалов года. Случай, аналогичный "дюбелевскому": "вживую" группа звучит отменно (на "Басовище" победили, не абы где, во как! Для даунов поясню: "Басовище" — это белорусский "Вудсток", только на территории Польши, граничащей с Беларусью. Потому про фест этот не знает никто не только в мире, но и даже в остальной Польше. Крутой, в общем, праздник жизни), а в записи… При том, что в банде собраны музыканты очень и очень хорошие. Их какой-то муд…рый шаловек назвал белорусскими RAMMSTEIN. Это даже не лесть, а оскорбление святынь. Музыкальный материал — это не калька (ладно бы она, и не только с RAMMSTEIN), это нечто беспомощное и несусветное. Тексты… Хватит про PARTYZONE.
ЛЮБОВЬ И СПОРТ. Работа, способная составить видимость конкуренции основным силам. Мелодичность и правильность стихотворного материала, харизма и владение инструментами — давайте так очертим плюсы этой команды. Да и скандальностью отмечена, что немаловажно: беспардонное смещение бас-гитариста Алекса Кустова в обмен на почетную ссылку за руб…лем, финансовые споры с бывшим менеджментом группы… Вашкевич говорит, что вновь звучание поменяет, опять утяжеляться будет.
NEO. Лучшая в стране коалиция опопсовевшего рока. Они — не ЧЕХОВ, они — другие, за то мне и по нраву! В дебютном альбоме наряду с замечательными композициями были и слабенькие, а потому задача на новый сезон — отбалансировка репертуара. А то, что слушатель у группы все больше девчячий, так оно и быть по-другому не могло: девочки, как известно, любят летчиков, ждут моряков и тащутся по милиционерам (Вадик, когда звание обмывать позовешь?). И пускай критик скажет мне, что фанаток у них ровно столько, сколько в клипе про "Еву", так и АКВАРИУМ, по существу, с квартирников начинался.
J_МОРС. Отныне предлагаю участникам данного созыва запустить в пресс-релизы новое от меня по их адресу ноу-хау: группа позитивного настроения. Тоже прослойка между поп-музыкой и роком. От кабака не осталось ни одной грязной тарелки. Пугач — сказочник-душка, втирающий доверчивым журналисткам про то, как записывается в Германии; с внешностью окультурившегося мачо, да еще шрам, украшающий его как мужчину. Володь, может ты Куллинковичу поможешь: создайте группу ПУГАЧ (ударение в отличие от фамилии на второй слог), хэви залабайте либо кор какой?..
Крепкий альбом выпустил Дмитрий Даукш, отличный звук и набор приятных тем.
AMBASSADOR 21. Уникальный белорусский проект Алексея и Наталии Протасовых, существующий выпущенными альбомами дигитального хардкора высокого уровня, но никак не засвеченный "живьем". Характерен на белорусской андерграундной сцене наиактивнейшим PR'ом, связями с ведущими западными инди-лейблами и исполнителями, "Сетевыми" разборками с адептами белорусского антифашистского рок-движения и нелюбовью к FM-станциям. Впрочем, положи Леше зарплату в тысченку американских президентов, как знать, не сменил бы он лозунг "FM Must Die" на "FM Must Live Forever"…
Шагом на месте оказался второй альбом толкового и безбашенного коллектива ТЯНИ-ТОЛКАЙ. Название группы (точнее, тот, “кто” за ним стоит), увы, в этом случае сыграло с музыкантами ТТ подленькую шутку.
ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ СВЕТА. Доселе незнакомая мне группа поразила качественнейшим эмбиентом. ЧСС отличается музыкой мудрой и величавой, и при этом доступной для восприятия любому слушателю. Красота, одним словом!
Сборники "БМА". Чтобы завершить порочный круг, им надо выпустить компиляцию "ЛАКИ/КРАСКИ: попсадрайву!". Комментировать нечего: Супер на протяжении всей своей благородной деятельности отличался умением выпускать в одном флаконе откровенную хрень и хрень не откровенную. Чего в будущем ему и пожелаем!
Обломали меня в 2002 году ДЕЖА ВЮ (экс-VOODOO). Думал, обосновались в Питере, "Бомба" их взяла под крыло, однако чего-то не срослось, и группа опять канула в неизвестность.

P.S. N.R.M. во избежание будущих недоразумений, которые непременно родятся под натиском шедеврального таланта Лявона Вольского и его же поразительного чувства музыкальной конъюнктуры, я предлагаю рассматривать вне контекста белорусского рок-н-ролла. И без объяснений, и баста, и не спорить.
P.P.S. А еще белорусскому року как воздух необходим прорыв на Запад. И сделать это, по моему разумению, можно легко. Берем за образец ТАТУ, наряжаем Вольского с Павловым в юбки (имя даем дуэту, само собой, ТОТТОГО), текст какой-нить попросим Борю Штерна изобразить (сейчас начнет злиться — Боря, никаких намеков и параллелей, ну на ум ты мой воспаленный почему-то пришел!), музыку купим у Сереги Жукова — и вот оно, "Грэмми"!..
P.P.P.S. И традиционное: извините, что не всех обидел… Первый музыкальный что-то меня беспокоить начал…


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета