Salvador, Henri
Performance!

(p) & (c) 2002 EXXOS
18tks/62mins
Предоставлен S.B.A./GALA Records.
Французский джазовый гитарист (а вообще-то, мультиинструменталист), вокалист и композитор Анри Сальвадор родился 85 лет назад (то есть в один год с джазовой грамзаписью) в Кайенне, столице Французской Гвианы. Навсегда заразился джазом в 11-летнем возрасте, услышав записи Армстронга и Эллингтона. Первую гитару и первый кабацкий заработок имел в 16. Еще через пару лет Анри получил работу в парижском "Jimmy's Bar", где встретился с Джанго Рейнхардтом, на которого произвели большое впечатление чувство ритма и музыкальность молодого гвианца. Рейнхардт пригласил Анри Сальвадора в свой комбо. Потом была долгая творческая жизнь (которая, слава Богу, длится и поныне), полная встреч с множеством замечательных людей. (Так, в 1957 году Анри подружился с Борисом Вианом, с которым сделал ряд совместных записей. Кроме того, друзья под псевдонимом Henri Cording написали первые французские рок-н-роллы — "Rock Hoquet" и "Rock And Roll Mops".)
Всю жизнь Анри Сальвадор следовал правилу: сделав студийную запись (особенно ежели воспоследовала удачная концертная презентация записанного), обязательно нужно записаться с этим же материалом еще раз — "живьем".
Впрочем, это вовсе не означает, что артист вгонял свою творческую деятельность в какие-то жесткие рамки — с развитием техники Анри откорректировал разработанную схему следующим образом. Где бы он ни выступал — в "Олимпии", "Зените", "Прентан де Бурж", на любом из фестивалей — его всегда сопровождали команда звукоинженеров и передвижная звукозаписывающая студия. Над записанным материалом Сальвадор позже подолгу колдовал в стационарной студии. Так появился альбом "Salvador On Stage".
И, подобно некоторым американским звездам, в первую очередь Синатре, Сальвадор на всю катушку использовал и использует возможности TV и видео. С помощью приглашаемых в телестудию ли, на концерт ли артистов он превращает совместные выступления в такие эксклюзивные фрагменты жизни, так закручивает действо, что каждый из подобных джэмов оказывается лакомым куском для телевидения и телезрителей.
Рецензируемый альбом сделан на основе сессии, записанной 2 марта 2002 г. силами одной из студий телеканала "Canal +". Для участия в концерте Сальвадор пригласил звезд французской джазовой сцены — ударника Andre Ceccarelli, гитаристов Dominic Cravic и Bireli Lagrene, басиста Vincent Artaud, трубача Eric Lelann, клавишника Bernard Arcadio. "Ma Doudou" исполнено дуэтом с карибской вокалисткой и гитаристкой Laurent Voulzy, а "All I Really Want" — со шведской вокалисткой Lisa Ekdahl, которая участвовала в шоу вместе со своим гитаристом Salvadore Poe (автором названной песни). Для шлифовки возможных неровностей был приглашен Европейский симфонический оркестр.
(Бирели Лагрен достоин отдельного рассказа — когда он, еще подростком, ярко вспыхнул на джазовом небосклоне лет 15-20 назад, вся околоджазовая пресса дружно окрестила его "Джанго наших дней", намекая, помимо всего прочего, на общее с Рейнхардтом цыганское происхождение.)
Что же до собственно Анри Сальвадора, то тем, кто неравнодушен к французскому шансону, он, пожалуй, напомнит в каких-то вещах Шарля Трене, в каких-то — Азнавура, в каких-то — Ива Дютэя. Для тех же, кто любит джаз, его мягкая манера, возможно, будет ассоциироваться с одним из лучших бразильских изобретений — босса-новой (Сальвадор и концерт-то начал "Corcovado", одной из наиболее известных жобимовских песен).
Мне же при прослушивании альбома пришло в голову следующее обобщение: и шансон, и босса-нова, появившись в ХХ веке, позволили по-новому ощутить прелесть соответственно французского и португальского языков.
Наиболее джазовый номер сессии — инструментальная композиция Сонни Роллинза "Oleo" (Андре Чеккарелли, Бирели Лагрен, Винсент Арто). В следующем номере — "Duke, Basie Et Louis" — Анри Сальвадор отдает дань уважения своим джазовым кумирам и заочным учителям.
Итак, дамы и господа, встречайте кайеннского перца!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета