Кальян
Б.Н.

(p) 2000 БМАgroup
(с) 1999 КАЛЬЯН
10tks/51mins
О гродненской панк-группе КАЛЬЯН я упоминал недавно в своей рецензии на сборный концертник "Басовiшча-98", заметив при том, что тех живых эмоций вам уже никто не передаст. И вот, думаю, раз не передаст - то сиди и слушай. А хоть пока и нет чисто панковских "сиди" в Беларуси, то БМАgroup регулярно предоставляет возможность послушать их на кассетах. Вспоминая их перечень теперь (группы DEVIATION, КАЛЬЯН, ЖЫГIМОНТ ВАЗА и др.), не могу не порадоваться явному разнообразию колоритного спектра этой, в общем-то, примитивной музыки.
Отнюдь не оценка была в последних словах моих, а чисто констатация структурного своеобразия стиля. И, если хотите, это даже комплимент, поскольку легко нарисовать картину в многообразии красок, а попробуй выразить всего себя в двух-трех мазках. В двух-трех аккордах это мастерски делают панки. Хорошие панки, а не те, что панкуют от неумения играть. Что до КАЛЬЯНА, то и гармонической бедностью его панк-рок не страдает.
Говоря о "Басовiшчы-98", я уже отмечал необычайную энергетику КАЛЬЯНА, сожалея лишь о проблемах восприятия live-recording. И вот группа поработала в студии в июле 1999 года (да еще в какой - белостокский "Rambrandt"!), предлагая целый альбом, в который вошли также знакомые хиты: "Пачвары" ("Душа анархiста"), "Хмары". Разве что "Дайце дзецям кулямет" осталась в более раннем альбоме "У краiне цудау". Признаюсь, что упрощенные жанровые характеристики предыдущей рецензии (лирическая, экологическая, антивоенная) - неудачная шутка с моей стороны. Тексты, написанные вокалистом группы Алесем Денисовым (а тут надо еще назвать "Тосьцi", "Старая бабуля", "Панкаускi карагод" и др.), - куда более многосторонние философские срезы нашей жизни. Возможно, чересчур политизированные, но уж во всяком случае не банальные.
Есть у группы пара песен на русском и даже на польском языке, но это вовсе не конъюнктурное прощупывание рынка. Антивоенная "Живой или мертвый" - это взволнованное обращение к воюющей стране, которое должно быть понято:

Чечня - грустная фигня.
Когда ты, человек, поймешь, что,
Убивая других, ты убиваешь себя.

Насквозь продирающая песня, которую лучше не цитировать, а слушать.
Что касается польскоязычной "Przemoc" (текст ее написал аккордеонист группы Андрей Сокил), то здесь просто закамуфлированы иноязычием чересчур открытые политические декларации, обращенные к самим белорусам.
Ну а панк-хитом "Мiр i Сонейка для усiх" стало обычное стихотворение Владимира Карызны "Кастрычнiцкае сьвята". Ясно, это уже пародия, так как это уже смешно - праздник Октября.
Среди состава ансамбля (гитаристы Змитер Винс и Вундер, басистка Юля, скрипач Евген Ерш) я неожиданно нашел знакомую личность из Минска - барабанщик Алесь "Ганс". Как ни скрывайтесь за псевдонимами, ребята, но кто же не знает Алеся "Ганса" Быкова из УЛIСА?
И пару слов о названии альбома - "Б.Н": как ни рисовал художник китайские иероглифы на обложке, а лично мне это напоминает знаменитую поэму Янки Купалы "Безназоунае". Вот они, духовные корни этих безродных космополитов - панк-рокеров. Не все так просто в этой жизни. И каждая вещь имеет по крайней мере два значения.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета