Анемпадыстау, Мiхал Атэкстацыi (вершы для песень, книга)
(c) 1998 М. Анемпадыстаў & Ковчег 52 стр.
Тот, кто в основном просто балдеет от одного вида рокеров и не шибко вникает в слова песен белорусскоязычных групп (не знает их авторов), но все–таки чувствует некий дискомфорт и беспросвет, льющиеся со сцены, прочитав книгу Михала Анемподистова, найдет того самого "стрелочника–пессимиста". Тонкий, большей частью все же социальный лирик, он неохотно дарит людям надежду на то, что жизнь их когда–нибудь изменится к лучшему, он констатирует ситуацию безнадеги, обвиняя в ее победоносном шествии тех, кто является носителем такой позиции, даже скорее антипозиции, — общество в целом, каждого конкретного человека, себя. Михал не зовет на баррикады, но, усугубляя и выворачивая наизнанку примиренческое отношение людей прежде всего к себе самим, он тем самым как бы предлагает человеку хотя бы на мгновение заглянуть внутрь самого себя; его стихотворные строчки выполняют функции катализатора, если хотите, зеркала, в котором отражаются не слишком–то приглядные картины буден. Его стихи поют признанные мэтры белорусского рока, вечные бунтари Кася Камоцкая и Лявон Вольский, его "Народный альбом" стал событием прошлого года в Беларуси, его книгу (не хочется писать "книжку") разметут в один момент, останутся с ней один на один. Она — не очищение, она — одна из улочек на пути к Храму:
Не, ня трэба нiякiх знакау
I веры ня трэба, а толькi
А толькi крыху надзеi
Каб не памерцi тут
Ад дзiунай хваробы
Першая фаза якой
Агульная млявасьць
Другая фаза якой
Страта веры да сэнсу
Трэцяя фаза якой
Сьмерць ды труна
Чацьвертая фаза якой
Глеба ды цемра
("Цемра")
Мы рабiлi высновы хутка,
Мы павальна сьпявалi баляды,
Мы на злосьць валасы расьцiлi
I упарта чакалi Калядау...
Позна увечары посуд памыем
I пакiнем, каб сохнуу на тацы.
Мы чакаем Калядау з маленства,
Ды ня можам нiяк дачакацца.
("Мы чакаем Калядау")
Вада залiвае горад:
Вулiцы, плошчы, сквэры.
Мы заплюшчылi вочы,
Мы зачынiлi дзьверы...
I мы пачынаем дыхаць,
I нам пад вадою добра,
Калi толькi гэтую вадкасьць
Можна назваць вадою.
("Над горадам шэрая хмара...")
У нашым мястэчку восень,
I прыхаднi розныя
лазяць па хатах.
Тыкаюць пальцамi у сала
I наводзяць свае парадкi.
У мяне на душы паскудна,
I словау бракуе,
каб выказаць гэта,
I не хапае моцы,
Каб далей гэта моучкi трываць.
Я пайду па мястэчку,
Вазьму у рукi кала
I засьпяваю уголас,
Каб чулi усе:
— Лалалала!
("Лалалала")
Тот, кто в основном просто балдеет от одного вида рокеров и не шибко вникает в слова песен белорусскоязычных групп (не знает их авторов), но все–таки чувствует некий дискомфорт и беспросвет, льющиеся со сцены, прочитав книгу Михала Анемподистова, найдет того самого "стрелочника–пессимиста". Тонкий, большей частью все же социальный лирик, он неохотно дарит людям надежду на то, что жизнь их когда–нибудь изменится к лучшему, он констатирует ситуацию безнадеги, обвиняя в ее победоносном шествии тех, кто является носителем такой позиции, даже скорее антипозиции, — общество в целом, каждого конкретного человека, себя. Михал не зовет на баррикады, но, усугубляя и выворачивая наизнанку примиренческое отношение людей прежде всего к себе самим, он тем самым как бы предлагает человеку хотя бы на мгновение заглянуть внутрь самого себя; его стихотворные строчки выполняют функции катализатора, если хотите, зеркала, в котором отражаются не слишком–то приглядные картины буден. Его стихи поют признанные мэтры белорусского рока, вечные бунтари Кася Камоцкая и Лявон Вольский, его "Народный альбом" стал событием прошлого года в Беларуси, его книгу (не хочется писать "книжку") разметут в один момент, останутся с ней один на один. Она — не очищение, она — одна из улочек на пути к Храму:
Не, ня трэба нiякiх знакау
I веры ня трэба, а толькi
А толькi крыху надзеi
Каб не памерцi тут
Ад дзiунай хваробы
Першая фаза якой
Агульная млявасьць
Другая фаза якой
Страта веры да сэнсу
Трэцяя фаза якой
Сьмерць ды труна
Чацьвертая фаза якой
Глеба ды цемра
("Цемра")
Мы рабiлi высновы хутка,
Мы павальна сьпявалi баляды,
Мы на злосьць валасы расьцiлi
I упарта чакалi Калядау...
Позна увечары посуд памыем
I пакiнем, каб сохнуу на тацы.
Мы чакаем Калядау з маленства,
Ды ня можам нiяк дачакацца.
("Мы чакаем Калядау")
Вада залiвае горад:
Вулiцы, плошчы, сквэры.
Мы заплюшчылi вочы,
Мы зачынiлi дзьверы...
I мы пачынаем дыхаць,
I нам пад вадою добра,
Калi толькi гэтую вадкасьць
Можна назваць вадою.
("Над горадам шэрая хмара...")
У нашым мястэчку восень,
I прыхаднi розныя
лазяць па хатах.
Тыкаюць пальцамi у сала
I наводзяць свае парадкi.
У мяне на душы паскудна,
I словау бракуе,
каб выказаць гэта,
I не хапае моцы,
Каб далей гэта моучкi трываць.
Я пайду па мястэчку,
Вазьму у рукi кала
I засьпяваю уголас,
Каб чулi усе:
— Лалалала!
("Лалалала")
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 1998 год в рубрике музыкальная газета