Spielwarenmesse: выбери себе развлечение

Для коротания долгих холодных вечеров человечество по-прежнему не имеет ничего лучшего, чем книги или игры. Даже телевидение и интернет не могут считаться альтернативой — они только обостряют рафинированность этих занятий.

Так почитать или поиграть? А в чем дилемма, если даже на самой большой в мире ярмарке игрушек Spielwarenmesse, которая каждую зиму проходит в Нюрнберге, книги и игры нынче представлены в одном разделе. А ведь речь идет о выставке немецкой, где порядок превыше всего. Где все товарные предложения аккуратно и прагматично разделены на двенадцать групп: радиоуправляемые и пластиковые модели, железные дороги, конструкторы и системы для ролевых игр, куклы и мягкие игрушки, все для карнавала, деревянные и рукодельные игрушки, игрушечная мода, школьные и канцелярские принадлежности, спортивный инвентарь, товары для малышей, всякая всячина. Все очень скрупулезно, так, чтобы не потерять из виду ни одно из проявлений сегодняшнего мира игр и игрушек. Очень по-немецки.

Хотя справедливости ради нужно сказать, что немецкий стиль — это далеко не только прагматичность. Чтобы далеко не ходить за примерами, можно вспомнить, что в индустрии настольных игр существуют две большие школы, два гранд-стиля: немецкая и американская. Для последней характерен драматизм сюжетов, полное погружение в атмосферу, как правило, очень долгой игры, многостраничные своды правил, упорное противостояние игроков и практически решающая роль везения.

Напротив, в играх немецкой школы, или как их еще называют, еврогеймах, правила относительно просты и логичны, партии недлинные, довольно высокий уровень абстракции и расчет на взаимодействие игроков — они конкурируют, а не вступают в смертельную схватку. Уничтожить, бесповоротно убрать человека из игры в принципе невозможно, а роль удачи в ней сведена к минимуму. В результате все дружелюбно и экологично, учитывая, что фишки и прочие элементы чаще всего деревянные, а не пластиковые, и скорее элегантны, а не драматичны. Главное отличие немецкой школы от американской заключается в том, что художественный мир игры там всегда вторичен по отношению к ее увлекательности.

Игры немецкого стиля часто называют дизайнерскими или авторскими. И настоящая слава еврогеймов началась в 1995 году, когда миллионными тиражами по миру разошлись "Колонизаторы", придуманные Клаусом Тойбером. Став четырехкратным обладателем премии Spieldes Jahres, Тойбер еще какое-то время работал по своей основной специальности — зубным техником, но в конце концов уволился и полностью посвятил себя любимому хобби и семье.

Кстати, семейные игры в большинстве своем являются играми немецкого стиля. И нет ничего приятнее, чем устроить партию еврогеймов вечером за общим столом. Даже совсем маленькие дети могут поучаствовать в парочке раундов, а уже для тех, кто старше шести, настольные и карточные игры по статистике стабильно занимают верхние позиции в списках подарков, которые они хотели бы получить ко дню рождения или к Новому году.

Поэтому классические салонные игры сегодня стали одной из самых важных товарных групп в индустрии игрушек. Во многом благодаря тому, что их издатели год за годом ухитряются придумывать все новые механизмы и интересные темы, которые бы не уступали классике жанра. Смартфоны и планшеты со всеми своими приложениями, конечно, переносят акцент на так называемые iToys — гибриды мира физического и виртуального, где оффлайн-персонажи способны влиять на поведение своих двойников в видеоиграх. Но есть и обратный путь — из интернета в гостиную. Лучший пример тому видеоигра-головоломка Angry Birds, которая сначала стала самым скачиваемым приложением для мобильных платформ iOS и Android, получила версии для разных компьютерных браузеров, и только потом появилась в виде настольной игры.

Значит ли это, что чем дальше, тем важнее будет становиться игра, а не книга? Не обязательно. Уже больше полувека существует жанр "книги-игры", в которой читателю позволено самостоятельно формировать сюжет: став главным героем, принимать решения и перемещаться от страницы к странице, и от главы к главе. Еще появились книги, целиком моделирующие свой космос по игре: главный герой проходит разные "уровни" развития, "прокачивая" свои способности и разрешая ситуации-квесты, которые ему создают "второстепенные" персонажи или весь остальной мир.

Золотой век книготорговли, тем не менее, уже в прошлом, даже при том, что продажи традиционных книг "для детей и молодежи" достаточно высоки. Литературный рынок переживает революцию сразу на нескольких фронтах — авторы все чаще становятся сами себе издателями, ширится онлайн торговля, а крупные книжные сети вынуждены перерождаться.

Так, немецкие магазины Thalia и Mayersche уже пытают удачу в торговле игрушками, а в США вторая по величине книжная сеть Borders попросту закрыта. В то же время растет популярность электронных книг. Поэтому книжные магазины, скорее всего, будут предлагать все меньше и меньше книг. Зато ассортимент "не-книг" расширится. Это будут подарки, игры, CD, поздравительные открытки, письменные принадлежности, вино, чучела животных и игры. Короче говоря, все, что может быть продано вместе с книгами и вместо книг.

Но проблема еще и в том, чтобы покупатель, как и прежде, просто приходил в магазин. Поэтому на Spielwarenmesse в Нюрнберге на конгрессе GlobalToy владельцам магазинов расскажут о том, как обновить зазывные технологии с учетом будущих требований рынка. "Чтобы покупатель не прошел мимо вашего магазина" — таким будет лейтмотив конгресса.

Тем не менее, книги для детей и молодежи остаются основой книжной торговли. Продажи книг с картинками, которые являются первым шагом на пути к чтению, растут, как и серии вроде "играй и учись", "первый читатель" и "библиотека историй". Но в категории "Книги для детей и молодежи" смена парадигмы в ближайшем будущем неотвратима, поскольку в этой группе цифровые устройства для чтения котируются куда больше, чем бумажные книги. Правда, по статистике электронные книги пока регулярно читают только два процента молодых людей. Но издатели уже теперь предлагают 70% своей продукции в цифровом виде.

Для справки. Международная выставка игрушек, товаров для хобби и досуга Spielwarenmesse пройдет в выставочном центре Нюрнберга с 29 января по 3 февраля 2014 года уже в 65-й раз. Организованная компанией Spielwarenmesse eG, эта выставка является платформой для организации бизнеса 2 700 производителей со всего мира. Представляя новые продукты и целостную картину отрасли, Spielwarenmesse ежегодно обеспечивает ценную информацию об отраслевом рынке 72 500 покупателям и продавцам из 100 стран мира.

Елена Рыбалтовская
Фото: AlexSchelbert.de / Spielwarenmesse eG

©1997-2024 Компьютерная газета