Популярное введение в цифровую фотографию.

Об этой серии статей.

В данной серии статей я, планирую, на примере фотоаппарата Medion 9700 (рефабришинг, стоимость 150 долларов США), рассмотреть основные параметры недорогих цифровых фотокамер. Мы с вами обсудим, как эти параметры влияют на качество получаемых снимков, а также рассмотрим некоторые трюки и приемы которые я изучил, читая форумы в интернет и самостоятельно приручая эту новую для себя игрушку. Также я вам расскажу, куда именно следует смотреть при покупке фотоаппарата, дабы потом не кусать локти, кляня почем зря «нечестного» продавца.

Цифровые фотоаппараты. WAS IS DAS?

Так уж получилось, что фотографией я никогда особенно не увлекался. В детстве, поигравшись с популярными в те годы фотоаппаратами "Смена-8М", я быстро понял, что переливание дурно пахнущих жидкостей из одних кюветок в другие, и посиделки в темной и душной ванной комнате, в обнимку с фотоувеличителем, вряд ли станут моими любимыми занятиями. Ну не лежит душа и все тут. Слишком уж много "лишних" действий приходится совершать для того, что бы, в конце концов, увидеть на листе фотобумаги размазанное и непонятное, порой даже мне самому, изображение. Эти первые неуклюжие попытки надолго отбили у меня всяческое желание приобщиться к таинству фотографии.

Взращенный годами негативизм не исправили даже фирмы, занимающиеся проявкой пленок и печатью фотографий. Те самые фирмы, что расплодились в последние годы как грибы после дождя. Все равно, процесс фотосъемки казался мне необоснованно длительным. От момента нажатия на спуск фотоаппарата, до момента получения на руки печатной фотографии, мог пройти не один день, а то и ни одна неделя. И все это время я понятия не имел, вышло ли что-либо путное из моей попытки зафиксировать фрагмент быстротекущих событий или нет. Можно было отснять не одну пленку, скажем во время дружеской пирушки, и через пару дней выяснить, что не получилось ни одного хорошего кадра, так как при съемке мной был взят неправильный фокус. Так что, опять пирушку собирать и пытаться заснять ее снова? Так никакого здоровья и денег не хватит, для того чтобы постичь хотя бы азы профессии фотографа.

Цифровые фотоаппараты решили эту проблему. Сделанный снимок, по прошествии нескольких секунд, оказывается в памяти фотоаппарата, причем сразу в формате JPEG. Вы можете посмотреть его на встроенном в фотоаппарат маленьком цветном дисплее, или, с помощью специального считывателя, перенести изображение в обычный компьютер. Тут же, не отходя от кассы, смотрите, что вышло. В том случае, если снимок не получился, его можно переснять, учтя свои предыдущие ошибки, и таким образом запечатлеть таки ценное для вас мгновение.

Дабы мое заявление не выглядело голословным, скажу, что, выбирая себе цифровой фотоаппарат, я пришел к продавцу с ноутбуком. В течение где-то минут 30.. 40, проверил пять фотоаппаратов, снимая на каждом по шесть кадров. После съемки, я переносил фотографии в ноутбук и внимательно изучал в поисках битых пикселей на матрице. Причем ноутбук мой это отнюдь не Pentium-4, а скромненький Pentium-1 с частотой 133 Мгц, поэтому картинки с разрешением 2272x1704 он показывал с большой натугой. Несмотря на это вся операция заняла около получаса.

Являясь владельцем цифрового фотоаппарата, вы избавлены как от возни с фото кюветками, так и от общения с фирмами по проявке пленки. Файл, со сделанной вами фотографией, сразу оказывается у вас на руках, и вы можете сами, сколько вам угодно пытаться улучшить ее качество или накладывать различные эффекты в графических редакторах а-ля PHOTOSHOP. Вы можете использовать полученное изображение для оформления своей веб странички, при этом вам не нужно возится с оцифровкой бумажной копии изображения. Короче говоря, имея цифровой фотоаппарат, вы приобретаете массу интересных возможностей, и все было бы хорошо, если бы не одно "но". Цифровая камера довольно таки дорогая игрушка и ее покупка сильно ударит по семейному бюджету большинства жителей территории экс СССР. Более ли менее приличные модели камер стоят в районе 300 долларов, и такая покупка не всем по карману.

Кто-то из моих оппонентов по спорам на интернет-форуме газеты наверняка ехидно прищурится и скажет, что за триста долларов ничего приличного купить нельзя, то ли дело его NICON за девятьсот долларов! Обычно, в ответ на это, я рассказываю подобным "эстетам" об одном своем приятеле - радиолюбителе. У него дома стоит вольтметр, меряющий напряжение с точностью до 8 знака после запятой. Стоит этот вольтметр примерно столько же, сколько и NICON моего оппонента, тоже где-то в районе 1000 долларов. Рассказав об этом, я спрашиваю эстета от фотографии о том, каким вольтметром он пользуется дома. Как правило, выясняется, что на руках у него китайский тестер за 150 рублей, возможностей которого ему, по его словам, вполне хватает для измерения напряжения аккумуляторов в его любимом фотоаппарате.

Если мне попадается вменяемый оппонент, я обычно просто ему говорю, что и возможности его навороченного фотоаппарата не нужны моему приятелю радиолюбителю, точно также как и мне самому. За эти деньги, мой приятель себе лучше очередной генератор купит, а я возьму новую видеокарту. Каждый ведь с ума по-своему сходит, это только гриппом все вместе болеют. Если же оппонент попадается и вовсе упертый, то я долго и со смаком над ним издеваюсь в связи с тем, что он использует в своей работе такой позорный китайский тестер, несмотря на существование в природе куда как более продвинутых моделей. Вот такой у меня ехидный характер. Ну да ладно, покончим с предисловием и перейдем к основной теме моего рассказа.

Представляем героя моего рассказа.

Как-то, зайдя в одну небольшую компьютерную фирму, я заметил в дальнем углу прилавка штук так пятнадцать одинаковых фотоаппаратов серебристого цвета, стоящие в ряд в дальнем углу полки. На мой недоуменный взгляд продавец ответил: "Цифровые фотоаппараты, 4. 1 Мега пиксельные, производство Германии, цена - сто пятьдесят долларов".

Протянув руку, я взял ближайший и стал недоуменно его разглядывать. И действительно, надпись на передней панели гласила о том, что эта камера содержит в своем чреве 4. 1 мега пиксельную матрицу и объектив с некими асферичными линзами. Наверно это хорошо, подумал я, но на всякий случай переспросил - Линзы конечно пластмассовые? Нет, это стекло - возразил продавец. Объектив RICON, матрица SONY. А еще авто-фокус, оптический и цифровой ZOOM, фотовспышка и карта COMPACT FLASH на 32 мегабайта в придачу.

Я еще более недоуменно воззрился на аппарат. Я был готов допустить, что недорогой фотоаппарат с пластмассовыми линзами и фиксированным фокусом, как это сказывается на качестве снимков я, думаю, вы и сами, без моих комментариев догадаетесь, мог бы стоить 150 долларов. Но эта машинка, по своим параметрам, тянула на как минимум вдвое большую сумму. Возможность того, что это техника из разряда "БУ" отпадала сразу, пятнадцать одинаковых "БУ" фотоаппаратов в одном магазине это уже перебор. Неисправные что ли? - предположил я. Рабочие! - ответил продавец. Гарантия один месяц. Тут я уже начал догадываться: Рефабришинг? - спросил я. Он самый ответил продавец.

Разобравшись с происхождением этого, непонятно почему дешевого аппарата, я записал на бумажку название его модели и отправился сначала домой, а, придя туда, пошел за информацией в Интернет. Судя по материалам в Интернет, на территорию бывшего СССР, поступила очень большая партия этих "восстановленных" аппаратов по средней стоимости 150 долларов за штуку. Объявления с предложением купить их по этой, рекордно низкой, цене попадались мне на форумах в Москве, Санкт-Петербурге и Минске. Итак, встречайте цифровой фотоаппарат MEDION 9700.

Настоящим изготовителем этого фотоаппарата является тайваньская фирма SCANHEX. Фотоаппарат является их моделью выпущенной в конце 2001 года. Фирма посредник Medion продавала ее под различными торговыми марками по всей территории Европы. Средняя стоимость аппарата составляла при этом около 300 долларов США. В разных странах замечены следующие названия ("брэнды") для данного фотоаппарата: MEDION 9700(Германия), JENOPTIC JD 41003z(Англия), ROLLEI d41(Германия), LIFETEC LT5995(Франция).

Одним из посредников фирмы ScanHex на территории России, является известный брэнд ROVER. Ради любопытства прогуляйтесь на сайт "ровера", и сравните фотографию их модели 5-мегапиксельного фотоаппарата RS-5210Z с внешним видом моего Medion-а. Ничего не напоминает? А если вы затем посетите и сайт ScanHex, то без труда обнаружите там и искомую 5-мега пиксельную модель. На самом деле, она является дальнейшим развитием моего фотоаппарата Medion. Следующая модель в линейке, отличающаяся матрицей и прошивкой(BIOS). От ROVER там только русификация меню (отвратительная, к слову сказать).

Несмотря на разные названия и номера моделей, все эти аппараты, по сути, являются одной и той же моделью SCANHEX SX-410Z. Все они внешне выглядят совершенно одинаково и главным признаком модели, о которой я веду рассказ, является ее характерный внешний вид, а также наличие 4. 1 мега пиксельной матрицы. По этим признакам вы его и узнаете когда увидите, а увидите вы ее наверняка, так как, судя по всему, партия к нам в страну попала довольно большая. Сейчас на Питерском радио рынке "Юнона" этими фотоаппаратами торгует каждый второй продавец.

Что любопытно, листая прайсы наших местных компьютерных фирм, я наткнулся и на "честный" новый фотоаппарат SX-410Z. Как и следовало ожидать, стоимость его составляла 295 долларов США. А что вы хотели при таких технических параметрах? Ах да, о параметрах то я и забыл вам рассказать.

В процессе подготовки к покупке, я заранее выкачал из Интернета и изучил прилагающуюся к "родному" ScanHex 410 инструкцию по эксплуатации. Хорош я буду, если, придя в магазин, не буду знать на какую кнопку нажать, чтобы получить снимок с нужными мне параметрами. В этой же инструкции приводились и технические характеристики аппарата. Для любителей длинных таблиц, приведу тактико-технические данные фотоаппарата Medion 9700, ну чтобы уж все в моей статье было по правилам.

Тактико-технические характеристики.

Матрица: 1/1. 8" CCD, 4. 13 Мега-пикселя

Магическое число, задающее количество пикселей у матрицы фотоаппарата, для многих покупателей служит основным мерилом "крутизны" той или иной модели. Производители техники, разумеется, хорошо об этом осведомлены и в свои новые модели устанавливают матрицы, имеющие все большее и большее количество пикселей. Давайте разберемся, что именно означает это число, и как оно сказывается на качестве получаемых фотографий.

А сложного в этом параметре ничего нет, им просто описывается количество фоточувствительных элементов, на которые проецируется картинка, получаемая оптикой фотоаппарата. От количества этих элементов напрямую зависит максимальное разрешение графического файла, который вы получите в результате съемки. Таким образом, число 4. 1 МП означает, что в матрице фотоаппарата имеется 4. 1 миллиона светочувствительных элементов.

Много это или мало? А давайте посчитаем. Предположим мы хотим сделать снимок с разрешением 2272 на 1704 пикселей. Множим одно число на другое и получаем, в результате, примерно 3. 9 миллиона пикселей. Таким образом, снимок с таким разрешением вы можете получить только на камере 4. 1 МП, а вот если вы желаете сделать снимок 1600 на 1200 пикселей, то вам вполне достаточно и 2. 1 мега пиксельной камеры, так как 1600x1200 это примерно 1. 9 миллионов точек.

Как же так! - заметит кто-то из моих читателей. Моя камера с разрешением 2. 1 МП легко делает снимки с разрешением 2272 на 1704 точек. Да запросто! - отвечу я, камера снимает, как ей и положено, картинку 1600 на 1200 точек, а затем программно увеличивает ей размер. Как это сказывается на качестве снимка, хорошо знают те, кому доводилось подобным образом увеличивать изображение в каком-либо графическом редакторе. А именно картинка теряет качество и становится зернистой. Программе ведь негде взять недостающие точки, поэтому она добавляет их чисто эмпирически, основываясь на цвете соседних с вставляемыми пикселей. Ни одна камера приличного производителя не станет производить эту операцию. Это просто некрасивый маркетинговый трюк, рассчитанный на неграмотного покупателя, желающего задешево приобрести приличную вещь. А так, как известно, в жизни не бывает.

Устройства, построенные на жидкокристаллических матрицах (ЖК мониторы или цифровые фотоаппараты), всегда работают только на том разрешении, на которое изначально рассчитаны. Они не могут изменить количество светочувствительных (или напротив излучающих) элементов и не могут поменять их физическое расположение между собой. Думаю, вы и сами понимаете почему. Для примера гляньте на обычные наручные электронные часы. Попробуйте сами себе представить, каким образом можно было бы увеличить или уменьшить размер отображаемых ими цифр? Мне видится только один способ - поменять сам дисплей.

Дисплеи жидкокристаллических мониторов и матрицы фотоаппаратов устроены примерно по тому же принципу что и дисплей наручных часов, поэтому если вы покупаете камеру с разрешением 4. 1 МП, то и снимать она будет постоянно с разрешением примерно равным 2272 на 1704 пикселей и никак иначе. Если вы покупаете жидкокристаллический дисплей с разрешением 1024 на 768 точек, он будет всегда показывать вам картинку именно с этим разрешением, какое бы богатство настроек режимов не имелось в драйверах WINDOWS.

Так каким образом фотокамеры позволяют снимать с разным разрешением, а дисплеи могут показывать нам не только "родные" для них разрешения? А очень просто, в них встроена программа, которая или сжимает или напротив расширяет выводимую картинку, в зависимости от наших запросов. То есть если вы говорите 4. 1 мега пиксельному фотоаппарату сделать снимок с разрешением 640x480, он сначала делает снимок 2272 на 1704 точек, а затем программным путем уменьшает его до указанного вами размера. В отличие от программного увеличения картинки, при ее программном уменьшении качество не теряется. В этом случае программа, встроенная в фотоаппарат не несет "отсебятину", а просто удаляет ставшие лишними точки.

По тому же самому принципу действуют и жидкокристаллические дисплеи. Если вы устанавливаете в WINDOWS разрешение экрана 800 на 600, а матрица рассчитана на разрешение 1024 на 768, то дисплею остается всего два варианта выбора. Во-первых, вывести картинку, занимающую не все пространство экрана, а только его часть, либо программно масштабировать (растянуть) картинку до полного размера экрана 1024x768. Чаще всего мониторы идут по второму варианту. При этом качество выводимого изображения существенно снижается по сравнению с качеством родного для них разрешения.

Дабы быть справедливым замечу, что в некоторых, сравнительно дорогих моделях фотоаппаратов, камера умеет как бы перефокусировать свою оптическую систему так, чтобы задействовать при снимках с небольшим разрешением только часть матрицы, но в обсуждаемых недорогих аппаратах подобная техника, как правило, не применяется.

Как я уже говорил выше, уважающие себя производители фотоаппаратов указывают в спецификациях своих камер максимальное разрешение снимка соответствующее тому, которое можно получить на установленной матрице, без махинаций с программной пост-обработкой полученного изображения. Так для фотоаппарата Medion 9700 заявлены следующие разрешения снимков, которые можно выставить в меню аппарата: 2272x1704, 1600x1200, 640x480 пикселей. На первый взгляд тут все правильно. Первое разрешение вполне приемлемо для заявленного размера матрицы в 4. 1 МП. Оставшиеся два разрешения получаются путем программной обработки снимков. И все бы было хорошо, если бы не одна неясность.

А с чего, собственно говоря, нам известно, что в фотоаппарате действительно используется матрица 4. 1 МП? Разные нечестные на руку производители и тут используют много разных способов написать одно, а в реальности сделать совершенно другое. Наиболее популярный способ это установка в фотоаппарат бракованных матриц, содержащих "битые" пиксели с края матрицы. При этом оптическая система фотоаппарата строится таким образом, что в реальности работает с изображением не вся поверхность матрицы, а только ее часть. Таким образом, несмотря на наличии в матрице 4. 1 МП, в реальности изображение строится, к примеру, только из 3. 1 МП, если еще и того не меньше. В дальнейшем, способом о котором я вам рассказывал выше, изображение масштабируется до заявленных размеров.

Выявить такой "подлог" нам поможет еще один очень распространенный недостаток жидкокристаллических матриц, а именно битые пиксели.

"Битые" и "горячие" пиксели.

Как я вам рассказывал выше, любая жидкокристаллическая матрица состоит из огромного количества отдельных ячеек - пикселей. Так как ячеек много, то некоторые из них, в процессе производства окажутся неисправными. Выглядит такой «битый» пиксель как белая точка на фотографии. При этом точка присутствует на всех фотографиях и всегда находится в одном и том же месте. В отличие от них, так называемые «горячие» пиксели, как правило, окрашены в разные цвета и расположены в произвольных местах фотографии. Проявляются «горячие пиксели» как правило, в том случае, если вы снимаете подряд несколько снимков на долгой «выдержке». Объяснение причин их появления уходит в физику процесса изготовления матриц, и я так с места не берусь перевести его на русский язык (ибо сам до конца не понимаю). Так или иначе, «горячие пиксели» это распространенный дефект присущий, в той или иной степени, всем цифровым фотоаппаратам. Некоторым больше, некоторым меньше. Даже в пределах одной модели и одной партии фотоаппаратов, количество "горячих пикселей" у разных экземпляров одной и той же модели может различаться, поэтому обязательно проверяйте их наличие при покупке. Как это сделать я вам расскажу чуть ниже.

Выбрасывать уже готовые матрицы из-за нескольких неисправных пикселей никто из производителей не станет, это не выгодно. Поэтому в BIOS фотоаппарата встраивается специальная табличка, в которой перечислены все обнаруженные в процессе тестирования сбойные пиксели. Программное обеспечение фотоаппарата, в момент съемки, «заглядывает» в эту табличку и автоматически корректирует полученную матрицей картинку, вместо битого пикселя взяв значение одного из соседних. На глаз такая подмена совершенно незаметна, поэтому многие из владельцев дорогих аппаратов пребывают в уверенности, что уж их то аппарат точно не подвержен этой напасти. Это довольно широко распространенное заблуждение. Повторю еще раз, битые пиксели есть у подавляющего большинства аппаратов вне зависимости от их «крутизны».

Иногда в процессе тестирования выявляются не все битые пиксели, в этом случае покупатель, самостоятельно обнаруживший дефект, может обратиться в сервисную службу производителя и там, с помощью специального программного обеспечения, обнаруженный сбойный пиксель заносится в табличку и больше не будет вас раздражать. Чем-то этот подход напоминает маскировку сбойных секторов у жестких дисков. Как вы понимаете «лечить» сбойные пиксели дешевых китайских аппаратов у нас некому, да и тестируются они из рук вон плохо, поэтому, на большинстве недорогих аппаратов, сбойные пиксели присутствуют в том или ином количестве. Покупая недорогой фотоаппарат, обязательно проверьте его на этот вид неисправности. Вы вполне можете найти аппарат, у которого битых пикселей вообще нет, а рядом будет лежать экземпляр с кучей битых пикселей прямо в центре матрицы.

Проверить наличие битых пикселей не так уж и сложно. Закройте объектив фотоаппарата крышкой или просто ладонью. Затем сделайте несколько снимков во всех разрешениях, которые позволяет выставить фотоаппарат, выставив минимально допустимую им компрессию (а лучше и вовсе ее отключите). Собственно говоря, вполне достаточно сделать один кадр с рабочим разрешением матрицы и минимально возможным уровнем самодеятельности программного обеспечения фотоаппарата, к примеру, увеличения или напротив уменьшения контрастности. Но весь фокус состоит в том, что мы то с вами как раз этого разрешения матрицы то и не знаем! Мало ли что наши китайские братья по разуму написали на корпусе фотоаппарата! Поэтому проверяем все доступные разрешения.

Как я и писал выше, выглядеть битый пиксель будет как белая точка на черном фоне. Если вам «повезло» и вы его обнаружите, то можете с уверенностью сказать, что разрешение, на котором сделан снимок, является рабочим для матрицы вашего аппарата. Во всех остальных разрешениях, программное обеспечение фотоаппарата «замазывает» битые пиксели в процессе изменения размера картинки. Поэтому, кстати, фотоаппарат, имеющие битые пиксели, позволяет делать снимки меньшего разрешения, на которых битых пикселей нет. Так на моем экземпляре фотоаппарата Medion 9700 имеется один битый пиксель, расположенный в нижней части экрана. Проявляется он только при разрешении снимка 2272x1704 с минимальным уровнем компрессии. Это разрешение соответствует заявленному размеру матрицы. Таким образом, я могу с уверенностью утверждать, что 4. 1 МП у моего фотоаппарата «честное». А так как я обычно делаю снимки с разрешением 1600x1200, мне этот битый пиксель вообще не мешает.

Для того чтобы проверить ваш аппарат на наличие «горячих пикселей», вам придется потрудиться немного больше. Для начала найдите, где именно на вашей модели фотоаппарата расположен датчик, задающий экспозицию (выдержку). На моем аппарате Medion 9700, он расположен точно над объективом и выглядит как небольшое прозрачное окошечко. Закрываете это окошечко пальцем, заставляя, таким образом, электронику фотоаппарата считать, что вокруг вас стоит кромешная тьма. Если вам обнаружить датчик не удаться, просто спрячьте фотоаппарат в темное место, например, целиком засуньте под одежду.

При попытке сделать снимок, фотоаппарат самостоятельно настроит экспозицию сцены таким образом, чтобы попытаться получить приемлемый снимок в таких «темных» условиях. А именно, выставит максимальную выдержку и на максимум откроет диафрагму. Именно этого мы с вами и добиваемся. Дальше действуем точно также как при тестировании битых пикселей, а именно закрываем объектив (крышкой или рукой) и делаем несколько снимков подряд на каждом доступном разрешении. Пяти снимков на каждом разрешении обычно вполне достаточно. В том случае, если ваш фотоаппарат подвержен этой проблеме, при просмотре полученных снимков, вы увидите цветные пятнышки, хаотически расположенные в разных местах черного фона снимка. Иногда горячие пиксели проявляются на каком-либо одном разрешении, иногда их вообще нет. Смотрите и тестируйте конкретные экземпляры фотоаппаратов. Обнаружив дефект, попросите дать вам другой экземпляр и проверьте его, возможно, он окажется лучше того, который вы только что смотрели.

А нужны ли вам большие мега-пиксели?

Завершая рассказ о параметрах матриц фотоаппаратов, нам осталось поговорить об еще одном их аспекте, а именно пресловутом количестве мега-пикселей (МП). Том самом параметре, по которому большинство покупателей и судят о «крутизне» той или иной модели цифрового фотоаппарата. На мой взгляд, гнаться за размером матрицы более 3. 1МП особенно не стоит. Сейчас я попытаюсь обосновать эту мою спорную точку зрения, возможно, вы и согласитесь с моими выводами.

Покупая фотоаппарат, следует сразу для себя решить, зачем он вам нужен. Если вы планируете совершать с его помощью коммерческую съемку на документы или печатать на принтере плакаты метр на метр это одно. Если же вам фотоаппарат нужен для создания своей личной фотолетописи или вы планируете публиковать снимки в Интернет это совершенно другое.

Снимки для домашней коллекции.

Специфика снимков для домашней коллекции прямо вытекает из того, что смотреть вы их будете, скорее всего, на экране компьютерного монитора. Да! Да! Сейчас, стоя перед прилавком магазина, вы убеждены, что каждый сделанный вами снимок вы распечатаете на принтере и повесите на стену, на радость вашим домашним. Поверьте на слово, стоимость специальных фото картриджей, и не менее специальной фотобумаги для вашего принтера, очень быстро отобьет у вас это желание. Также, буквально через месяц другой, у вас накопится такое количество снимков, что распечатать их все будет просто нереально. Поэтому, нравится это вам или нет, но большая часть вашей фотоколлекции осядет у вас на жестком диске или на CDROM, а смотреть вы их будете на компьютерном мониторе. А раз так, то снимки стоит делать в том разрешении, которое является обычным для вашего монитора. У большинства пользователей компьютеров, стоят 17 дюймовые мониторы. Для них номинальным является разрешение 1024 на 768 пикселей.

Даже если вы предпочитаете использовать разрешение 1280 на 1024 пикселя, вам, для получения адекватного размеру экрана снимков, более чем достаточно 2. 1 мега пиксельной камеры. Снимки большего размера не добавят заметного на глаз качества изображению на мониторе. Напротив, так как файл с картинкой высокого разрешения существенно больше и в размере, то он требует от компьютера большей вычислительной мощности для своего отображения на экране. Даже на моем компьютере ATHLON XP 2500+, с объемом памяти 512 Мб, фотографии, сделанные в разрешении 2272 на 1704 пикселей, подтормаживают при выводе на экран. Происходит так из-за того, что компьютеру сначала приходится распаковать изображение из формата JPEG, а затем масштабировать его до используемого мной разрешения экрана 1152 на 864 точки. Получающаяся почти секундная задержка слегка раздражает при просмотре слайд-шоу. При просмотре фотографий напрямую с флэшкарты, на которую велась съемка, дополнительным источником подтормаживания является низкое сравнительное быстродействие кард-реадера, ведь объем JPG файла с фотографией может достигать 2Мб.

Фотографии с максимальным разрешением имеет смысл делать только тогда, когда нужный вам объект занимает только незначительную часть всей экспозиции. Другими словами, на будущей фотографии нужный вам объект либо очень маленький, либо расположен далеко от вас. В этом случае, высокое изначальное разрешение снимка позволит вам увеличить объект без особых потерь, а затем отрезать лишний фон, приведя размер всей фотографии к тому, что вам нужен. Предположим, вы снимали нужный вам объект с большого расстояния, и по какой-то причине не смогли воспользоваться режимом ZOOM (приближения). При попытке увеличить фрагмент кадра, сделанного с изначально низким разрешением, вы получите зернистое изображение. В том же случае, если вы изначально сделали кадр размером 2272 на 1704 пикселей, то вы сможете, не теряя качества снимка, вырезать из него фрагмент, скажем 640 на 480 пикселей.

Таким образом, если вы тайный агент, и обычно делаете снимки небольших объектов с большого расстояния, то вам следует выбрать камеру с максимально большим размером матрицы и телеобъективом в придачу. Если же вы обычный пользователь, то смело можете купить камеру с меньшим разрешением матрицы и при необходимости просто пользоваться режимами ZOOM или макросъемки. Об этом режиме работы фотоаппарата мы еще поговорим особо, мне и тут есть, что вам порассказать.

Отдельного разговора заслуживает и ситуация, при которой вы планируете рассылать снимки своим друзьям по электронной почте. В этой ситуации высокое разрешение снимка ваш самый главный враг. Однажды, я получил по почте письмо от одного читателя, в котором он просил меня дать консультацию по поводу видеокарты. Дабы «мне было легче ориентироваться», он приложил к своему письму в десять строчек текста две фотографии своей карты, так сказать в «фас» и «профиль». Каждая картинка весила более 2 мегабайт. Я чуть не поседел, дожидаясь пока письмо загрузится с моего медленного почтового сервера. Что я ему написал в ответ вы, думаю, и сами догадываетесь. Скажу только, что, это не было консультацией по поводу его видеокарты. Да и вообще, планируя, так или иначе, распространять фотографии среди своих знакомых, подумайте о том, как вы их будете переносить между разными компьютерами. Если вы планируете снимать в высоком разрешении, а затем делиться своим творчеством с друзьями, я бы вам сразу посоветовал приобрести пишущий CDROM и большое количество «болванок». Второй выход, научиться пользоваться специальным программным обеспечением, уменьшающим размер файла за счет ухудшения параметров изображения. А может лучше сразу делать снимки так, чтобы ими легко было пользоваться? Тогда зачем вам "навороченная" камера?

Поговорив о бытовом применении фотоаппарата, давайте перейдем к более специфическим случаям его использования. Я себе выбирал камеру, ориентируясь в первую очередь на то, что использоваться она мной будет для изготовления иллюстраций к моим статьям. Причем иллюстрации мне необходимы двух видов, отдельно для публикации материала в сети Интернет, и отдельно для печатной версии в газете.

Снимки для Интернет.

Особенность картинок размещенных в Интернет заключается в том, что они должны обладать по возможности наименьшим размером файла. Большие картинки, во-первых, занимают много места на сервере, а место на сервере это синоним денег которые вы платите за хостинг. Помимо того интернет страничка с большими картинками очень долго загружается в браузер посетителя сайта. Велика вероятность того, что среднестатистический посетитель, отчаявшись дождаться какой либо реакции от вашей странички, просто отменит ее загрузку и уйдет по ссылкам дальше, помянув вас как дизайнера недобрым словом. Те же из них, кто пришел на вашу страничку специально, вероятнее всего просто отключат в своем браузере показ изображений и таким образом ваше творчество никто никогда не увидит. Поэтому если вы планируете размещать свои снимки в Интернет, не делайте их в чрезмерно высоком разрешении. Размер 640 на 480 пикселей более чем достаточен.

Дизайнеры веб страниц обычно используют специальное программное обеспечение, позволяющее изменять размеры и степень сжатия картинок на своих страницах. Главное в этом деле, добиться минимального размера файла и при этом по возможности не потерять качество снимка. С этой целью дизайнер обычно варьирует формат файла изображения (GIF или JPG) и количество используемых цветов, в зависимости от содержимого фотографии, а также изменяет степень сжатия картинки. Из используемых с этой целью программ наиболее популярен пакет ADOBE IMAGE READY.

Изменять качество сжатия получаемого JPG файла научились и большинство современных камер. Фотоаппарат Medion 9700 не является исключением из этого правила. Камера позволяет задать три возможных градации компрессии изображения называющиеся FINE (компрессия минимальна), STANDARD (обычное значение) и ECONOMY (максимальная компрессия). Нужный режим задается через меню фотоаппарата перед съемкой. Таким образом, перед тем как сделать кадр, вам доступны 9 настроек качества будущего снимка. Три разных разрешения и три качества компрессии для каждого из этих разрешений.

Для того чтобы наглядно оценить искажения, вносимые каждым видом компрессии, я закрепил перед фотоаппаратом однодолларовую банкноту на расстоянии 4 см и сфотографировал ее в режиме макросъемки в разрешении 2272x1704 последовательно со всеми тремя видами компрессии. Затем загрузил полученные фотографии в компьютер и сел разглядывать.

Ну что вам сказать, режим ECONOMY, безусловно, отличается от FINE и STANDARD большей смазанностью картинки. Впрочем, смазанность эта заметна только при большом увеличении изображения. В частности, проявляется она при просмотре теней от листьев, окружающих цифру 1 в левом верхнем углу банкноты. Говорите, что не видите там тени? А вы внимательнее посмотрите. Таким образом, если не увеличивать картинку, разницы между всеми тремя режимами практически нет. Режим FINE от режима STANDARD отличается еще меньше. Поэтому особого смысла гнаться за меньшим сжатием я также не вижу. Вместе с тем, если вы делаете снимок с изначально низким разрешением, например 640 на 480, разница в виде компрессии проявляется уже сильнее, хотя видно ее, опять таки, только при попытке впоследствии увеличить какой либо из фрагментов изображения.

Сделав снимок в самом «худшей» из допустимых комбинаций разрешения и компрессии, а именно 640x480 ECONOMY, я получил JPG файл, размер которого составляет всего 36 килобайт. Сравните с более чем 2 мегабайтами, получаемыми в режиме 2272 на 1704 FINE! Я загрузил полученный файл в программу ADOBE IMAGE READY и предпринял попытку дополнительно уменьшить размер файла с картинкой. Так вот, мне это не удалось! При любом дополнительном программном "ухудшении" изображения, картинка начинала заметно искажаться. Таким образом, если вы планируете выкладывать сделанные снимки в качестве иллюстраций к своим материалам, публикуемым в Интернет, данная комбинация разрешения и компрессии прямо таки создана для этой цели. Вам можно не использовать какие либо специальные программы для того, чтобы оптимизировать размер файла, все уже оптимизировано за вас самим фотоаппаратом. И что меня удивило, оптимизировано довольно неплохо.

Снимки для печатных изданий.

К изображениям, прикладываемым в качестве иллюстраций к статьям в печатных изданиях, предъявляются уже другие требования. Размер файла тут совершенно не важен, зато становится важен размер фотографии при печати. Тут у нас в дело вступает еще один фактор, а именно разрешение изображения, выражаемое в точках на дюйм. Обозначает этот параметр вот что. Предположим у вас есть фотография, размер которой в ширину составляет 1000 пикселей (точек). При разрешении 100 точек на дюйм вы получите, при печати, оттиск шириной 10 дюймов. Если же разрешение составляет 10 пикселей на дюйм, то при той же ширине картинки в 1000 пикселей, печатный оттиск будет уже размером 100 дюймов. Уловили зависимость?

Фотоаппарат делает картинки с разрешением 68 DPI. Этого разрешения более чем достаточно для публикации фотографий в Интернет или просмотра на дисплее. Проблема в том, что редакции печатных изданий обычно просят высылать им иллюстрации с разрешением 300 DPI и шириной 10 см. Перекодировать одно разрешение в другое совсем несложно, и качество снимка при этом не меняется. Для перекодировки изображения существует множество программ. Я сам, к примеру, пользуюсь XNVIEW

(http://www.xnview.com). Но в процессе перекодировки печатный размер снимка уменьшается. Поэтому идеальным разрешением съемки подобных иллюстраций является режим 1600x1200 (компрессия по вашему вкусу). Изначальный размер снимка составляет 60 на 40 см при разрешении 68 DPI. После перекодирования снимка в 300 DPI, размер печатного оттиска составляет уже 13. 5x10 см. Подобный размер снимка соответствует заданному в том случае, ели вы снимаете, держа фотоаппарат боком (PORTRAIT), и позволяет подрезать лишнее на фотографии, сделанной обычным образом (LANDSCAPE).

Таким образом, и опять мы убедились в том, что разрешения матрицы 2. 1МП вполне достаточно и для получения фотографий для печатных изделий. Так зачем платить больше, если разницы не видно?

Вывод.

У вас на языке наверняка уже вертится вопрос, раз я такой умный, то зачем я себе самому купил камеру с разрешением 4. 1 МП? Мой ответ будет достаточно простым. Мне просто никто не предложил по небольшой цене приемлемой камеры. Распространенные "мыльницы", с разрешением 2. 1МП, сами по себе являются дешевыми изделиями, обладающие фиксированным фокусом и пластиковыми линзами. У них не было оптического ZOOM и других нужных мне потребительских возможностей. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов проблему битых пикселей, о которых я вам писал выше. За счет того, что родным разрешением моего фотоаппарата является 4. 1 МП, я легко маскирую имеющийся на нем сбойный пиксель, снимая в основном с разрешением 1600 на 1200. Впрочем, при редкой необходимости сделать качественный снимок, я легко могу его "замазать" и самостоятельно. Для этого достаточно воспользоваться любым графическим редактором.

Продолжение следует.

(с) Герман Иванов.

http://german2004.da.ru
 

Ссылки:


При перепечатке сохранение раздела "Ссылки" обязательно!!!