Устанавливаем операционные системы. VirtualPC: “Песочница” для администраторов локальных сетей Устанавливаем операционные системы. VirtualPC: “Песочница” для администраторов локальных сетей Продолжение. Начало в КГ №44 В предыдущей статье мы с вами пробежались по меню настроек программы VirtualPC и сегодня наконец займемся самым интересным, а именно созданием виртуальных машин. Нажимаете кнопку New PC, и перед вами открывается окно мастера создания новой виртуальной машины. В первом поле ввода вас попросят ввести название вашей будущей PC. Под этим именем она будет показываться в списке имеющихся у вас виртуальных компьютеров. Я вам рекомендую дать машине название, совпадающее с операционной системой, которую вы планируете впоследствии на нее установить. По всей видимости, той же схемы наименования виртуальных машин придерживаются и сами авторы программы. Если вы, к примеру, назовете свою машину WinXP, то в дальнейших диалогах программа сама предложит вам оптимальные настройки для операционной системы Windows XP. Это правило сработает и в том случае, если вы назовете свою машину FreeBSD. Программа не подвержена фанатизму сторонников той или иной платформы и равно "дружит" с разными операционными системами. Мы с вами будем в дальнейшем тренироваться на операционных системах "Майкрософт", поэтому давайте назовем нашу будущую машину WinXP и попробуем установить на нее эту операционную систему. Набираете название "WinXP" и жмете кнопку Next. В ответ появляется экран, на котором вам предлагается выбор из трех пунктов. Первый пункт, озаглавленный Guide Me, предлагает вам наиболее детальный способ создания машины. Вам будут предложены для подтверждения все параметры вновь создаваемого виртуального компьютера. Вы можете посмотреть и при необходимости отредактировать те из них, значения которых вам не понравятся. С помощью второго пункта, называющегося Create a default PC, вы создаете некую предопределенную машину, наиболее подходящую для выбранной вами операционной системы. Фактически этот пункт делает примерно то же самое, что и первый. Просто в этом варианте вас избавляют от ненужной необходимости путешествовать по экранам мастера. Вы как бы сразу соглашаетесь со значениями всех параметров, проставленных в программе по умолчанию. Третий пункт, Duplicate an existing PC, предназначен для клонирования настроек с ранее созданной виртуальной машины. Если вам потребовалось растиражировать несколько экземпляров ранее созданных виртуальных машин, то этот выбор — для вас. Используя этот пункт, учитывайте один нюанс. Дублируются только настройки PC. Жесткий диск к новой машине не подключается и не клонируется из диска исходной машины. Если вы хотите растиражировать какую-либо виртуальную машину, заранее сделайте копию с ее файла образа диска и подключите ее к ее вновь созданной машине. Две виртуальные машины не могут работать с одного образа диска, поэтому вам и приходится заблаговременно сделать с него дубликат. Мы с вами пойдем по наиболее полному — первому способу создания виртуальной машины и посмотрим, что мастер нам может предложить в этом случае. В следующем окне нам предлагается выбрать операционную систему, которую мы хотим в дальнейшем установить на нашу будущую машину. Список возможных операционных систем довольно велик и… ни к чему вас не обязывает. Вы вполне можете выбрать из списка Linux, а впоследствии установить на этот компьютер Windows XP или OS/2. Единственное, что вы сейчас выбираете, — так это набор значений по умолчанию для последующих страниц мастера. Чем более подходящую операционную систему вы сейчас выберете, тем меньше вам придется править полей на последующих страницах этого мастера. Выбираем из списка Windows XP и нажимаем кнопку Next. На последующем экране нам c вами сообщают, что для выбранной операционной системы рекомендуется задать объем оперативной памяти равным 128 мегабайтам. Пониже этой рекомендации расположено поле выбора, в котором мы должны указать, хотим мы изменить это значение или нет. Если вы выберете Yes, внизу появится ползунок, с помощью которого вы сможете указать желаемое количество оперативной памяти для вашей машины. Выбрав объем оперативной памяти, нажимаем кнопку Next и переходим к созданию жесткого диска нашего будущего компьютера. Нам предлагается на выбор два варианта: С помощью варианта Select an existing hard disk image мы можем воспользоваться ранее созданным с помощью этой программы образом диска. Этот режим довольно удобен для того, чтобы "подцепить" виртуальные винчестеры, вместе с установленными на них операционными системами. Они у нас могли остаться, к примеру, от прежних инсталляций программы. Как я вам рассказывал в прошлой статье, с помощью этого пункта я легко подключил диски, созданные этой версией программы, к Virtual PC 2004. Вы можете полностью удалить с компьютера программу VirtualPC, но до тех пор, пока у вас лежат файлы образов, вы всегда сможете получить свои виртуальные машины назад, просто подмонтировав нужный файл образа диска. Второй вариант, называющийся Create a new hard disk image, предназначен для создания нового виртуального винчестера. Выбираете этот пункт и жмете кнопку Next. На следующем экране вам будет предложено указать путь и имя файла нового образа диска. Я вам рекомендую выделить под образы жестких дисков логический диск, на котором у вас имеется много свободного места, так как эти образы довольно объемны. Указываете путь к нему и имя файла и жмете Next. Перед вами оказывается финальный экран мастера. На нем перечислены те значения, которые вы указали ранее, и расположены три кнопки. С помощью одной из них вы сможете вернуться назад и что-либо подправить. Вторая кнопка, Finish, завершает мастер создания новой машины с сохранением изменений. Третья кнопка, Cancel, обрывает работу мастера, и виртуальная машина при этом не создается. Создавая виртуальный винчестер, вы наверняка обратите внимание на то, что вас нигде не спросили о его размере. Дело в том, что по умолчанию мастер новой виртуальной машины создает так называемые динамические диски. Их размер зависит от объема записанных на них данных. Если вы желаете создать обычный, привычный для всех, диск, обладающий фиксированным размером, воспользуйтесь мастером создания нового диска. Он обладает значительно более широкими возможностями, чем мастер создания новой виртуальной машины. Помимо создания дисков фиксированного размера, с его помощью можно подмонтировать к программе обычный раздел основного компьютера или целый физический диск. Также имеется возможность, с которой я сам до конца пока не разбирался, а именно возможность создавать так называемые Differencing disk image. Если я все понимаю правильно, то это диски для системы Undo, описываемой ниже по тексту этой статьи. Кроме всего прочего, с помощью этого мастера можно создавать не только образы жестких дисков, но и образы дискет, а также менять параметры уже имеющихся образов диска. К сожалению, в этой статье я уже не успею подробно рассказать вам о мастере создания новых дисков, иначе мы с вами не успеем закончить рассмотрение мастера создания операционных систем. Мы с вами сейчас находимся на последнем, заключительном, экране этого мастера. Давайте нажмем на кнопку Finish и этим закончим его работу. Вновь созданная нами виртуальная машина добавляется в список имеющихся виртуальных машин. Вам становятся доступными кнопки Setting, Delete и Start Up. Давайте посмотрим, для чего именно они предназначены. Кнопка Delete предназначена для удаления виртуальной машины. При этом файл образа диска не удаляется, и вы впоследствии легко сможете вернуть вашу машину назад. Для этого просто пробегаетесь по экранам мастера создания новой виртуальной машины и говорите, что вы хотите подключить уже имеющийся файл образа диска. Кнопка Start Up запускает виртуальную машину. Она является примерным аналогом кнопки включения питания вашего обычного компьютера. Подождите, не нажимайте ее пока, давайте посмотрим, что нам предложит следующая кнопка. Кнопка Setting. Предназначена она для настройки конкретной виртуальной машины. После того как вы по ней щелкнете, перед вами появится окошко, внешне здорово смахивающее на окно настроек, с которым мы знакомились в прошлой статье. Давайте рассмотрим назначение имеющихся в нем разделов. Страница PC Info. Содержит всего одно поле ввода, в котором указано имя виртуальной машины. Вы можете с помощью этого поля ее переименовать. Ничего сложного. Страница Memory. Все тот же ползунок, с помощью которого вы можете изменить объем выделяемой виртуальной машине памяти. Значение этого параметра нельзя изменить на уже запущенной виртуальной машине (на ходу). Страницы Hard Disk1, Hard Disk2, Hard Disk3. Предназначены они для подключения к виртуальной машине дополнительных псевдовинчестеров. В роли таких жестких дисков выступают файлы образов, созданные с помощью соответствующего мастера программы. Расположен мастер в меню File. Ниже по тексту мы с вами рассмотрим его работу. Я сам использую подобные дополнительные "винчестеры" для того, чтобы перебрасывать нужные файлы на виртуальные машины, для которых нет поддержки расширений VirtualPC и на которых, следовательно, нельзя воспользоваться механизмами Drag'n'Drop или Shared Folder. К таким операционным системам относятся, скажем, OS/2 или Linux. Для того чтобы иметь возможность хоть как-то в обход сети передавать на них файлы, я заготовил файл образа диска, отформатированного под FAT, и передаю файлы на нем. Для этого достаточно "подцепить" его к виртуальной машине с Windows XP, переписать нужные файлы, а затем переключить образ диска на машину с этими операционными системами и таким образом получить доступ к нужным файлам уже там. В принципе, можно также для этого создать ISO-образ компакт-диска и подключить его к нужной машине как виртуальный CDROM, но эта операция, на мой взгляд, более хлопотна. К уже запущенной машине диски подключить нельзя. Предварительно ее необходимо выключить. Так что о Hot Swap и не мечтайте. Закладка Undo Drives. Довольно любопытная возможность программы. Предположим, вы создаете виртуальную машину для того, чтобы протестировать работу той или иной программы. Так вот, включив режим Undo Drives, вы сделаете так, что все изменения, вносимые в вашу систему этой программой, пишутся не на жесткий диск (хоть и виртуальный), а в специальный файл отката. Поигравшись с возможностью этой тестовый программы, вы можете "Выйти без принятия изменений" из виртуальной машины. При этом никакая информация на жесткий диск виртуальной машины записана не будет. При следующем запуске виртуальной машины все будет выглядеть так, как будто вы эту программу на нее никогда и не ставили. В том же случае, если программа окажется полезной, вы можете указать, что все изменения следует перенести на жесткий диск. При таком варианте программа будет установлена на ваш диск обычным порядком. Данная "фича" предоставляет широкие возможности для отладки процесса инсталляции приложений или исследования способов защиты программного обеспечения от копирования. На закладке Undo Drives расположено одно поле выбора из двух альтернатив и текстовое поле, в котором следует указать путь к папке, используемой системой для отката. Если вы выберете первый пункт выбора Ask to Undo Changes, то Virtual PC будет вас каждый раз по выходу спрашивать, нужно ли совершить откат всех изменений к исходному состоянию диска. Если вы укажете второй пункт, Always Undo Changes, откат будет осуществляться автоматически, ничего у вас не спрашивая. Следующая закладка называется CD/DVD ROM. На ней расположен единственный пункт, в котором можно указать, что VirtualPC следует прицепить эмулятор компакт-диска не на первый, а на второй IDE-контроллер. В этой ситуации у вас больше шансов добиться его работы в режиме DMA. Закладка Floppy состоит также из одной "галочки". С ее помощью вы выбираете, следует ли Virtual PC автоматически подключать дисковод при наличии в нем дискеты. Для пользователя Windows этот пункт настроек покажется довольно странным, а вот пользователям Unix-систем его предназначение самоочевидно. Дело в том, что Virtual PC работает со сменными носителями по идеологии, принятой в этой операционной системе. Недостаточно просто вставить компакт-диск или дискету в соответствующий дисковод. После этого необходимо ее подмонтировать с помощью соответствующей команды в меню программы. Точно так же недостаточно просто вынуть дискету из дисковода. Перед этим ее необходимо сначала "отмонтировать", опять-таки, командой в соответствующем меню. Если вы забудете это сделать, Virtual PC не заметит смены диска и будет по-прежнему считать, что диска в дисководе нет (или там вставлен предыдущий диск). В качестве ложки меда в бочку дегтя этой "фичи" программы замечу, что, помимо реальных дисков, в систему можно монтировать и заранее заготовленные образы дискет или компакт-дисков. В этом случае установка операционных систем идет куда как побыстрее. Значение этого пункта можно изменять на уже запущенной виртуальной машине. Закладка Shared Folders. Этот пункт становится активным только в том случае, если на виртуальной машине находится операционная система из линейки Windows, и на нее проинсталлированы расширения Virtual PC. С его помощью вы можете подключить один или несколько произвольных каталогов вашего реального компьютера к виртуальной машине. В ней этот каталог будет видеться на манер сетевого диска. Вы можете подключать и отключать такие каталоги прямо на ходу, не перезапуская виртуальную машину. Закладка Mouse. Также состоит из одного пункта, прямо зависящего от наличия на виртуальной машине расширений Virtual PC. Если вы отметите Use host pointer integration, то мышь на вашем реальном компьютере будет расценивать окно виртуальной машины как обычное окно Windows-приложения. Указатель мыши станет свободно в него заходить и выходить, вы сможете пользоваться Cut and Paste, Drag' n' Drop и тому подобными естественными для пользователя Windows вещами. Вам больше не придется нажимать Host key для того, чтобы попасть в окно виртуальной машины или покинуть его пределы. Значение можно менять на уже запущенной машине. Закладки COM1 и COM2 позволяют подключить к виртуальной машине реальные COM-порты вашего компьютера или текстовый файл в качестве заглушки для исследования его работы. Вам предлагается указать номер реального порта, который должен отражаться на соответствующий порт виртуальной машины. Также от вас требуется сказать, необходимо ли сразу захватить COM-порт, или же стоит предварительно подождать, пока кто-нибудь из недр виртуальной машины к нему обратится. Значение можно менять на уже запущенной машине. Закладка LPT port предназначена для подключения реального принтерного порта к порту на виртуальной машине. Вам следует указать, какой именно из реальных портов должен для нее выглядеть как LPT1. Это значение почему-то менять на уже запущенной машине нельзя. Закладка Network. Задает способ работы виртуальной машины в сети. Тема настроек сети довольно сложна и требует базовых знаний, которых я в этой статье так, между делом, вам дать не смогу. Поэтому лишь вкратце пробегусь по значениям пунктов на этой закладке. Предлагаются следующие варианты: 1. Вариант None. Машина не подключена к сети. Вообще. Действительно, если вы не планируете соединять эту виртуальную машину с другими, зачем понапрасну тратить ресурсы вашего основного компьютера? 2. Вариант Shared Networking (NAT). Ваша машина разделяет IP-адрес с основным компьютером. За счет этого обстоятельства виртуальная машина без каких-либо проблем может пользоваться, скажем, доступом к Интернет основной машины. 3. Вариант Virtual Switch. В этом случае в вашей системе эмулируется виртуальный switch. Каждая запущенная виртуальная машина должна иметь уникальный сетевой адрес. Как я вам и рассказывал в предыдущих статьях, каждая виртуальная машина видится в вашей локальной сети как полноценный компьютер. Вы можете устанавливать на него сетевые службы, да и вообще трактовать ее как обычный сервер. Этот режим предпочтителен в том случае, если вы ставите виртуальные машины для того, чтобы потренироваться в настройках сети. Если вы выберете такой вариант сетевого взаимодействия, вам станет доступен выпадающий список, в котором вам следует указать то, как именно должны контактировать между собой виртуальные и реальные компьютеры в вашей сети. Выбор Local Only. Указывает, что виртуальные компьютеры должны видеть в своем окружении только другие виртуальные машины. Основной компьютер или компьютеры, которые он видит в своем окружении, недоступны. Выбор Local and Host. Указывает, что виртуальные компьютеры должны видеть в своем окружении другие виртуальные машины и свой основной компьютер. Серверы, доступные по сети основному компьютеру, виртуальным машинам недоступны. Выбор Local, Host and External. Наиболее демократичный выбор. Виртуальным машинам доступны любые компьютеры, имеющиеся в вашей сети, включая ваш собственный основной. Выбор External only. Указывает, что виртуальным машинам должны быть доступны только внешние для вашего основного компьютера серверы. Другие виртуальные машины и основной компьютер недоступны. Метод сетевого взаимодействия допустимо изменять на уже запущенной машине. Последняя еще не рассмотренная нами закладка предназначена для поддержки удаленного управления виртуальной машиной с помощью широко известной программы VNC. Пункты настроек, перечисленные на этой закладке, хорошо известны ее пользователям, а остальным, в общем-то, неинтересны. К этим пунктам относится номер экрана, пароль пользователя и разрешение экрана. Для того чтобы получить доступ к виртуальной машине с разрешенным удаленным доступом, вам необходим VNC-клиент. Насколько я понял, VNC-сервер уже вмонтирован в саму VirtualPC. Я вместо VNC пользуюсь RAdmin, так что тут я вам плохой советчик. Проверьте, как все это работает, самостоятельно. Менять на ходу эту настройку нельзя. Продолжение следует. (c) Герман Иванов, http://german2004.da.ru © компьютерная газета |