Покупаем видеокарту GigaByte GeForce 6600GT

А почему не 7800GTX — она же круче? По самой тривиальной причине — финансовой. Вдоволь начитавшись сравнительных обзоров по животрепещущей теме — обгоняет ли Х1900 лидеров от nVidia, перспективнее ли Cross Fire по сравнению с SLI, — рядовой потребитель пересчитывает отложенные зеленые и спускается с небес на землю. А на земле видно, что не более 3% потребителей готово заплатить свыше 600 удобных единиц за системный блок. Это чуть меньше, чем стоит одна лишь топовая видеокарта, не считая остальных "мелочей". Кроме того, путем несложных вычислений можно доказать, что число купленных видеокарт равно числу проданных. Т.е. для наших соотечественников по ту сторону прилавка вопросы продажи видеокарт среднего и низкого ценового диапазона также куда актуальнее, чем единичные продажи монстров.

Почему именно GigaByte? В области массовых графических адаптеров компания прочно утвердилась среди первого эшелона наряду, например, с MSI и ASUS. С 2005 г. GigaByte произвел ценовое репозиционирование. Цены в верхнем mainstream стали где-то посередине между MSI и Palit. В частности, розничная цена для 6600GT — в районе 160 у.е. Парадокс, но качество не упало. Поэтому при покупке как для себя, любимого, выбор колебался бы между GigaByte и MSI — разница в 3-5 у.е. не столь важна, как доступность карты в ближайшей торгующей точке. И уж, конечно, выбор не пал бы на ASUS, где ровно те же характеристики и не более высокая надежность оплачиваются на 20 у.е. дороже. Этот выбор, повторяю, для себя — фанаты ASUS могут покупать то, что им нравится, сколько угодно и по ценам, которые мне не нравятся совсем.

В производственной линейке GigaByte три модели видеоадаптеров PCI-E с чипсетом 6600GT. Для теста, соответственно, были отобраны три пары. Парность видеокарт позволяет опробовать их в режиме SLI. Для сравнения запускались в одиночном режиме видеокарты, стоящие на ступеньку ниже и на ступеньку выше — на чипсетах GF6600 и GF6800. Radeon X800 как аналог GF6600GT по мощности и цене пробовать не будем. Исходя из опыта 2005 г. Radeon последнего года прекрасно работает с материнскими платами на чипсетах Intel, SiS, ULi (Ali) и, естественно, ATI. С nVidia графика от Radeon не дружит издревле, в прошлом году появились конфликты VIA-ATI. Геймерские же ПК для энтузиастов, на которые рассчитаны графические процессоры 6600 GT, строятся в основной своей массе на AMD-nVidia, несколько реже на AMD-VIA. Материнские платы под процессоры AMD на ATI и SiS — редкость, ULi потихоньку вливается в состав nVidia, а Intel по очевидной причине чипсеты под AMD не делает. Не будем сравнивать и с видеокартами AGP 6600 GT, например, с Gigabyte GV-N66T128VP. На таких карточках стоит маленький чип, мост PCI-E — AGP, который делает продукт почти на 20 у.е. дороже и ощутимо греется. 6600 AGP — только для апгрейда, когда не хочется менять старую мамку с AGP 8x ради нового видеоадаптера. Поэтому тестовый геймерский ПК среднего уровня собираем на связке AMD-nVidia. С точки зрения соотношения цена/производительность сейчас оптимальны конфигурации на AMD Athlon 64 socket 754 с рейтингом 2800+ или 3000+. Рассчитанные на socket 939 процессоры Athlon 64 3000+ к концу 2005 г. по цене вплотную приблизились к Intel Pentium 4 530, разве что осталась экономия на блоках питания и системах охлаждения. По версии "для себя" выбрал бы материнскую плату GigaByte GA-K8NE на чипсете nForce 4 4x. SLI на платформе 754 — редкость. Поэтому для теста SLI берем материнскую плату GA-K8N-SLI и процессор Athlon 64 3000+ в 939 корпусе. В тестах с одиночной видеокартой второй графический слот не используем. Целью тестирования была проверка возможностей видеокарт на популярном чипсете 6600 GT в тяжелых для графики играх и в бенчмарке 3DMark2005, а также сравнение цены и производительности пары 6600 GT SLI с одиночной 6800. Вот сравнительные характеристики 5 моделей графических адаптеров GigaByte, принявших участие в сравнительном тестировании:



МодельЧипсетТип и объем видеопамятиКол-во пиксельных конвейеровЧастота GPU, MHzЧастота памяти, MHzРазрядность шины памяти
GV-NX66T128DnVidia GeForce 6600 GTGDDR3 128MB85001000128 bit
GV-NX66T128D-SPnVidia GeForce 6600 GTGDDR3 128MB85001000128 bit
GV-NX66T128VPnVidia GeForce 6600 GTGDDR3 128MB85001120128 bit
GV-NX66128DPnVidia GeForce 6600 DDR 128MB8450500128 bit
GV-NX68256DnVidia GeForce 6800 DDR 256MB12350700256 bit


Кроме чипсета и характеристик памяти, эти видеокарты отличаются охлаждением и некоторыми функциями. GV-NX66T128D и GV-NX68256D имеют обычные активные системы охлаждения — с вентилятором. Остальные оснащены пассивной бесшумной системой охлаждения — массивные ребристые медные радиаторы с обеих сторон видеокарты, соединенные тепловыми трубками. Карты тестировались в крещенские морозы, когда температура в помещении была около 16 градусов. Ощутимого перегрева одиночных карт не наблюдалось, хотя вентиляторное охлаждение явно эффективнее. Бесшумные версии просятся в корпуса с улучшенной вентиляцией. GV-NX66T128VP и GV-NX68256D имеют функцию VIVO. Все, кроме GV-NX66128DP, могут работать в режиме SLI. Набор разъемов для подключения кабелей у видеокарт одинаков: DVI, VGA и TV-out.

Тестовое оборудование:
CPU AMD Athlon 64 3000+ 939.
MB GigaByte GA-K8N-SLI.
2 X 512 Mb DDR 3200 Twin Mos.
HDD Samsung SATA 120 Gb 8 Mb.
Windows XP SP2.
nVidia FW 71.84.

Было установлено разрешение 1280х1024. На экране размером диагонали до 17" дюймов дальнейшее увеличение разрешения не влечет заметного улучшения картинки, но видеосистему нагружает сильно. Это типовое максимальное разрешение для TFT-мониторов 17". Большинство геймеров играют в стандартном разрешении. Все установки и настройки — по умолчанию. Видеокарты тестировались в 3DMark2005, Doom 3, F.E.A.R. и Quake 4. Результаты тестов приведены ниже.

3DMark2005

GV-NX66128DP - 1956
GV-NX66T128D - 2330
GV-NX66T128D SLI - 4716
GV-NX66T128D-SP - 2211
GV-NX66T128D-SP SLI - 4531
GV-NX66T128VP - 2808
GV-NX66T128VP SLI - 4712
GV-NX68256D - 3361

В бенчмарке GV-NX66T128VP показала неожиданно высокий результат в одиночном режиме. В SLI производительность всех трех пар видеокарт примерно равна, причем сдвоенные графические адаптеры заметно опережают видеокарту следующего поколения — GV-NX68256D. Пробуем реальные игровые приложения.

Doom 3

GV-NX66128DP - 29,4 fps
GV-NX66T128D - 33,6 fps
GV-NX66T128D SLI - 36,9 fps
GV-NX66T128D-SP - 33,5 fps
GV-NX66T128D-SP SLI - 35,9 fps
GV-NX66T128VP - 38,7 fps
GV-NX66T128VP SLI - 53,9 fps
GV-NX68256D - 41,1 fps

Картина меняется. Doom-3, некогда образцово трудная игра, по зубам даже сравнительно маломощной GV-NX66128DP, которая и при повышенном разрешении выдала в среднем 29,4 fps. В реальной игре некоторые тормоза, в которых можно упрекнуть видеокарту, с провалом частоты кадров до 10 fps возникают при резких поворотах главного персонажа с полной сменой картинки. Достаточно снизить разрешение до стандартного, и игра при средних настройках качества не вызывает нареканий. Включение SLI много добавляет паре видеокарт GV-NX66T128VP, которые обходят карту на 6800. GV- NX68256D опережает остальные тестированные варианты графики.

F.E.A.R.
GV-NX66128DP
min - 6 fps
av - 10 fps
max - 19 fps

GV-NX66T128D
min - 6 fps
av - 11 fps
max - 21 fps

GV-NX66T128D-SP
min - 6 fps
av - 11 fps
max - 20 fps

GV-NX66T128VP
min - 9 fps
av - 16 fps
max - 31 fps

GV-NX68256D
min - 12 fps
av - 24 fps
max - 52 fps

Встроенный тест F.E.A.R. проверяет способность ПК поддерживать эту самую требовательную по системным ресурсам игру на сегодняшний день. Он выдает три показателя: Min Frame Rate, Average Frame Rate и Max Frame Rate. Тест ни разу не прошел до конца в режиме SLI, картинка "ломалась" по горизонтали в середине экрана, и ПК зависал. На этом разрешении хорошая играбильность была продемонстрирована только с GV-NX68256D. GV- NX66T128VP, опередив аналоги на 6600GT, также показала удовлетворительный результат, хотя в реальной игре возникает желание понизить разрешение до 1024х768.

Quake 4

GV-NX66128DP - 34,1 fps
GV-NX66T128D - 37,3 fps
GV-NX66T128D SLI - 45,0 fps
GV-NX66T128D-SP - 37,1 fps
GV-NX66T128D-SP SLI - 43,8 fps
GV-NX66T128VP - 51,4 fps
GV-NX66T128VP SLI - 52,9 fps
GV-NX68256D - 54,9 fps

Это игровое приложение полегче для железа, чем два предыдущих, поэтому игра на повышенном разрешении достойно поддерживается всеми графическими адаптерами. Ни одна из пар SLI не догнала по производительности одиночную GV-NX68256D. Еще мини-тест. Обрезаем тестовый стенд на 100 у.е.! Процессор меняется на Sempron 3000+ 754, материнская плата — на GA-K8NE, остается одна планка памяти на 512 Mb, и на все это водружается видео GV-NX66T128VP. Результат прогонов игр в разрешении 1280х1024 совсем мало уступает вышеприведенным. Только в Quake 4 система показала заметную разницу: 43,5 fps против 51,4 на тестовом стенде с платформой 939. Выводы и впечатления от описанных тестовых прогонов несколько отличаются от того, что приходилось читать на данную тематику. Неожиданным оказался заметный отрыв в производительности в одиночном режиме GV-NX66T128VP от других графических карт на том же чипсете, хотя по техническим характеристикам отличается только частота памяти.

Не было ничего непредсказуемого в явной нецелесообразности SLI на этих видеокартах. По самому серьезному техническому параметру — стоимости — система SLI не выдерживает конкуренции с одиночной картой следующего поколения. Пара видеокарт 6600GT стоит в розницу порядка 320 у.е, а одна 6800 — около 225 у.е. Пара SLI 6600GT заметно превзошла видеокарту на 6800 лишь в синтетике — в реальных играх 6800, как правило, оказывалась быстрее. Причем использовалась далеко не самая продвинутая версия графики на 6800 — есть варианты помощнее и немного подороже — но все равно куда дешевле 2х 6600GT. Это помимо более дорогой материнской платы с двумя графическими разъемами и мощного блока питания. Логика обеспечения возможности режима SLI на 6600GT в том, что на момент анонсирования SLI графический процессор 6600GT был топовым у nVidia. Возможность заметного роста производительности по сравнению с топовым X800 у главного конкурента (ATI) и вызвала к жизни SLI. Сейчас какой-то смысл в SLI остается только в приобретении и спаривании двух видеокарт 7800GTX для получения рекордной производительности видеосистемы. А интерфейс SLI с карт 6600GT не сняли: если его убрать, конъюнктурно-рекламная подоплека всей шумихи с SLI будет еще очевидней. В SLI видеоадаптеры нагревались сильнее. Обе 6600GT, не оснащенные вентилятором, при длительной работе в SLI перегревались и предоставляли счастье любоваться синим экраном. Поэтому, как ни пошло и консервативно звучит, в игровом ПК лучше смотрится одна видеокарта, производительность которой соответствует требованиям геймера. При этом большинство требований игроков удовлетворяются тестированными выше графическими адаптерами GigaByte.

Наилучшая в линейке 6600GT — GV-NX66T128VP. Ее цена всего на 5-6 у.е. выше, чем у GV-NX66T128D, а прирост производительности вполне заметный. Главный ее недостаток, как и у многих "бесшумных" карт — низкая эффективность системы охлаждения, требующая дополнительного корпусного кулера на вытяжку теплого воздуха. От одного вентилятора избавились, другой появился — спрашивается: за что боролись? Если удовлетвориться стандартным разрешением и не замахиваться на F.E.A.R., вполне хватает и GV-NX66128DP с ощутимой экономией около 35 у.е. по сравнению с 6600GT. К тому же, GV- NX66128DP — единственная из бесшумных тестированных здесь видеокарт, которая не беспокоила нагревом. В Рунете достаточно специализированных публикаций, анализирующих производительность видеокарт nVidia 6200-6800, поэтому не буду повторяться и пытаться объяснить результаты тестов различиями в чипсетах и видеопамяти. Для покупателей приведенной здесь информации достаточно, если мало — введите "nVidia 6600GT" в любой русский поисковик и получите море ссылок. А если честно, то критика недостатков видеокарт — брюзжание. На самом деле, очень добротные, качественные, надежные продукты, приобретение которых не чревато разочарованием. И поэкспериментировать с ними — настоящее удовольствие, которого желаю и вам. Пусть с единственной, приобретенной для домашнего компа видеокартой.

Александр Марков


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2006 год в рубрике железо

©1997-2024 Компьютерная газета